Познавательно-творческий проект "Моя Родина - Россия"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Липатенкова Олеся Викторовна

Проект направлен на рассширение предсталений детей старшего дошкольного возраста о  своей малой и большой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rossiya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»

Познавательно-творческий проект по нравственно патриотическому воспитанию старших дошкольников 2022-2023 учебный год «Моя Родина – Россия»

Подготовила:

Учитель-логопед:

               Липатенкова О.В.

Смоленск 2022

Актуальность проекта.

Нравственное – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Необходимо также рассказать дошкольнику о его родном городе, показать, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя его частью, смолянином. Воспитывает чувство ответственности и бережливости за окружающее пространство, природу, памятники архитектуры.

Целесообразно знакомить детей с городом, используя локальный материал, т.е. привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимание.

А затем уже ребёнок должен почувствовать себя частью своей большой страны. И привить ему гордость за неё должен помочь цикл занятий.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети логопедической группы музыкальный руководитель, воспитатели, специалисты, родители.

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей малой и большой Родине, воспитывать чувство гордости за свою страну, а также воспитывать бережное отношение ко всем её природным богатствам.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному дому, семье, родной улице, городу;

2. Учить детей бережному отношению к родной природе и всему живому;

3. Воспитывать уважение к труду людей;

4. Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

5. Познакомить детей с историей Смоленска, его достопримечательностями, а также людьми его прославлявшими.

5. Расширять представлений о России,

6. Знакомство детей с символами страны: гербом, флагом, гимном;

7. Знакомство с городами – героями.

8. Воспитание чувства патриотизма.

9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Для того, чтобы ребенок гордился своим городом, своей страной необходимо  постоянно пополнять его знания об этом. Большая роль в этой работе отводится экскурсиям. В связи сложившейся обстановкой, они должны проходить в онлайн формате. Используются ИКТтехнологии.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются представления о малой Родине и о стране (большой

Родине), расширится словарный запас, знания, разовьётся память и

воображение. Дети научатся любить, гордиться и беречь свою Родину.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов.

3. Подбор необходимых материалов: презентаций, фотографий, музыкальных произведений, настольно-печатных игр, речевого материала.

4. Составление перспективного плана реализации проекта, конспектов.

5. Изготовление наглядного дидактического материала..

6. Создание тематического альбома «Россия»

2 этап – практический Представлен в виде таблицы

Месяц

Тема

Содержание

Оборудование

Сентябрь

Россия, её границы и природные богатства.

Символика России

Столица России - Москва

Показать детям размеры нашей страны, красоту её природы, воспитывать бережное отношение к ней. Сформировать представления детей о Москве, как главном городе России, и её достопримечательностях. Познакомить детей со значением цветов на флаге России, с видом герба и значением символов на нём. А также прослушать гимн, разобрать понимание слов в нём и необходимость вставать

Ознакомление с окружающим и развитие речи. Конструирование карты России.

Октябрь

Беседа «Русские традиции»

«Вырос в поле колосок»

Рассматривание альбома "Русские традиции»

Особенности жизни людей на Руси

Рассматривание альбома

 «Как раньше сажали хлеб»

Ознакомление детей с историей русской кухни.

Экскурсия в музей «Русская изба» «рассматривание посуды»

 

Совместное оформление национального уголка

Подбор русских сказок, потешек, поговорок. «Лепка «Русская посуда»

Ноябрь

«История Русской деревянной избы»»

Знакомство с русскими народными промыслами

Рассматривания альбома «Русские дома»

«Русская печка» знакомство с строением и значением в жизни человека в старину.

«История русской деревянной мебели» Рассматривание лепбуков, книжек, альбомов с промыслами.

Рассматривание альбома «Русская мебель». Сравнить жизнь сейчас и в старину.

Музей – изба в ДОУ Русский быт Работа с альбомом «Россия», с лепбуками.

Декабрь

Ознакомление детей с мужским  и женским национальным костюмом.

Познакомить с историей Нового года в России.

Дидактическая игра «Оденем куклу в русской наряд».

Дидактическая игра «Нарисуй узор».

Рассматривание национальной одежды, вышивки, изготовления дидактических игр, работа с картой. Работа с альбомом «Россия», с лепбуками.

