Рабочая программа по развитию речи.
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа обеспечивает развитие дошкольиков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основной образовательной области - речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_rechi.docx | 58.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа средней группы по развитию речи разработана на основе общеобразовательной программы ДОУ, с учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Пояснительная записка
Рабочая программа адресована для детей средней группы с нарушением речи охватывает образовательную область «Речевое развитие» и учитывает новейшие достижения науки и практики отечественной педагогики.
Возрастная группа – средняя (4-5 лет). Срок реализации – 1 год. Форма деятельности – занятие.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» в рабочей программе направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм);
- формирование словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи;
- воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
- Предполагаемые результаты освоения рабочей программы
В рамках образовательной области «Речевое развитие» к концу года ребенок:
- использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- определяет и называет местоположение предметов (слева, справа, рядом, около, между), время суток;
- употребляет в речи слова-антонимы (чистый – грязный, светло – темно); существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.);
- различает на слух и называет слова, начинающиеся на определённый звук;
- умеет образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляет эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата – медвежат);
- правильно употребляет форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель);
- участвует в беседе, отвечает на вопросы и задаёт их;
- умеет рассказывать: описывать предмет, картину;
- пересказывает наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Уровень освоения рабочей программы оценивается с помощью:
- метода наблюдений за деятельностью дошкольников;
- беседы.
Учебно-методический комплекс
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.: цв. вкл.
Категория | Сроки освоения | Объём времени | ||
Дети 4-5 лет | 1 год | неделя | месяц | год |
1 | 4 | 37 |
Календарно-тематическое планирование Развитие речи
Темы недели | Тема занятия | Дата проведен ия | Кол-во часов | Программные задачи | Литература | |
День знаний | Беседа «Надо ли учиться говорить?» | 1 неделя | 1 | Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. | Гербова В.В. стр. 27 | |
Осень (овощи, фрукты) | Звуковая культура речи: звуки с и сь | 2 неделя | 1 | Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи). | Гербова В.В. стр. 28 | |
Осень (грибы, ягоды) | Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» | 3 неделя | 1 | Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
| Гербова В.В. стр. 29 | |
Я в мире человек | Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле | 4 неделя | 1 | Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
| Гербова В.В. стр. 30 | |
Деревья | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» | 1 неделя | 1 | Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
| Гербова В.В. стр. 31 | |
Орудия труда | Звуковая культура речи: звуки з и зь | 2 неделя | 1 | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь. | Гербова В.В. стр. 32 | |
Декоративные птицы | Заучивание русской народной песенки «Теньтень-потетень»
| 3 неделя | 1 | Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
| Гербова В.В. стр. 33 |
Мои друзья | Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек | 4 неделя | 1 | Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
| Гербова В.В. стр. 34 | |
Повторение | Чтение сказки «Три поросенка» | 5 неделя | 1 | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | Гербова В.В. стр. 35 | |
Мой город, Моя страна | Звуковая культура речи: звук ц |
1 неделя |
1 | Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. | Гербова В.В. стр. 36 | |
Домашние животные | Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени | 2 неделя | 1 | Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
| Гербова В.В. стр. 38 | |
Наш детский сад | Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» | 3 неделя | 1 | Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
| Гербова В.В. стр. 39 | |
Дикие животные | Чтение детям русской народной сказки «Лисичкасестричка и волк» | 4 неделя | 1 | Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
| Гербова В.В. стр. 43 | |
Я вырасту здоровым | Чтение и заучивание стихотворений о зиме |
1 неделя |
1 | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | Гербова В.В. стр. 44 | |
Волшебница вода | Обучение рассказыванию по | 2 неделя | 1 | Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. | Гербова В.В. стр. 45 |
картине «Вот это снеговик!» | Обучать умению придумывать название картине.
| |||||
Новый год | Звуковая культура речи: звук ш | 3 неделя | 1 | Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.
| Гербова В.В. стр. 46 | |
Наша улица (ПДД) | Чтение детям русской народной сказки «Зимовье» | 4 неделя | 1 | Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).
| Гербова В.В. стр. 48 | |
Как я встретил Новый год (Каникулы) | Каникулы | 2 неделя | 1 | Каникулы |
| |
Птицы зимой | Звуковая культуры речи: звук ж
| 3 неделя | 1 | Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.
| Гербова В.В. стр. 49 | |
В мире материалов (резина) | Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» | 4 неделя | 1 | Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины
| Гербова В.В. стр. 50 | |
Профессии: врач
| Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» | 5 неделя | 1 | Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.
| Гербова В.В. стр. 52 | |
Домашние животные | Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» | 1 неделя | 1 | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
| Гербова В.В. стр. 53 | |
В мире материалов (стекло) | Звуковая культура речи: звук ч
| 2 неделя | 1 | Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.
| Гербова В.В. стр. 53 |
День защитника отечества | Составление рассказов по картине «На полянке» | 3 неделя | 1 | Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.
| Гербова В.В. стр. 55 | |
Растительный мир | Урок вежливости
| 4 неделя | 1 | Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.
| Гербова В.В. стр. 56 | |
8 Марта | Готовимся встречать весну и Международный женский день
| 1 неделя | 1 | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
| Гербова В.В. стр. 59 | |
Знакомство с народной культурой и традициями | Звуковая культура речи: звуки щ – ч
| 2 неделя | 1 | Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.
| Гербова В.В. стр. 60 | |
Комнатные растения | Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» | 3 неделя | 1 | Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
| Гербова В.В. стр. 61 | |
В мире материалов (пластмасса) | Составление рассказов по картине | 4 неделя | 1 | Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.
| Гербова В.В. стр. 62 | |
Весна | Чтение детям сказки Д. Мамина- Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» | 1 неделя | 1 | Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
| Гербова В.В. стр. 63 | |
Путешествие в прошлое предметов (мебель) | Звуковая культура речи: звуки л, ль | 2 неделя | 1 | Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.
| Гербова В.В. стр. 63 | |
В мире материалов (глина) | Обучение рассказыванию: работа с картинойматрицей и раздаточными картинками | 3 неделя | 1 | Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.
| Гербова В.В. стр. 65 | |
Профессии: музыкальный руководитель
| Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок»
| 4 неделя | 1 | Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.
| Гербова В.В. стр. 65 | |
Неделя здоровья | Заучивание русской народной песенки «Деде хотел уху сварить» | 5 неделя | 1 | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
| Гербова В.В. стр. 65 | |
День Победы | День Победы | 1 неделя | 1 | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».
| Гербова В.В. стр. 68 | |
Путешествие в прошлое одежды | Звуковая культура речи: звуки р, рь
| 2 неделя | 1 | Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).
| Гербова В.В. стр. 69 | |
Путешествие в мир насекомых | Прощаемся с подготовишками
| 3 неделя | 1 | Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.
| Гербова В.В. стр. 70 | |
Лето | Литературный калейдоскоп
| 4 неделя | 1 | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.
| Гербова В.В. стр. 71 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ
Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...