Рекомендации для воспитателей "Волшебная лупа"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Березнёва Валентина Юрьевна

Даны краткие рекомендации по технологии "Волшебная лупа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx473.18 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебная лупа

Педагогическая задача

Занятия в формате «волшебная лупа» направлены на развитие у детей

  • Наблюдательности
  • Речи (словарный запас, умение использовать полные и развернутые предложения)
  • Социально-коммуникативных навыков
  • Представлений об окружающем мире
  • Символической функции (запись или зарисовки результатов наблюдения)

Немного теории

Подобно многим другим активностям в Программе «ПРОдетей», занятия в

формате «Волшебная лупа» проводятся в парах. Работая с партнером, ребенок усваивает социально-коммуникативные навыки (внимание к другому, активное слушание), а также овладевает основами саморегуляции за счет вовлечения в ко-регуляцию (взаимную регуляцию с партнером). Предмет-медиатор (лупа) помогает ребенку оставаться в роли

«наблюдателя» и помогает детям дожидаться своей очереди, не перебивая партнера.

Место в образовательном процессе в течение дня

Занятие проводится с малыми группами детей, работающих в парах (4- 5 пар в одной группе). Воспитатель следит за тем, чтобы дети на каждом

новом занятии меняли партнеров, работая с партнерами разного уровня развития и/или с партнерами различного возраста, образуя гетерогенные (смешанные) пары. Если в группе нечетное количество детей, для ребенка,

оставшегося одним, сначала партнером может быть воспитатель. Однако по мере того, как дети осваивают формат занятия, они могут работать втроем.

Если в группе работают двое взрослых, они могут проводить занятия с двумя группами одновременно. Если в группе работает один взрослый, он работает с частью детей в то время, как остальные дети занимаются

самостоятельно (например, играют в «А у меня, а у тебя» или участвуют в «Чтении с партнером»). Занятие с малой группой обычно длится 10-15 минут и может проводиться в любое время дня 1-2 раза в неделю.

После того, как дети достаточно овладеют процедурой наблюдения, материалы можно поместить в центр науки, где дети смогут самостоятельно проводить наблюдения. В этом случае время занятия определяется временем, отведенным на работу в центрах, и материалы для наблюдения периодически меняются.

Материалы для занятия используются:

  • «Волшебная лупа»- макет увеличительного стекла (вырезанный из картона или другого материала), количество луп в группе определяется из расчета одна лупа на пару детей

Если исследование предполагает использование определенных органов чувств, можно добавить более специфические «лупы» с изображением этих органов чувств:

  • Набор предметов, которые дети будут изучать во время занятия или в центре (4-5 различных типов объектов для каждой пары детей). Наборы предметов могут быть одноразовыми или использоваться многократно.
  • Дополнительные материалы в соответствии с темой исследования (например, для изучения лица понадобится зеркало)
  • Бумага, на которой дети будут записывать или зарисовывать результаты своего наблюдения, карандаши, маркеры
  • Книги по теме исследования
  • Специальный бланк для воспитателя, напоминающий ему о задачах занятия (на что дети должны обращать внимание, новые понятия и выражения, в какой книге можно найти дополнительную информацию и т.д.). Если двое взрослых работают с малыми группами одновременно, у каждого из них должен быть свой бланк (см. образец ниже)

Процедура проведения

  • Перед занятием: воспитатель готовит наборы предметов, которые дети будут исследовать и заполняет бланк занятия.
  • В малой группе воспитатель показывает детям набор предметов и обсуждает эти предметы с детьми. Дети могут отмечать различные характеристики предметов, такие ка их размер, форма, цвет, поверхность и т.д. Если детям уже читали книги, связанные с исследуемыми объектами (например, книги о ракушках или листьях), воспитатель может напомнить детям про то, что они читали, показать картинки в книжках, напомнить новые слова и т.д.
  • Воспитатель разбивает детей на пары, дает одному ребенку в паре «волшебную лупу» и говорит: ты будешь рассматривать первым. Каждой паре дается 3-5 предметов. Остальные предметы остаются на столе. Лучше, если для них будет отведена специальная емкость (корзинка или коробка).
  • Если воспитатели планируют обсудить с детьми не только сами предметы и их свойства, но и разные источники этой информации – органы чувств, детям раздают специальные «лупы» (см. выше) и дают более специфическую инструкцию: сначала вы описываете все, что вы можете увидеть (воспитатель кладет «лупу» с глазом в центр стола). Затем эта лупа меняется на другую – с изображением руки – и детям предлагается описать, что они узнали о предметах, трогая их, на ощупь.
  • Дети по очереди рассматривают объекты, отмечая их свойства и обсуждая с партнером, что они заметили.
  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть новые предметы и процедура повторяется.
  • Пока дети рассматривают предметы и делятся увиденным, воспитатель обходит вокруг стола, прислушивается к обсуждению и, если необходимо, напоминает детям о необходимости использовать больше описательных слов, не забывать соблюдать очередность пользования «волшебной лупой», и прислушиваться к тому, что говорят их партнеры.
  • Воспитатель раздает детям бумагу и карандаши. Дети зарисовывают свои наблюдения. Старшие дети могут сами записывать, что они заметили;

младшие дети диктуют свои наблюдения воспитателю, который их записывает. При этом используются процессы моделирования и планирования письма при помощи нарисованных линий.

Правила для детей

Воспитатель напоминает детям, что они должны делать, эти правила можно записать и помещать в том месте, где будут проходить занятия с «волшебной лупой».

