Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
картотека по математике

Яна Геннадьевна Сухова

Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

Старый, дряхлый, маленький, ветхий

Храбрый, злой, смелый, отважный

Яблоко, слива, огурец, груша

Молоко, творог, сметана, хлеб

Час, минута, лето, секунда

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

Платье, свитер, шапка, рубашка

Книга, телевизор, радио, магнитофон

Мыло, метла, зубная паста, шампунь

Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

Назови, слова, обозначающие домашних животных

Назови, слова, обозначающие диких животных

Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

Назови, слова, обозначающие водный транспорт

Назови, слова, обозначающие овощи

Назови, слова, обозначающие фрукты

Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

«Назови, одним словом».

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты:

- Рисовать

- Писать

- Использовать, как палочку,

- Указка

-  Градусник для куклы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Буклет "Игры и упражнения на развитие психических процессов"

Буклет, раздатка для родителей с перечнем игр и упражнений на развитие психических процессов...

Семинар-практикум для родителей. Тема «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ»

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию...

Игры и упражнения для развития психических процессов.

laquo;Играем – внимание развиваем».«Играем – восприятие развиваем».«Играем – память развиваем»...

Игры и упражнения по развитию познавательных процессов детей при подготовке к школе

Игры и упражнения по развитию познавательных процессов детей при подготовке к школе...

Игры и упражнения для развития мнестических процессов

Игры и упражнения для развития мнестических процессов для детей дошкольного возраста...