Развивающая речевая среда по ФГОС в ДОУ
презентация по развитию речи

Лебедева Ольга Николаевна
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие: - Речь педагога; - Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; - Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx598.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая речевая среда по ФГОС в ДОУ Подготовила :Лебедева О.Н. 20 23 г.

Слайд 2

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Речевая среда , созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка , поэтому создавая развивающую среду , важно учитывать уровень речевого развития , интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие : - Речь педагога; - Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников ; - Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Слайд 3

1. ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам . Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы. 2. ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. 3. ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. 4. ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений. 5. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания. 6. БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства : это использование говорящим предложений : простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. 7. УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения : умеет ли он определить правильность и целесообразность слов , форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей , специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией , которая формируется на этапе дошкольного детства .

Слайд 4

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые , неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие : - Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения , пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста : синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения . По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания. - Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование . У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения. - Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха , на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка ; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи. - Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь. - Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Слайд 5

Речевые уголки в группах . Методические рекомендации. В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени. Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения . При подборе дидактического материала учитываются : - наполняемость уголка; - разнообразие материала ; - соответствие возрасту ; - доступность; - системность; - эстетика оформления. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием . Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Слайд 6

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп. младшая и средняя группа: -грамотная, педагогически целесообразная речь педагога ; -методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения ( поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности ); -методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать ( беседы, рассказы, чтение ); -организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем. Старшая и подготовительная группа: -грамотная речь педагога ; -методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения ( знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения ); -методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания ( поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения ); -организация восприятия с последующим обсуждением). -создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.

Слайд 7

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду: Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Итак, составляющие речевой развивающей среды : речь педагога, методы и приемы, оборудование. Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи: -На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на поддувание , снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д. -На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для определения звучащих инструментов и т.д. -Дидактические игры для активизации словаря; -Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, литературные уголки; -На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

Слайд 8

Спасибо за внимание!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация развивающей речевой среды в группе"

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

"Развивающая речевая среда"

Консультация для педагогов ДОУ....

"Развивающая речевая среда"

Консультация для педагогов ДОУ....

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....