проект " Ребусы-гимнастика для ума"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Ребусы-гимнастика для ума» |
Актуальность проекта | Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений. В основе актуальности проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Эксперименты таких ученых, как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др. по изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. П.П. Блонский подчеркивал: «Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей». Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина,В.В.Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной. Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность. К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов. Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания. В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной. У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной. Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы. Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания. Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:
|
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы №9 «Полянка»; Родители воспитанников (законные представители); Воспитатели; |
Проблема проекта | Математика всегда считается трудным предметом. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным. |
Проблемный вопрос | Что такое –ребус? |
Цель проекта | Развитие логического мышления у старших дошкольников через разгадывание и составления ребусов. |
Задачи проекта | Образовательные: Развитие логического мышления, активности, инициативности, способности отстаивать свою точку зрения. Организация в группе игровой, развивающей среды для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников; Повышение мотивации детей к познанию окружающего мира посредством проблемного обучения; Развивающие: Содействие развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря детей Развитие у детей социальных умений и навыков поведения. Развитие у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей; Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества; Воспитание чувства дружбы и коллективизма. Развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях; Побуждение детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой; |
Задачи для родителей: Способствование создания активной позиции родителей в развитии познавательных способностей дошкольников; Сбор информационного материала про ребусы; Создание картотеки игр и упражнений с ребусами; Изготовление ребусов из разнообразных подручных материалов; Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней. | |
Задачи для педагогов: Создание активной площадки для организации всех участников образовательного процесса. Систематизация демонстративного материала. Активизация активности детей. | |
Сроки реализации | Сентябрь 2021 г.- май 2022 г. |
Вид проекта | Исследовательско- творческий |
Ресурсы проекта | Информационные: Материалы библиотеки, личные архивы родителей и сотрудников детского сада, интернет и методическая литература. Технические: компьютер, принтер, видеокамера, фотоаппарат. |
Информационное(методическое) обеспечение проекта | Рекламные листы, выпуск стенгазеты, презентация, выступление на родительском собрании, выступление на семинаре для педагогов ДОУ. |
Продукт проекта | Для детей: Выставка детских рисунков «Ребусы бывают разные!»; Развлечение для детей «Знатоки природы» Для родителей: «Презентация на родительском собрании; Оформление уголка для родителей по теме проекта. Для педагогов: Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта. Создание картотеки игр. Конспекты занятий и развлечений. |
Особенности проекта | По характеру продукта: исследовательско - творческий По количеству создателей: индивидуальный По количеству детей: групповой По продолжительности: долгосрочный ( учебный год) По уровню контактов и масштаба организации на уровне МАДОУ. |
Итоги проекта | Педагоги создадут активную площадку для организации всех участников образовательного процесса, систематизируют демонстративный материал, активизируют активность детей, продолжат развивать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста, пополнят РППС.
Обогащение предметно-развиваюшей среды группы для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников; Повышение мотивации детей к познанию окружающего мира через решение и разгадывание ребусов; Умение ребёнка логически мыслить, находить связь между предметами, осуществлять анализ и синтез при разгадывании ребусов. У родителей должен повыситься интерес к развитию творчества, знаний и умений у детей. У родителей появится желание общаться с педагогами. Участие родителей в жизни группы. |
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
1.Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и
родителей, педагогов к теме проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач.
2.Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор литературы, журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.
Основной этап
1.Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
2. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность педагога, детей, их родителей Оформление выставки рисунков «Ребусы-загадка для ума! ». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Ребусы-загадка для ума», участие в квест-игре
«Знатоки природы!»
3.Мастерская проекта: родители принимают участие в изготовлении дидактической игры «Ребусы»;
При реализации данного проекта использовать принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых, исполнителей проекта оказывать ребятам практическую помощь, а также направлять и контролировать осуществление данного проекта. В ходе реализации проекта у детей должно происходить формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
3. Заключительный этап
Проводится анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе творческой деятельности. Оформляется уголок. Оформление выставки. Презентация проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Ребусы - гимнастика для ума"
Если вы заинтересованы в совершенствовании мыслительного аппарата своего ребенка, развитии его находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать — обязательно предлагайте ему разгадывать ребу...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Ребусы - гимнастика для ума" для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ при организации проектной деятельности детей и родителей....
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Познавательный проект "Ребусы-гимнастика для ума"
Познавательно - исследовательский проект. Тема: «Ребусы - гимнастика для ума»...