Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занияти по обучению грамоте в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rr.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Знакомство: Слыш.
Дата проведения:_______
Цель: продолжать упражнять в правильном звукопроизношении звуков – з, -с, -ш, -в;
Программные задачи: учить запоминать и угадывать звучание разных предметов и криков животных; учить выделять звуки в словах; развивать речь детей правильное звукопроизношение звуков -с, -з, -ш; воспитывать культуру поведения;
Интеграция О.О.: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие;
Планируемые результаты: запоминают и угадывают звучание разных предметов и криков животных, выделяют звуки в словах;
Предварительная работа: заучивание скороговорки «На крыше у Шуры жил журавль Жура», проведение дидактической игры «Какой звук потерялся?»
Оборудование: магнитофонная запись со звуками дождя, ветра, лая собаки, и др. игрушечные домашние животные, картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одной буквой, музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчик, трещетка;
Методические приемы:
I Вводная часть.
1.1. Организация детей сидя на стульчиках полукругом. Сообщение цели НОД: Сегодня мы будем запоминать и угадывать звучания разных предметов и животных.
1.2. Рассказ воспитателя о сказочном персонаже Слыш:
В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша. Слыш любил гулять в своем сказочном городе и сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними. Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом. А потом зазвенел другой колокольчик - на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то слева, то справа, то впереди, то сзади.
1.3. Вопросы к детям:
-Понравился ли вам рассказ?
-О ком был этот рассказ?
- Что любил делать Слыш?
II Основная часть.
2.1. Музыкально- дидактическая игра «Где звенит колокольчик». Ход игры: Взять в колокольчик, позвонить в него, затем предложить одному из детей закрыть глаза послушать, где звенит колокольчик-справа, слева, внизу, вверху или сзади от него. Предложить ребенку открыть глаза и показать или сказать, где звенел колокольчик.
2.2. Рассказ воспитателя про звучание разных музыкальных инструментов: Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане – «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти-ли-ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.
2.3. Музыкально-дидактическая игра «Какой музыкальный инструмент звучит?». Ход игры: Разложить на столе перед детьми несколько музыкальных инструментов, например: барабан, бубен, колокольчик. Предложить одному из детей самому извлечь звуки из этих инструментов и запомнить, как каждый из них звучит. Затем этот ребенок закрывает глаза, в этот момент сыграть на одном из музыкальных инструментов. Затем предложить ему открыть глаза и показать, назвать, какой инструмент звучал.
2.4. Рассказ воспитателя про лес: В лесу у Слыша было несколько любимых дорожек из камней. Камни громко стучали под его ногами, ударяясь друг о друга. Потом Слыш поварачивал на песчаную дорожку. До его больших ушей доносилось легкое шуршание теплого песка. Рядом бежал ручеек. Слыш шлепал по воде и слушал, как весело плещется вода под его ногами. Чтобы не забыть эти звуки, Слыш принес в лес три баночки: в одну он положил камешки, в другую насыпал песок, а в третью набрал журчащей водички. Дома Слыш разложил перед собой баночки, потом взял одну из них и начал ее тихонечко трясти- раздался шелест плеска. Потом Слыш взял другую баночку- в ней загремели камешки. А в третьей – плескалась вода. Так он гремел баночками и узнавал, что в них находиться.
2.5. Дидактическая игра «Что звучит в баночке?» Ход игры: Взять три прозрачные баночки, положить в одну камешки, в другую насыпать песок, в третью - налить воду. Предложить детям рассмотреть баночки, погреметь ими и послушать, что как звучит. Затем спрятать баночки за ширму, погреметь какой – нибудь баночкой. Дети должны угадать на слух, что звучало.
2.6. Рассказ воспитателя про разные звуки за окном: Однажды после прогулки по журчащему ручейку Слыш промочил ноги и заболел. Пришел доктор, выписал ему волшебный цветочный сок и сладкие клубничные таблетки. Слыш лежал в кроватке и принимал лекарства. Чтобы не было скучно, он стал прислушиваться к звукам, доносившимся из окна: вот подул сильный ветер, а вот запрыгали капельки дождя по подоконнику, зашуршали ветви деревьев, а вот запели птички. Послышались голоса жителей сказочного города, лай собаки.
