Конспект по рассматриванию картины Шишкина "Утро в сосновом бору"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морозова Анастасия Александровна

Конспект по развитию речи. Рассмотривание картины "Утро в сосновом бору" Шишкин для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkin_utro_v_sosnovom_boru.docx798.28 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

ФИО педагога, должность: Морозова Анастасия Александровна, воспитатель

Возрастная группа воспитанников: старшая группа

Наименование образовательной организации: МБДОУ№ 2 «Журавушка»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Составление описательного рассказа по картине Шишкина «Утро в сосновом бору»

Цель: Формировать у детей представления о живой природе и развитие интереса к рассматриванию картины.

Задачи:

  1. Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Продолжать формировать умение воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом, тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Расширять словарь детей образными выражениями, прилагательными.
  2. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помочь почувствовать художественный образ картины;
  3. Воспитывать любовь ко всему окружающему, видеть красоту и желание охранять и беречь природу.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»        

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Методы и приемы: Словесные: (чтение стихотворения, беседа, художественное слово, вопросы к детям, пояснения); Наглядные: (рассматривание портрета И. И. Шишкина и картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»); Игровые: (дыхательная гимнастика «В лесу», физкультминутка, пальчиковая игра);

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации (познавательно-исследовательская, игровая, общение деятельность) вопросы: «Развитие речи»

Форма организации детей: фронтальная

Материал и оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», портрет И. И. Шишкина, запись музыки О. Серебровой «Утро в лесу», стихотворение Екатерины Кириловой «Утро в лесу».

Планируемый результат: 

1.Дети будут уметь составлять рассказ по картине, у детей будет развита зрительно пространственная ориентировка, будут уметь работать в группе (коллективе).

 Предварительная деятельность с воспитанниками: наблюдение за деревьями, беседы о разных жанрах живописи, д/и. «Я художник», «Дикие животные». Чтение художественной литературы (К.Г. Паустовский, В. Бианки, М. М. Пришвин, К. Д. Ушинский). Рассматривание картин о природе.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

поддержки

детской

инициатив

1 часть – вводная

Цель : Создать образовательную ситуацию для плавного и постепенного ввода детей в совместную деятельность со взрослым .

Создание образовательной ситуации

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! (Воспитатель предлагает присесть на стульчики)

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

- Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Екатерины Кириловой «Утро в лесу». Послушайте.

(Гуляет солнце в дремлющем лесу, Лучами тонкими касаясь веток,

И смахивает раннюю росу,

Листочки согревая ярким светом.)

- Ах, как дивно описала лес поэт Екатерина Кирилова! Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту нам помогают не только поэты, но и художники. Есть художники, которые пишут картины о природе, эти картины называют пейзажами, а художников – пейзажистами.

 - Ребята, как называют картины о природе?

- Как называют художников, которые пишут картины о природе?

- Картины о природе называют пейзажами.

- Художников, которые пишут картины о природе, называют пейзажистами

2 часть – основная

Цель: Учить детей описывать картину в определённой последовательности.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

 - Мы сегодня рассмотрим картину, которую написал замечательный художник И. И. Шишкин. Посмотрите на его портрет. Он жил в России и очень любил рисовать лес. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой. Он стоит, опершись на длинную трость в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. В народе его называли – лесной богатырь, царь леса. И.И. Шишкин очень любил природу и всегда восхищался, её красотой.

-Есть у Ивана Ивановича картина «Утро в сосновом лесу». Давайте полюбуемся ею. (Воспитатель включает музыку, которую написал композитор В. Салманов «Утро в лесу» (детская пьеса). Детям даётся некоторое время насладиться звучанием музыки и содержанием картины. 

 - Что вы чувствуете, слушая музыку? (пение птиц, запах лесных цветов и т.д.).

-Ребята, что вы видите на картине?

-Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

Какое время суток изображено на картине? -Да, утро. Солнца не видно, но его лучи заливают светом макушки деревьев. Сосны стройны и величавы.

 - Какие цвета использовал художник, чтобы передать картину утра?  

 - Что можно увидеть на небе?

- Облака какие?

- Лес стоит какой?

 Дыхательная гимнастика «В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить пять- шесть раз. 

- В центре картины трое медвежат и мама медведица. Медвежата шаловливые, маленькие, мохнатые веселятся на дереве. А один из них смотрит куда-то вдаль. Он самый любопытный. Медвежата играют на старой сосне, её сломало бурей, ствол расщеплен, корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Он кажется таинственным и сказочным. Только здесь могут играть беззаботно медвежата, сюда не ступала нога человека.  - Ребята, что такое буря?

- Да, ребята, правильно, только буря – это очень сильный ветер.

- Ребята, что вы видите в центре картины?  - Правильно, в центре картины можно увидеть медвежат с медведицей.

- Что делают медвежата?

- Опишите медвежат, какими их изобразил художник?

- Что можно о них сказать?

 - Что делает мама – медведица?

- Молодцы, а давайте обратим внимание на того медвежонка, который куда-то смотрит.

- Как вы думаете, что он там увидел?

