Конспект занятия ФГОС ДО по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные и птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация. Развитие речи», «Познание», «Социализация», «Кругозор», «Здоровье», Чтение художественной литературы», «Музыка»

Цель: Выявить уровень развития речи, уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Задачи:

1. Активизировать и расширять  словарь и представления детей о домашних птицах и животных.

2. Развивать речевое дыхание, связную речь.

3. Совершенствовать  координации движений в сочетании их с речью.

4. Развивать мелкую моторику и  пространственную ориентировку.

5. Совершенствовать у детей зрительное восприятие и речевой слух.

6. Развивать  высшие психические функции: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

7. Продолжать обучение приёмам массажа.

8. Воспитывать чуткость и бережное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных, игрушки (животные, птицы), схема описательного рассказа, изображения животных и продуктов их жизнедеятельности, изображения леса и скотного двора, крупа,  аудиозапись голосов домашних птиц и животных. Дидактическая игра «Семья», «Говорящая собака», цветные карандаши.

Словарная работа: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, болбочет, кудахчет, блеет, ржет, гогочет.

Ход НОД:

Перед занятием дети говорят фразу:

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим.

Воспитатель: - Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат изображения»:

Снегиря, вороны, волка, лисы – дикие животные и птицы

Огурца, помидора, моркови, капусты - овощи

Яблока, груши, винограда, ананаса - фрукты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 10)

Конспект занятия ФГОС ДО по

развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные и птицы»

Подготовил:

Старовойтова Ю.Н.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация. Развитие речи», «Познание», «Социализация», «Кругозор», «Здоровье», Чтение художественной литературы», «Музыка»

Цель: Выявить уровень развития речи, уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Задачи:

1. Активизировать и расширять  словарь и представления детей о домашних птицах и животных.

2. Развивать речевое дыхание, связную речь.

3. Совершенствовать  координации движений в сочетании их с речью.

4. Развивать мелкую моторику и  пространственную ориентировку.

5. Совершенствовать у детей зрительное восприятие и речевой слух.

6. Развивать  высшие психические функции: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

7. Продолжать обучение приёмам массажа.

8. Воспитывать чуткость и бережное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных, игрушки (животные, птицы), схема описательного рассказа, изображения животных и продуктов их жизнедеятельности, изображения леса и скотного двора, крупа,  аудиозапись голосов домашних птиц и животных. Дидактическая игра «Семья», «Говорящая собака», цветные карандаши.

Словарная работа: птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, болбочет, кудахчет, блеет, ржет, гогочет.

Ход НОД:

Перед занятием дети говорят фразу:

Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим.

Воспитатель: - Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат изображения»:

Снегиря, вороны, волка, лисы – дикие животные и птицы

Огурца, помидора, моркови, капусты - овощи

Яблока, груши, винограда, ананаса - фрукты

Гуся, петуха, цыплёнка, кошки, собаки – домашние животные и птицы.

Воспитатель: Это и будет темой нашего занятия «Домашние птицы и животные». Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? (ответы детей)

Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц.

Воспитатель:   1. Отгадайте загадки:

- Му-му-му, молока кому? ( корова )

- Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:

«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (козёл)

- С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком. (собака)

- Спереди – пятачок, сзади – крючок,

Посредине - спинка, а на ней щетинка. (поросёнок)

- По горам, по долам, ходит шуба да кафтан. (баран)

- Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Всё время умывается, а с водой не знается. (кошка)

- Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок. (конь)

Воспитатель: Предлагаю всем сделать гимнастику для язычка

2. Артикуляционная и мимическая гимнастика:

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу, Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

Ты с лошадкой прокатись,

Звонко цокать научись.

Воспитатель:  Давайте вспомним, кто как голос подаёт

3. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» Сюрпризный момент «говорящая собака»

Собака – гав-гав (лает)

Корова – му-у (мычит)

Кошка – мяу-мяу (мяучит)

Свинья -  хрю-хрю (хрюкает)

Лошадь – иго-го (ржёт)

Овца – бе-е (блеет)

Курица – ку-дах-тах-тах (кудахчет)

Петух – ку-ка-ре-ку (кукарекает)

Цыплёнок – пи-пи (пищит)

Гусь – га-га (гогочет)

Утка – кря-кря (крякает)

Индюк – бл-бл (болбочет)

Воспитатель: А сейчас послушайте голоса животных и птиц, угадайте, кто это?

