ООД "Речные рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Работа по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий языка через игровые задания.
Задачи
-Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы»;
-формировать навык согласовании существительных с числительными;
-упражнять в образовании родственных слов.
- закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы
-познакомить со схемой составления небольшого рассказа о рыбе.
- развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;
общую и мелкую моторику; коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;
Материал для занятия Магнитная доска, картинки с изображением рыб, магнитные удочки, картинки «Чего не хватает», схема составление описательного рассказа о рыбах., мяч.
Предварительная работа. Просмотр познавательного фильма «Речные рыбы», рассматривание иллюстраций с изображением рыб, знакомство детей с видами рыб, с их названиями, местами обитания, со строением рыбы. Чтение стихов о рыбах, рассказов, сказок. Разучивание упражнений на развитие координации речи с движением - «Рыбка»
Ход ООД
Организационный момент.
Дети встают в круг
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Развитие общих речевых навыков.
Повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде,
на занятиях, в игре.
Говорим все чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
Основная часть.
1 Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)
О ком эта пальчиковая гимнастика? Верно о рыбке.
Где водятся рыбки? (в воде, в озере, в море, в реке)
Предложить отправится на речку (дети проходят к «речке» ткань)
2 . Игра "Подбери родственные слова к слову рыба»
Вот и пришли мы к речке.
- Как называют маленькую рыбу? (рыбка)
- Как называют большую рыбу? (рыбина)
- Как называют человека, который ловит рыбу? рыбак)(рыболов)
- Что делает рыбак? (Рыбачит)
- Как можно назвать процесс, когда ловят рыбу? (рыбалка)
-- Как называется суп из рыбы? (рыбный)
-Как называются сапоги для рыбалки(рыболовные)…
Вот сколько много мы назвали свами слов, все они родственники между собой, и образованы от слова рыба.
Детям предлагается взять удочки и поймать рыбку, а затем назвать кого же вы поймали. (дети с помощью магнитных удочек ловят рыбу) обращать внимание на полные ответы детей ( Я поймал карпа.. Я поймала налима)
Молодцы! Очень много рыбы наловили
3. Воспитатель просит детей отойти от реки и поиграть с мячом
Д и «Один-пять» Воспитатель называет одну рыбку, а ребенок пять (я поймала одного карпа, а ты... я поймал пять карпов…)
Д и «Что делают» (называние слов, обозначающих действия.)
Что рыбы делают в воде? (играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются…)
Воспитатель кидает мяч, а ребенок называет что делают рыбки.
4. Воспитатель приглашает детей пройти за столы (на магнитной доске размещены речные рыбы)
Какие части есть у рыбы? (голова, чешуя, хвост, плавник…) Рассматривают картинку находят то что назвали.
Д у «Чего не хватает?»
На столе лежат карточки с изображением рыбы, на которых не хватает какой-либо части, дети отвечают полным ответом (У рыбы нет хвоста…)
5.Обратить внимание на схему рассказа, предложить детям составить рассказ о рыбке,
(название, части тела, размер, цвет, где живет, что ест) Обращать внимание на связность рассказа
6 Рефлексия
Предложить взять речной камешек и сказать, что понравилось на занятии.
Обращать внимание на четкость ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речные рыбы. Презентация.
Презентация содержит краткую информацию о некоторых речных рыбах, легких в произношении для детей старшего и подготовительного возраста. Смотря на фото рыб и слушая рассказ учителя-логопеда (или дефек...

Речные рыбы. Закрепление.
В презентации можно управлять карточками со словами и двигать правильный ответ к рыбам....

Занятие по развитию речи "Речные рыбы и морские обитатели".
Познавательный материал для детей старшей группы о речных рыбах и морски обитателях....

Конспект «Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»
Этот коспект фронтального занятия по логопедии поможет вам провести НОД в области "Познавательного развития" весело, занимательно, а главное интересно для ваших воспитанников....

Летний проект по экологическому воспитанию дошкольников "Речные рыбы"
Цель: Развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы. Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о речных обитателях. Задачи:·...

Конспект занятия по познавательному развитию "Речные рыбы"
Данный конспект могут использовать воспитатели старшей, подготовительной группы в работе по познавательному развитию детей при знакомстве с речными рыбами....

Презентация "Речные рыбы"
Презентация знакомит детей с рыбами пресноводных водоемов (с их внешним видом, средой обитания)....