НОД по развитию речи "Сравнение предметов по существенным признакам. Работа со словом"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Сравнение предметов по существенным признакам, работа со словом»
Сравнение предметов по существенным признака работа со словом.
Словарь и работа с предложением
Учить детей сравнивать предметы, выделять существенные признаки, подбирать синонимы к именам прилагательным, оценивать предложения по смыслу и выносить исправления.
Предложить детям назвать то, что они видят вокруг, какие предметы? Найти отличие одного предмета от другого.
Воспитатель помогает детям выделять существенные признаки(размер, форма и материал из которого этот предмет сделан) например(пластмасса).
Назвать одним словом прилагательным(пластмассовые), предложить найти еще предметы из этого же материала. Рассмотреть предметы из дерева, стекла….., и задать такие же вопросы.
Предложить детям игровую ситуацию : «Два одинаковых человека» (рост, одежда, цвет волос одинаковые), как их можно различить(имя).
И предметы мы отличаем по названиям(мяч)- что значит слово мяч- игрушка, какой он круглый.
Прочитать детям стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Обсудить сдетьми, что есть ничего не значащие слова, не имеющие смысла.
Вспомнить прошлое занятие и сказку которую придумывали дети «Как ежик зайца выручил».
Вспомнить какой был еж (смелый) придумать слова синонимы (близкие по смыслу)храбрый, отважный.
А заяц наоборот был (трусливый), предложить также придумать слова к прилагательному трусливый близкие по смыслу (боязливый, пугливый).
Предложить детям ситуацию: « Воспитатель был в гостях в другой группе, записал, как говорят дети».
Прочитать предложение детям и попросить исправить ошибки : Это я проснул сестренку. Мамочка, я тебя громко, громко, люблю. Папа, иди шепотом.
Спросить у детей после каждого предложения, можно ли так сказать? Как надо сказать? Как сказать правильно?
В случае неправильного ответа, не спешить давать оценку, а спросить : «Вы думаете можно так сказать? Кто исправит?
На эти предложения дети реагируют слихом, это говорит о том, что ребята чувствуют неправильное сочетание слов по смыслу.
Вот видите, когда не думаешь, какое слово сказать, говоришь совсем другое, не подходящие по смыслу, и получается неправильно и смешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...
Мастер класс для педагогов "Игровая технология в познавательном развитии ребёнка" Дидактическая игра "Отгадывание предметов по заданным признакам"
Познакомила воспитателей и првела с ними игры с предметами, использовала загадки....
Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы
Тема: Сравнение предметов по двум признакам величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...
Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков....
Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам
Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений...
Продолжать учить различать один и много предметов. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
Продолжать формировать знание детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг )....
Карточки существенных признаков животных
Карточки существенных признаков животных...