Январь

Знакомство с русскими народными сказками, играми, и традиций празднованиярождества.

Познакомить со сказками народов России.

Чтение книг и сказок, пословиц и поговорок русских народов.

Беседа о русских народных сказках Рассматривание иллюстраций русских  сказок Е.Рачева

История Нового года в России

Разучивание с детьми игр народов России.

Рассматривание сказочной карты России.

Чтение сказок, дидактические игры по сказкам.

Работа с альбомом «Россия», с лепбуками.

Февраль

История праздника 23 февраля и женского праздника в России.

Познакомить с историей праздников в нашей стране. Рассмотреть иллюстрации, книги.

Разучивание стихов и песен.

Работа с альбомом «Россия», с лепбуками.

Март

История города Смоленска

Достопримечательности Смоленщины

Познакомить детей с историей возникновения Смоленска, основными этапами развития города. Познакомить детей с памятниками архитектуры, с историей Крепостной стены

Книга: «Иллюстрированн ая История Смоленска.» Домино – Я люблю Смоленск Игра «Смоленская крепостная стена» Набор открыток с видами города. Туристическая карта Смоленска

Посещение музея «Громовая башня»

Апрель

Известные люди Смоленщины

Познакомить детей с творчеством композитора М.И. Глинки, с жизнью Ю.А. Гагарина, Ю. Никулина и Твардовского, Н.Пржевальского.

Презентация Пазлы «Лица Смоленщины» Музыка из поэмы «Руслан и Людмила», «Камаринская» Игра- викторина Вертуальная прогулка по посёлку Пржевальское.

Май

Праздник «День Победы»

Воспоминания о войне. Города-герои.

Расширять представление детей об армии. Познакомить с героями В.О. В. Познакомить детей с названиями городовгероев. Найти их на карте России. Узнать о событиях в них во время ВОВ.

Работа с альбомом «Россия», с лепбуками.

Города-герои фотографии Игра – викторина

Демонстрационн ый материал – войска России.

3 этап - заключительный

- Итоговое мероприятие в форме праздника, посвящённого Дню России.

- Оформление материалов проекта.

4 этап - диагностический

Контрольно-измерительные материалы для определения уровня сформированности знаний о родном городе, родной стране у детей 6- 7лет.

Уровни:

Высокий -3б

Средний-2б

Низкий-1б

Знания о родном городе

Ребёнок знает название

Ребёнок иногда

Ребёнок часто

родного города,

допускает

допускает ошибки.

района, домашний

незначительные

Затрудняется назвать

адрес. Знает

ошибки, называет

достопримечательности

достопримечательност

достопримечательности,

На вопросы отвечает

и города и где они

но не может назвать их

часто неверно. Знает

расположены.

местоположение. Знает

домашний адрес.

Называет названия 4-5

названия реки. Ответы

Называет реку.

улиц, площадь. Знает

на вопросы не всегда

Затрудняется с

историю

полные.

историей

возникновения

возникновения города.

Смоленска. Называет

руку, протекающую в

городе.

Символика родного города

Узнаёт герб родного

Ребёнок допускает

Затрудняется

города среди других

незначительные

рассказать о гербе

гербов. Может

ошибки. С помощью

Смоленска и его

рассказать о

взрослого рассказывает

значении. Интерес к

смоленском гербе,

о символике

теме не достаточный.

значении символики на

смоленского герба.

нём. Проявляет

интерес.

Известные люди Смоленщины

Ребёнок знает фамилии имена и отчества известных людей Смоленщины. Знает чем они прославились. Узнаёт их фотографии.

Ребёнок знает некоторые фамилии известных людей Смоленщины. Узнаёт их на фотографиях.

Может спутать, кем они были.

Ребёнок ждёт помощи взрослого, не все портреты узнаёт на фотографии. Называет 1-2 -х Смолян.

Россия, её границы и природные богатства

Ребёнок знает название страны, в которой он живёт Ребёнок показывает на карте границы России. Называет природные богатства, находит на карте реки, озёра, моря, леса. Знает названия полезных ископаемых

и их обозначение на карте.

Ребёнок знает название страны, в которой он

живёт Ребёнок показывает на карте границы России.

Называет не все природные богатства, затрудняется найти их на карте. Знает названия некоторых полезных ископаемых, путает их

условные обозначения.

