Методическая работа воспитателей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Карпова Татьяна Александровна

С началом нового учебного года за работу принимается городское методическое объединение воспитателей младшего возраста городских муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГМО воспитателей младшего возраста.

С началом нового учебного года за работу принимается городское методическое объединение воспитателей младшего возраста городских муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В состав ГМО входят воспитатели младших групп д/с «Золотой ключик», «Теремок», «Подснежник», «Брусничка» и «Серебряное копытце».

Методическая тема в 2023-2024 учебном году «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик для реализации ФОП».

Заседание №1 «Содержание и основные направления деятельности ГМО» прошло 23 октября 2023 г. в МАДОУ СЦРР д/с «Золотой ключик».

Вопросы, рассматриваемые на МО

  1. Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, обзор методик речевого развития дошкольников.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии со ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создаётся, как мы знаем, для развития индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.

Это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, пространств, уголков, центров для реализации задач пяти образовательных областей. Одной из них является область «Речевое развитие» - она рассматривается, как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении сказки, рассказа, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Таким образом, встаёт вопрос о создании или обогащении речевого мини центра, т.к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Все вы знаете, что ведущей задачей в речевом развитии является развитие связанной речи. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии лексически богатой и грамматически правильной речи. Поэтому речевая зона должна насыщаться речевым материалом по всем направлениям речевого развития.

  1. Изучаем ФОП вместе: «Речевое развитие»

Согласно ФОП п.20.8. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура" и "Красота, что предполагает:

- владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;

- воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).

Содержание образовательной деятельности и задачи в раннем возрасте делится на: развитие понимания речи и развитие активной речи.  В дошкольном возрасте делится на: 1. Формирование словаря: с возраста 3-4 лет разделена на: - обогащение словаря; - активизация словаря.
2. Звуковая культура речи
3. Грамматический строй речи
4. Связная речь
5. Интерес к художественной литературе
6. Подготовка детей к обучению грамоте (с 3-4 лет)

Методическая литература: Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с .: табл. (Правовая библиотека образования).

В ходе первого заседания городского методического объединения воспитателей младшего возраста: педагоги получили краткий обзор рекомендованных методик для обучения развития речи детей в дошкольном возрасте, получили рекомендации по насыщению речевых уголков в разных дошкольных группах, изучили нормативно – правовую документацию, педагогической и методической литературы по реализации ФОП в речевом развитии дошкольников.

Дата проведения: 23 октября 2023 г.

Руководитель ГМО  Карпова Т.А, воспитатель

МАДОУ СЦРР д/с «Золотой ключик»

Присутствовали:

  1. Некрасова Л.В., МАДОУ СЦРР д/с «Золотой ключик»
  2. Карпова Т.А., МАДОУ СЦРР д/с «Золотой ключик»
  3. Матвеева П.А., МАДОУ ясли-сад «Подснежник»
  4. Цивилева Т.В., МАДОУ ясли-сад «Подснежник»
  5. Звягина О.Л., МАДОУ ясли-сад «Подснежник»
  6. Сягова Е.А., МАДОУ д/с «Брусничка»
  7. Куприян И.М., МАДОУ д/с «Теремок»
  8. Молонова Т.Г., МАДОУ д/с «Теремок»
  9. Козлова Н.О., МАДОУ д/с «Серебряное копытце»
  10. Визигина А.А, МАДОУ д/с «Серебряное копытце»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533990","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...

Самостоятельная работа № 8 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ деятельности старшего воспитателя».

Формы методической работы: все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консуль...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Самостоятельная работа №10 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада».

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов об...