- Я тоже так думаю. Это он пытается рассказать о чём-то важном и красивом.

-Так о чём же медвежонок старается рассказать.

- Хорошо вы все подметили, почему вы так решили?

- Но вот как интересно: мы с вами солнышка на картине не видим, а медвежонок уже его увидел.

- Догадались, где на картине изображено место просыпающегося солнышка? Покажите его.

-На этой картине изображены лес и медведи.

-На картине время года лето. Листья на деревьях зеленого цвета.

- Время суток утро.

- Художник использовал темные, холодные тона красок. Верхушки сосен более светлые, яркие.

- Можно увидеть облака.

 - Облака нежные, розовые.

- Лес стоит густой и непроходимый. 

- Буря – это ветер.

-В центре картины мы видим медведицу с медвежатами и поваленные деревья.

- Двое медвежат играют на поваленной с корнем сосне, а мама за ними присматривает.

- Художник изобразил медвежат шаловливыми, маленькими, мохнатыми, а третий медвежонок любопытный.

-они неуклюжие, забавные, в густых мохнатых шубках;

- мама-медведица внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любой момент броситься им на помощь.

 (ответы детей) 

 

- Медвежонок говорит о наступлении утра

- Так как солнце только что взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

- Как художник изобразил утро в своей картине?

 - Правильно, туман, и на заднем плане картины пробиваются золотые лучики солнца. Художник хотел показать пробуждение природы. И когда смотришь на картину, даже чувствуется утренняя прохлада. Давайте немного согреемся. Физкультминутка «Веселые мишки»

Утром в сосновом бору (подпрыгивают)

Затеяли мишки игру:

Забравшись на дерево, мишки (взмахи руками)

Кидали сосновые шишки…

А мама - медведица сердится: (качают головой)

- Слезайте! – кричит им медведица. – Вы что ж опять натворили? Такую сосну повалили! Но маму не слушают дети. (легко бегут по кругу)

Довольны собою медведи: - Пусть с виду мы косолапые, (показывают, как ходит медведь)

Зато мы ребята не слабые!

- Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник?

- Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они высокие, могучие.

- Ребята, кто из вас знает, как называется лес, в котором растут сосны?

- Лес, в котором растут сосны, называют сосновый бор.

Воспитатель читает стихотворение: «Сосны до неба хотят дорасти,

Ветвями небо хотят подмести,

Что-бы в течение года

Ясной стояла погода».

Пальчиковая гимнастика «Деревья» Всем в лесу на удивленье  

Разные растут деревья:

Вот уперлась в небеса, вся смолистая сосна

Распустила ветви-косы, белоствольная береза  

Как во полюшке былинка, тонкая растет осинка  

- Какая крона у сосны?

- Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?

 - Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес и почему? (Чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу, художник подобрал оттенки зелёного цвета). Педагог предлагает поразмышлять и о погоде в лесу: тихо здесь или ветрено. Обобщая детские высказывания, он может дать небольшой описательный рассказ этого пейзажа. -Тихо в лесу. Деревья даже не шелохнуться. Но бывают и шумные дни. Налетают ветра, ураганы. Не каждая сосна выдержит такую непогоду. Вот одна сосна и не выдержала, повалилась на землю и сломалась под грозовым ударом. От бурь и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль… Но сейчас тихо. Весело резвятся медвежата в этой густой лесной чаще. Утро в лесу. Солнышко просыпается…

- Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса?

- Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё. Опять тихо, начинает звучать музыка. 

Ребята, мы с вами рассмотрели картину художника Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». На картине художник изобразил ранее утро, не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

(ответы детей)

- Художник нарисовал сосны.

(трут ладони друг о друга) (открывают ладони и

растопыривают пальцы) (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

(«фонарики» с движением сверху вниз)

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

- Крона у сосны редкая, ажурная.

- Главный цвет в лесу зелёный.

- Художник нам рассказал о картине кистью и красками.

? - Хочется попасть в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох).

Ребята благодарят музыку, картину и стихи за интересную и красивую тайну - рождения утра.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

 

3 часть – заключительная

Цель: Подведение итогов деятельности, создать образовательную ситуацию для плавного и постепенного вывода детей из НООД.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Ребята, давайте вспомним имя художника, чью картину мы с вами сегодня рассматривали?

-В каком жанре написана картина?

-Как она называется?

- Молодцы.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

-Ребята, а за то-что вы хорошо поработали я прочитаю вам сегодня рассказ про то, как собака друга искала

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd51dcd0897/1158725_5.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»

Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

конспект НОД рассматривание картины с последующим рисованием

«Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»,с последующим рисованием на тему « Зимний лес»»....

Конспект НОД Рассматривание картины И. Шишкина «Березняк»

Учить детей составлять описательный рассказ, расширять представление детей о деревьях, воспитывать любовь к природе...

конспект занятия "Рассматривание картины"

Цель: сформировать представления детей о пейзажной живописи, прививать любовь к зимним явлениям природы, расширить словарный запас, знакомство с зимними забавами. Развивающая среда: --- картина К...

Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...