Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Григорьева Карина Борисовна

Конспект занятия по речевому развитию "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 г. Туймазы  муниципального  района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект ООД по развитию речи

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Осень»

возрастная группа: дети 6-7 лет

Выполнил:

              воспитатель

                                           Григорьева К.Б.

                                           

                                      Туймазы, 2022

ООД.  Развитие речи.

Тема: «Осень»

Цель: Совершенствование умения свободно высказываться, используя умения и навыки в связной речи.

Задачи:

Образовательные задачи:

Закреплять знания и представления детей об осени.

Упражнять в умение согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Закреплять умение составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки.

Продолжать учить устанавливать связь между признаками в природе и умении делать выводы.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать речевую активность и связную речь детей

Развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться ее красотой.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Словарная работа: кормилица, прожилки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за осенними явлениями, чтение   художественной литературы на тему: «Осень», рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением осенней природы, беседы об осени.

Материал и оборудование: осеннее дерево, листья на липучках, мелодия Шопен «Вальс Осени», конверт с запиской, конверт с заданиями от Осени, мяч с осенними листьями, картинки для рассказа «Составь осенний рассказ», электронная доска, интерактивная игра для электронной доски «Необыкновенный листок», коробка с гостинцами от Осени.

Ход занятия:

В: Посмотрите, сегодня нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся

Д: Здравствуйте!

В: Дети, давайте встанем в круг, и поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «привет»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, Здравствуй, друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

В: Дети, я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте, и скажите, о каком времени года идет речь?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Д: Это Осень!

В: Правильно, дети! А сейчас давайте закроем глазки, и послушаем музыку Осени.

Слушание музыки

В: Открывайте глаза, дети. Понравилась вам музыка?

Д: Да!

В: Какая она?

Д: Веселая, яркая, добрая, разноцветная, и т. д.

В: Молодцы, дети!

Воспитатель поворачивает мольберт, на нем картина с деревом без листьев, рядом конверт.

 В: Дети, посмотрите, здесь записка, давайте прочитаем.

«В гости к Вам я приходила,

Весь сентябрь, октябрь гостила,

Урожай Вы мой собрали

И к зиме готовы стали,

На прощанье Вам подарки,

Захотелось подарить

Их найдете Вы легко,

Собрав дерево моё.

Чтобы листья раздобыть,

Нужно все задания решить!»

В: Кто же нам эту записку оставил?

Д: Осень!

В: Хотите подарков от Осени?

Д: Да!

В: Тогда давайте выполнять задания. (Все задания в конвертах, на них номер задания) Но прежде ем выполнять задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.
1. «Белочка грызет орешки»
2. «Наши осенние листочки ветер качает вправо- влево» («Часики»)
В: Вот и первое задание:
«Осенние слова», вставайте в круг, я Вам буду бросать мяч говорить слово, а вы мне другие слова, которые подходят к этому слову.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к Вам скакать

И вопросы задавать.

Осень – какая? (тревожная, таинственная, спокойная, чудесная)

Настроение – какое? (грустное, веселое, игривое, бодрое)

Небо – какое? (голубое, пасмурное, облачное)

Погода - какая? (переменчивая, дождливая, ветреная)

Лист осенний – какой? (зеленый, желтый, красный)

Осенние месяцы – какие? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Птицы – что делают? (улетают на юг)

Дождь – что делает? (моросит, льет, капает, идет, стучит)

Звери осенью – что делают? (готовятся к зиме, впадают в спячку, делают запасы на зиму)

В: Молодцы, давайте посмотрим следующее задание. Оно называется «Осенний рассказ». Давайте подойдем к доске, и посмотрим на картинки. Нам нужно по каждой картинке составить предложение, а потом из этих предложений – целый рассказ, и картинки расположить в правильном порядке. Справимся?

Д: Да!

( Пример: Осень.

Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет, все чаще идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стайки и улетают в теплые края. Насекомые прячутся до весны. С наступлением холодов люди одеваются теплее. Осенью мы собираем урожай и делаем запасы на зиму, за это и зовут ее кормилицей.)

В: Молодцы, дети! Какой замечательный рассказ у нас получился! Приступаем к следующему заданию: а оно называется «Отдыхалочка».

Мы листики осенние.

На ветках мы сидим (дети покачивают листиками над головой)

Дунул ветер – полетели (бег в разных направлениях)

И на землю тихо сели (приседают)

Ветер снова набежал и листочки все поднял (встают, поднимают руки вверх, покачивают ими)

Закружились, полетели и на землю снова сели (бег в разных направлениях. Возвращаются на свои места) (повторить 2 р.)

В: Посмотрите, как рассыпаны листочки, давайте отправимся по ним, и посмотрим, куда они нас приведут?

Д: Давайте! (Идут по следам)

В: Дети, мы сейчас с вами превращались в листочки, а ведь они могут рассказать о себе много интересного.

Игра «Необыкновенный листок»

В: Посмотрите, листочек находится в середине ватмана (зеленый лист). Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках – дерево, куст, трава. Или дети вставляют картинки в клеточки.

В: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки. (Листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.

В: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа — как он появился на свет?

Дети отвечают.

В: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

В: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета. Дети, а вы знаете, сколько живёт листочек?

Д: Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется.

Дыхательная гимнастика «Ветерок» с осенними листочками (сильный ветер, слабый ветерок)

В: Дети, следующее задание у нас не простое, оно называется «Если бы осень не пришла…». Давайте подумаем, что было бы, если бы Осень не наступила? (Ответы детей)

• Никогда бы не было коротких дней.

• Не смогли надеть осеннюю одежду.

• Не увидели золотую листву.

• Не наблюдали за цветными листьями.

• Не было бы листопада.

• Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.

• Не успели бы улететь птицы на юг.

• Не было бы туманов.

• Не наблюдали бы за инеем.

• Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.

• Не летали бы серебряные нити паутины.

• Не смогли бы поесть сладкой рябины.

• Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.

• Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

• Не убирали бы богатый урожай в огородах.

• Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

• Не лил бы осенний моросящий дождь.

В: Дети, как вы быстро справились с этим заданием. Давайте скорее последнее задание выполнять? Оно называется «Верно – неверно». Я вам буду читать предложение про осень, если это верно, то хлопаем, если не верно топаем, и объясняем, почему.

- В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

- В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

- В ноябре часто идут дожди (Верно)

- В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

- В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

- Ноябрь – это последний месяц осени. (Верно)

В: Молодцы, дети! Справились со всеми заданиями, держите листочки, пойдемте украшать дерево, и искать угощенье от Осени.

(Возвращаются обратно по следам и прикрепляют листики на дерево, находят сундучок)

Рефлексия

В: Дети, Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что мы сегодня делали на занятии? Что понравилось больше всего? А что было самым трудным?

В: Спасибо, дети!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по произведению В. Бианки «Купание медвежат».

Программное содержание. Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точ¬но, последовательно, выразительно; словарь: упражнять в подборе...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Зимушка-зима"

Цель: развитие связной речи детей.Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, совершенствовать  умение составлять рассказ по мнемотаблицам; расширять словарный запас;воспитывать любовь к...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ:Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....