Ребёнок знает название страны, в которой он

живёт Ребёнок не может показывает на карте границы России. Называет некоторые природные богатства. Не проявляет интереса к теме.

Москва – столица России

Ребёнок знает название главного города страны. Узнаёт виды Москвы на фотографиях. Называет достопримечательност и города. Может объяснить, почему

Москва – главный город.

Ребёнок называет столицу. Узнаёт Кремль, храм Василия Блаженного. Чтобы рассказать о городе требуется помощь взрослого.

Ребёнок знает название города. Узнаёт некоторые достопримечательности по фотографии, но не может их назвать. Не может ничего рассказать о городе.

Символика России

Ребёнок знает порядок цветов на флаге России и их значение. Знает, как выглядит герб России и где его можно увидеть. Рассказывает о символике на гербе.

Узнаёт гимн нашей страны, знает, как его

Ребёнок знает порядок расположения цветов на флаге России, не может рассказать об их значении. Узнаёт герб, не рассказывает о символике. Знает гимн России, слушает его

правильно, частично подпевает.

Ребёнок путает порядок цветов на флаге. Узнаёт герб. Гимн России узнаёт, слушает его правильно, не может подпеть.

нужно слушать. Может

подпеть слова.

Города-герои

Ребёнок знает названия городов-героев России. Знает в какой войне они получили это звание. Узнаёт памятные места на фотографиях.

Рассказывает про Аллею Славы в

Москве.

Ребёнок знает названия городов героев. Путает их фотографии.

Затрудняется рассказать о них.

Ребёнок запомнил некоторые названия городов – героев.

Поделиться впечатлениями по теме ему сложно.

День победы

Ребёнок знает о празднике День Победы, знает дату.

Знает, кто такие ветераны, герои войны. Знает рода войск в армии, какие границы есть у нашей страны.

Может выразительно

рассказать стихотворение по теме.

Ребёнок знает о празднике День Победы, знает дату. Знает некоторые рода войск. Рассказывает

короткие стихотворения о войне.

Ребёнок знает о празднике, знает, почему его отмечают каждый год. На остальные вопросы отвечает не точно.

Стихи не запоминает.

Используемая литература и интернет ресурсы:

-Ю. Иванов «Иллюстрированная История Смоленска» - изд. «Русич»

-Энциклопедия для дошкольников

-Презентация на тему: "Ветераны Великой Отечественной Войны. Швецов

Михаил Григорьевич Родился 15 сентября 1915 года в д.Романовка

Балахтинского района; В сентябре 1937 года.". Скачать бесплатно и без

регистрации. (myshared.ru)

-Презентация для дошкольников на тему "Наша Родина - Россия"

(infourok.ru)

-Государственная символика (kremlin.ru)

-Знаменитые и великие люди Смоленска. Путеводитель - VisitSmolensk.ru

-Атлас с наклейками «Прогулки по России»

-Туристическая карта «Смоленска»

-Ю. Иванов «Город-герой Смоленск 500 вопросов и ответов о любимом

городе» Изд. Русич 2015г

-«Азбука Смоленского края» – 3 части

-Презентация по окружающему миру на тему" Москва -столица нашей

Родины"1 класс (infourok.ru)

-Презентация на тему «Музей Пржевальского» - Скачать бесплатно - 54844

(900igr.net)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Мордовия- Родина моя"

«Мордовия - Родина моя»Познавательно-творческий проект.Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическа...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина Россия»

Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы;Формировать у детей представление о России, как о...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина Россия»

Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы;Формировать у детей представление о России, как о...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Мордовия» для детей подготовительной к школе группе

(Проект разработан на основе примерного регионального модуля программыдля дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём»)...

Познавательно – творческий проект "Малая родина" для детей старшей группы.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым...

Познавательно-творческий проект "Защитники Родины"

Познавательно-творческий групповой краткосрочный проект "Защитники Родины" для детей старшей и подготовительной групп....

Познавательно-творческий проект "Моя Родина - Россия!"

Паспорт Педагогического проекта«Моя Родина – Россия!» Автор: Каверина Е.В.Тема проекта: «Моя Родина – Россия!»Вид проекта: познавательно - творческий.Участники...