4. Упражнения для развития просодии: высоты, тембра голоса, речевого дыхания. Предлагаю детям определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети:  Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, овечка блеет и т. п.  Упражнение направлено на изменение голоса по высоте и силе. Предлагаю детям сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). По аналогии изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ,  БЕ,  и т. п.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

5. Дидактическая игра «У кого – кто?» (или «Назови детеныша»)

У кошки – котята;

у собаки – щенки;

у овцы – ягнята;

у козы – козлята;

у коровы – телята;

у курицы  - цыплята;

у утки – утята;

у гусыни – гусята;

у индюка – индюшата;

у кролика – крольчата.

Воспитатель: Подумайте и скажите, кем будут детеныши животных, когда вырастут

6 . Дидактическая игра «Кто кем будет?»

Щенок будет  - собакой

Котёнок будет - кошкой

Жеребёнок будет  - лошадью

Ягнёнок  будет - овцой

Козлёнок - козой

Телёнок будет - коровой

Поросёнок будет – свиньёй

Воспитатель: Молодцы, ребятишки: девчонки и мальчишки! А чем же питаются домашние животные?

7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Кошка – молоком, рыбой, мясом;

корова – травой;

собака -  мясом;

коза – травой, ветками деревьев;

лошадь – травой;

гуси – травой;

курица – зерном.

Воспитатель: Проходите за столы. Спинки держим прямо, как струночки.

8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

Во время выполнения задания детьми беседуем:  Закрепление форы дательного падежа ед. ч. «Дадим корм кому?».  Дети называют птиц. Закрепление формы винительного падежа «Кого видим за забором?»

Дети называют домашних животных.

Воспитатель: А вы знаете, где живут домашние животные и птицы?

9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Кошка – …в доме;

курица –… в курятнике;

лошадь –… в конюшне;

свинья –… в свинарнике;

овца – …в овчарне;

собака –… в конуре, в будке.

Педагог предлагает детям назвать слова- антонимы

10. Словесно-дидактическая игра «Скажи  наоборот»

Собака большая, а щенок …маленький.

Корова высокая, а телёнок …низкий.

Щенок весёлый, котёнок …грустный.

Пёс чёрный, кот …белый.

11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по схеме.

У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут?

Воспитатель: - Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.

Придумайте клички:

- для кошки (Мурка, Пушок, Мурзик),

- для собаки (Мухтар, Трезор, Бим, Пальма),

- для поросенка (Борька, Мишка, Лежебока),

- для коровы (Бурёнка, Ночка, Марта, Пеструшка).

Воспитатель: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!

12. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Сторожит, грызёт, лает  - собака

Хрюкает, роет - поросёнок

Ржёт, бегает, скачет - лошадь

Мяукает, лакает, царапается - кошка

Мычит, жуёт, ходит – корова

Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок

Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами – петух

13. Словесно-дидактическая игра «Чей хвост?»

У кошки хвост (чей?) – кошачий;

у собаки – собачий;

у лошади – лошадиный;

у петуха – петушиный;

у овцы – овечий;

у коровы – коровий;

у козы – козий.

14. Обучение приёмам массажа.

Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём

И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.

Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.

Вот поймали червячка, ухватили за бочка.

Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.

Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает.

15. Обведи цветным карандашом только домашних животных

Воспитатель: Молодцы! Вы показали очень хорошие знания о домашних животных и птицах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»

Цель:  Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;   Образовательная задача:Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, ка...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»

Цель:  Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;   Образовательная задача:Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, ка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Открытое занятие на ГМО по речевому развитию на тему: "Перелетные птицы" Задачи: Уточнять и активизировать представления о перелетных птицах; учить отвечать на вопросы полными предложениями...

Конспект нод по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: «Домашние животные»

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. ...

Конспект нод по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: «Домашние животные»

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. ...