ВНИМАНИЕ: Ниже приводится приблизительный текст правил. Дети будут более склонны следовать правилам, если они будут принимать участие в их составлении. Поэтому правила лучше обсуждать в группе и записать в той формулировке, которая ближе всего к собственным высказываниям детей. Поскольку часто большинство детей в группе еще не читают, необходимо каждое из правил снабдить картинкой (дети также будут участвовать в обсуждении того, какая картинка им лучше поможет запомнить правило).

  1. Внимательно посмотри на предмет через «волшебную лупу».
  2. Скажи своему партнеру, что ты увидел1
  3. Передай «волшебную лупу» своему партнеру.
  4. Посмотри, увидел ли ты то же, что увидел твой партнер и скажи ему об этом.
  5. Возьми «волшебную лупу» и посмотри, сможешь ли ты увидеть что-либо еще. Скажи об этом своему партнеру
  6. Продолжайте по очереди смотреть через «волшебную лупу», используя новые предметы
  7. Нарисуй, что ты увидел

1 Если используются карточки-медиаторы с органами чувств, ребенок должен сначала посмотреть на карточку, чтобы запомнить, какой из органов чувств

он будет использовать для этого наблюдения.

Пример использования формата «волшебная лупа» для занятия на тему

«Наши лица»

На этом занятии каждая пара детей помимо «волшебной лупы» использует зеркало. Предметом изучения будут черты лица и то, как лицо меняется при выражении различных эмоций. Первый ребенок использует «лупу», изучая лицо своего партнера и сообщает партнеру, что он увидел. Затем второй

ребенок смотрится в зеркало и подтверждает (или нет) наблюдения своего партнера. Дети обсуждают увиденное и затем «лупу» берет второй ребенок и в свою очередь изучает лицо своего партнера.

Примеры слов и выражений:

Цвет: бледный, смуглый, карие, голубые, зеленые, блондин, брюнет Форма: прямые, кудрявые, волнистые, круглое, центр, края Выражение эмоций: нахмуренный, поднятые, ямочки

Словарь, специфический для этой темы: голова, глаза, уши, рот, губы, зубы, брови, ресницы, волосы, веселый, грустный, сердитый, скучающий, удивленный, разочарованный, дурашливый, капризный

Примеры книг на эту тему: Наталия Кедрова «Азбука эмоций» Михаил Яснов «Большая книга эмоций»

Рекомендации воспитателю

  • Объясните детям, что им надо описать только одну черту лица (т.е. только глаза или только рот). Например, ребенок с «волшебной лупой» может сказать: «Я вижу, что у тебя голубые глаза» или ребенок с зеркалом может сказать: «Я вижу, что мои верхние ресницы длиннее, чем нижние». Попросите ребенка добавить новые детали к своему наблюдению,

Например: «Посмотри на его глаза – они все голубые? Ты видишь что-либо еще? Посмотри на центр глаза – он черный, а вокруг него глаз голубой»

  • Попросите детей представить, что они испытывают какую-нибудь эмоцию и посмотреть на себя в зеркало. Какие черты изменились? Как? Попросите ребенка описать, как изменилось его лицо

Попросите детей по очереди стать «зеркалом» для своего партнера, имитируя его выражение лица. Объясните, что они могут использовать зеркало, чтобы проверить, насколько выражение лица ребенка похоже на выражение лица его партнера. Попросите детей нарисовать выражение лица, которое они увидели при изображении различных эмоций.

Использование «волшебной лупы» в сочетании с экспериментами

Старшие дети могут использовать «волшебную лупу» в сочетании с экспериментами и наблюдениями (как краткосрочными так и длительными) на различные темы, связанные с ознакомлением с живой и неживой природой.

Процедура проведения занятий остается обычной, однако в случае длительных экспериментов дети делают повторные записи или зарисовки и обсуждают их с партнером прежде, чем приступить к новому наблюдению.

Эти записи (рисунки) ребенок будет вносить в дневник наблюдений. Рекомендуется посвятить отдельный дневник каждому длительному эксперименту или наблюдению (например, один для наблюдения за жизненным циклом бабочки, а другой – для наблюдения за ростом кристаллов).

В зависимости от характера эксперимента (наблюдения) воспитатель может использовать карточки с символами органов чувств, напоминая детям использовать не только зрение, но и другие чувства.

Источник:

Волшебная лупа.pdf (eduportal44.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Волшебные лупы"

Цель: Автоматизация звуков позднего онтогенеза.Ход игры: «Мой, моя, моё, мои" - ребёнок кладет волшебную лупу с 2 –мя ладонями на картинку и произносит: «Моя рыба».  ...

Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»

В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....

Дидактическая игра "Волшебные лупы"

Варианты игр1 ВариантИгры: «Волшебные лупы» (Развитие речи)Цель: автоматизация звуков [ р ], [ л ], [ л, ], [ ж ].Задачи:Закреплять произношение звуков в словосочетаниях;Расширять и активи...

Дидактическое пособие для детей старшего возраста "Волшебная лупа или угадай животного"

Применение технологии «Волшебная лупа», позволяет опосредствовать различные познавательные (восприятие, внимание, память), а также социально эмоциональные и волевые процессы дошкольников. Дети любят о...

Доклад-презентация для педагогов "Технология парных коммуникаций "Волшебная лупа"

Технология «Волшебная лупа» применяется в опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и  качеств различных материалов и предметов, а также для  развития у детей ...

Рекомендации по использованию пособия "Волшебная лупа"

Рекомендации по использованию пособия «Волшебная лупа»...