НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа о весне"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

план-конспект по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

на тему:  «Составление описательного рассказа о весне»

Образовательная область: «Речевое развитие».

Обучающие задачи:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  • формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;         стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  • закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
  • способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
  • воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: картины «Весна» (март, апрель, май), письмо в конверте, воздушный шар, карточки-подсказки, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, давайте друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, пингвины! Рассказываю вам про весну.

Весна.

Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась

льдом. Дети надели тёплые шубы. Побежали ручьи.»

«Дорогие ребята! Пишет вам Пингвинёнок Лоло. Я и мои друзья никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста? Мы писали письмо Незнайке. И он нам ответил. Вот его письмо:

     кажется, что Незнайка что-то напутал. Расскажите нам всё о весне.

Пингвинёнок Лоло.

Проблемная ситуация.

- А как вы думаете, почему Пингвинёнок Лоло и его друзья не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?

(Мы можем отправить им картину, где изображена весна и описать ее. Рассказать, что происходит весной).

Ребята, понравился ли вам рассказ Незнайки?

-Чего весной не бывает? А когда это бывает?

-Что бывает весной? (дети перечисляют, воспитатель выставляет схематические рисунки)

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-А смогли бы вы исправить ошибки Незнайки и составить новый, правильный и интересный рассказ о весне? Нам нужно не только Незнайку исправить, но и ещё рассказать Лоло, что такое «Весна».

-Если мы будем работать дружно, всё у нас получится.

 Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)   

             

Игровое упражнение «Загадки»

Воспитатель:

-Я загадаю вам загадки, а вы скажите, про что так можно сказать?

-Тёплое, ласковое, яркое, лучистое?           Солнце.

- Голубое, высокое, чистое?                         Небо.

-Весёлый, звонкий, быстрый?                      Ручей.

-А кто сможет мне загадать такую загадку?

Дети:

-Грязный, рыхлый, чёрный?                           Снег.

-Тёплая, долгожданная, солнечная?               Весна.

-Молодая, мягкая, зелёная?                             Травка.

-Молодцы.

Игровые упражнения по обучению грамоте.

Воспитатель:

-Всё, что мы перечислили, бывает лишь весной.  А какие новые родственные слова мы можете образовать от слова «весна»

Дети называют и затем хором читают слова с карточек.

ВЕСНА

ВЕСЕННЯЯ

ВЕСНЯНКА

ВЕСНУШКИ

             

Воспитатель:

- Каждому времени года характерны свои слова. Какие слова вы бы выбрали для «Весны»?

Дети называют и затем хором читают слова с карточек.

  СОСУЛЬКА

КАПЕЛЬ

ПРОТАЛИНА

 ПОДСНЕЖНИК

 ГРАЧ

Воспитатель:

-Это, конечно же, ещё не всё, есть ещё множество слов. Например, ледоход, половодье….

- Что же такое «весна»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит весна?

- Природа пробуждается после зимних холодов.

- Сколько весенних месяцев?

- А теперь давайте попробуем составить красивые, полные предложения о весне.

- Но сначала поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

(пальчики «здороваются» с большим. Начиная с указательного)

Побежал в саду ручей,

(«бегут» пальчики по столу)

Прилетели сто грачей

(кисти рук крест на крест, машут)

А сугробы тают, тают

(сжимая разжимая кулачки)

А цветочки подрастают

(трясут кистями, пальцы вверх)

- У вас на столах лежат конверты в них карточки-подсказки, которые вам помогут составить предложения.

- Рассказывать свои предложения вы будете по очереди.

- Какую картину вы сейчас описали, какой месяц на ней изображен? (апрель)

- Именно эту картину и ваш рассказ мы и отправим Пингвинёнку Лоло.

На картине автор изобразил весну. Весной вся природа просыпает после зимней стужи. Ярче светит солнце. По голубому небу плывут белые, пушистые облака. Солнце греет сильнее, снег начинает таить, и появляются проталины, распускаются подснежники. Пробивается первая зеленая травка. Деревья стоят еще без листьев, но на них уже набухают почки. С теплых стран возвращаются птицы. Поверхность озера освободилась ото льда. В нем как в зеркале отражаются стволы деревьев.

В весенний солнечный день дети (имена детей) решили погулять по парку. Они уже поменяли свою теплую зимнею одежду на легкую весеннюю. У детей на ногах резиновые сапоги, чтоб не промочить ноги. (можно описать одежду каждого ребенка)

У детей веселое настроение. Они очень рады приходу весны.

- А теперь давайте немного разомнемся.

Физминутка

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Игровое упражнение «Грач»

Воспитатель:

-Ребята в своих рассказах, вы говорили о птицах. Предлагаю вам поиграть с грачом в прятки. Он будет прятаться, а вы будете говорить, куда он спрятался.

-Грач на ветке, в гнезде, около ручья, на проталине, под деревом, за деревом……

Молодцы.

 Чтение стихотворения Дружининой «Весна»

Что весной творится!

Прилетели птицы!

Тает снег и тает лёд,

И на речках – ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле.

Ливень льёт как из ведра,

Грянет гром: «Весна» «Ура»

- Ребята, а вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы ей рады.

Мы с вами много говорили, поиграли. Я тоже очень рада весне. А больше всего меня радует, что время мы провели с пользой. Что полезного вы сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитие «Составление описательного рассказа о питомцах».

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитие «Составление описательного рассказа о питомцах» для детей  средней группы....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Составление описательного рассказа о весне. "Секреты Весны-Красны".

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Составление описательного рассказа о весне. «Секреты Весны-Красны».Цель: закрепить у детей знания признаков весенних явлений природы...