2.7. Дидактическое упражнение «Какие звуки ты слышишь?». Ход игры: Предложить детям прослушать магнитофонную запись с различными звуками (шум дождя, ветра, звуки улицы, лай собаки и др.). Детям нужно прослушать звуки и угадать, что или кто их издает.
2.8. Рассказ воспитателя про громкие и тихие звуки: Потом Слышу послышался тихий-тихий стук молоточка: тук-тук-тук. Это кто-то из его соседей строил себе новый красивый дом далеко на улице. Но вдруг удары молотка стали громкими: ТУК-ТУК-ТУК. Это сосед за стенкой прибивал гвоздик. Слыш поднял большие уши от удивления: оказывается, звуки могут слышаться тихо и громко. И он опять услышал: «тук-тук-тук», «ТУК-ТУК-ТУК».
2.9. Дидактическая игра «Громко-тихо». Ход игры: Взять игрушечный молоточек. Постучать молоточком сначала тихо, потом громко. На громкий стук дети должны хлопнуть один раз в ладоши, на тихий топнуть один раз ногой. Затем можно вызвать одного из детей и предложить ему постучать молотчком, а остальные дети должны угадать. Можно использовать карандаш или палочку вместо молоточка.
2.10. Рассказ воспитателя про голоса разных животных: Вскоре Слыш поправился и побежал гулять на улицу. Здесь было столько всего интересного! Слыш увидел лохматого песика, который громко лаял: «ав-ав». Из-за дома показались рога, и он услышал:»му-му». Это соседская корова шла гулять на лужок. На дереве щебетали птички: «чирик-чирик». На окне дома сидел большой рыжий кот и мурлыкал: «мур-мур». Слышу так понравились голоса животных, что он стал их повторять. А потом он закрывал глаза и пытался узнать, кто с ним здоровается. Его большие уши услышали собаку, кошку, корову, птичку.
2.11. Дидактическое задание «Угадай, кто говорит». Ход игры: Спрятать за ширму игрушечных домашних животных. Спрятаться за ширму так, чтобы дети не видели ваших губ. Далее нужно произносить с разными интонациями и высотой голоса звукоподражания: му-му, ав-ав, мяу-мяу и др. Когда дети угадали, чей звучал голос, то им показывается фигурка или игрушка соответствующего животного.
2.12. Физкульминутка «Раз-согнулись!»
Раз-согнулись, разогнулись! Два-нагнулись, потянулись!
Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре-руки шире. Пять-шесть-тихо сесть.
III Заключительная часть.
3.1. Продолжение рассказа воспитателя: Потом Слыш побежал в лес, немного попрыгал по своим любимым дорожкам, выбежал на волшебную полянку и прислушался. Вдалеке струился маленький родничек: «с-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев: «в-в-в», комарик пищал тоненьким голоском: «з-з-з», медленно проползла змейка, шурша: «ш-ш-ш». Уже наступил поздний вечер, а Слыш все слушал и слушал волшебные звуки. С тех пор он часто приходил на лесную полянку, запоминал и угадывал звучание разных предметов и крики животных.
3.2. Дидактическое упражнение «Угадай по звучанию». Ход игры: Предложить детям представить, что они сидят на полянке и слушают разные звуки. Произносите звуки «с-с-с», «ш-ш-ш» т.д. Дети должны правильно угадать чему или кому принадлежит этот звук.
3.3. Рассказ воспитателя про похожие слова: Одной из любимых игр Слыша была игра в похожие слова. Эти слова звучали почти одинаково, но отличались одним звуком. Слыш нарисовал картинки с этими волшебными словами. Он раскладывал картинки и находил предметы: вот удочка, а это уточка, бочка-почка, печка-свечка. Была коза-а стала коса, крыса-крыша. Как только Слыш узнавал похожие слова, он сразу рисовал новые картинки.
3.4. Дидактическая игра «Покажи картинку». Ход игры: Предложить детям помочь найти Слышу нужную картинку. Предварительно нужно подобрать картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одной буквой. Вы называете слова, а кто-то из детей выходит выбирает правильную картинку, затем вы с остальными детьми проверяете правильно ли ребенок выбрал картинку. Если ребенок путает изображения, повторите слова еще раз, выделяя звуки, которыми они отличаются.
3.5. Рефлексия:
-Понравился ли вам рассказ?
-О ком был этот рассказ?
-Понравилось ли вам играть?
-В какие игры мы играли?
-Какие звуки запоминали и угадывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...