Познавательно-творческий проект "Моя Родина - Россия"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Проект направлен на рассширение предсталений детей старшего дошкольного возраста о своей малой и большой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rossiya.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»
Познавательно-творческий проект по нравственно патриотическому воспитанию старших дошкольников 2022-2023 учебный год «Моя Родина – Россия»
Подготовила:
Учитель-логопед:
Липатенкова О.В.
Смоленск 2022
Актуальность проекта.
Нравственное – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Необходимо также рассказать дошкольнику о его родном городе, показать, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя его частью, смолянином. Воспитывает чувство ответственности и бережливости за окружающее пространство, природу, памятники архитектуры.
Целесообразно знакомить детей с городом, используя локальный материал, т.е. привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимание.
А затем уже ребёнок должен почувствовать себя частью своей большой страны. И привить ему гордость за неё должен помочь цикл занятий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети логопедической группы музыкальный руководитель, воспитатели, специалисты, родители.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей малой и большой Родине, воспитывать чувство гордости за свою страну, а также воспитывать бережное отношение ко всем её природным богатствам.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к родному дому, семье, родной улице, городу;
2. Учить детей бережному отношению к родной природе и всему живому;
3. Воспитывать уважение к труду людей;
4. Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
5. Познакомить детей с историей Смоленска, его достопримечательностями, а также людьми его прославлявшими.
5. Расширять представлений о России,
6. Знакомство детей с символами страны: гербом, флагом, гимном;
7. Знакомство с городами – героями.
8. Воспитание чувства патриотизма.
9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Для того, чтобы ребенок гордился своим городом, своей страной необходимо постоянно пополнять его знания об этом. Большая роль в этой работе отводится экскурсиям. В связи сложившейся обстановкой, они должны проходить в онлайн формате. Используются ИКТтехнологии.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются представления о малой Родине и о стране (большой
Родине), расширится словарный запас, знания, разовьётся память и
воображение. Дети научатся любить, гордиться и беречь свою Родину.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Подбор методической литературы, изучение материалов интернет-ресурсов.
3. Подбор необходимых материалов: презентаций, фотографий, музыкальных произведений, настольно-печатных игр, речевого материала.
4. Составление перспективного плана реализации проекта, конспектов.
5. Изготовление наглядного дидактического материала..
6. Создание тематического альбома «Россия»
2 этап – практический Представлен в виде таблицы
Месяц | Тема | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | Россия, её границы и природные богатства. Символика России Столица России - Москва | Показать детям размеры нашей страны, красоту её природы, воспитывать бережное отношение к ней. Сформировать представления детей о Москве, как главном городе России, и её достопримечательностях. Познакомить детей со значением цветов на флаге России, с видом герба и значением символов на нём. А также прослушать гимн, разобрать понимание слов в нём и необходимость вставать | Ознакомление с окружающим и развитие речи. Конструирование карты России. |
Октябрь | Беседа «Русские традиции» «Вырос в поле колосок» | Рассматривание альбома "Русские традиции» Особенности жизни людей на Руси Рассматривание альбома «Как раньше сажали хлеб» Ознакомление детей с историей русской кухни. Экскурсия в музей «Русская изба» «рассматривание посуды»
| Совместное оформление национального уголка Подбор русских сказок, потешек, поговорок. «Лепка «Русская посуда» |
Ноябрь | «История Русской деревянной избы»» Знакомство с русскими народными промыслами | Рассматривания альбома «Русские дома» «Русская печка» знакомство с строением и значением в жизни человека в старину. «История русской деревянной мебели» Рассматривание лепбуков, книжек, альбомов с промыслами. Рассматривание альбома «Русская мебель». Сравнить жизнь сейчас и в старину. | Музей – изба в ДОУ Русский быт Работа с альбомом «Россия», с лепбуками. |
Декабрь | Ознакомление детей с мужским и женским национальным костюмом. Познакомить с историей Нового года в России. | Дидактическая игра «Оденем куклу в русской наряд». Дидактическая игра «Нарисуй узор». | Рассматривание национальной одежды, вышивки, изготовления дидактических игр, работа с картой. Работа с альбомом «Россия», с лепбуками. |
Январь | Знакомство с русскими народными сказками, играми, и традиций празднованиярождества. Познакомить со сказками народов России. | Чтение книг и сказок, пословиц и поговорок русских народов. Беседа о русских народных сказках Рассматривание иллюстраций русских сказок Е.Рачева История Нового года в России Разучивание с детьми игр народов России. | Рассматривание сказочной карты России. Чтение сказок, дидактические игры по сказкам. Работа с альбомом «Россия», с лепбуками. |
Февраль | История праздника 23 февраля и женского праздника в России. | Познакомить с историей праздников в нашей стране. Рассмотреть иллюстрации, книги. Разучивание стихов и песен. | Работа с альбомом «Россия», с лепбуками. |
Март | История города Смоленска Достопримечательности Смоленщины | Познакомить детей с историей возникновения Смоленска, основными этапами развития города. Познакомить детей с памятниками архитектуры, с историей Крепостной стены | Книга: «Иллюстрированн ая История Смоленска.» Домино – Я люблю Смоленск Игра «Смоленская крепостная стена» Набор открыток с видами города. Туристическая карта Смоленска Посещение музея «Громовая башня» |
Апрель | Известные люди Смоленщины | Познакомить детей с творчеством композитора М.И. Глинки, с жизнью Ю.А. Гагарина, Ю. Никулина и Твардовского, Н.Пржевальского. | Презентация Пазлы «Лица Смоленщины» Музыка из поэмы «Руслан и Людмила», «Камаринская» Игра- викторина Вертуальная прогулка по посёлку Пржевальское. |
Май | Праздник «День Победы» Воспоминания о войне. Города-герои. | Расширять представление детей об армии. Познакомить с героями В.О. В. Познакомить детей с названиями городовгероев. Найти их на карте России. Узнать о событиях в них во время ВОВ. | Работа с альбомом «Россия», с лепбуками. Города-герои фотографии Игра – викторина Демонстрационн ый материал – войска России. |
3 этап - заключительный
- Итоговое мероприятие в форме праздника, посвящённого Дню России.
- Оформление материалов проекта.
4 этап - диагностический
Контрольно-измерительные материалы для определения уровня сформированности знаний о родном городе, родной стране у детей 6- 7лет.
Уровни:
Высокий -3б | Средний-2б | Низкий-1б |
Знания о родном городе | ||
Ребёнок знает название | Ребёнок иногда | Ребёнок часто |
родного города, | допускает | допускает ошибки. |
района, домашний | незначительные | Затрудняется назвать |
адрес. Знает | ошибки, называет | достопримечательности |
достопримечательност | достопримечательности, | На вопросы отвечает |
и города и где они | но не может назвать их | часто неверно. Знает |
расположены. | местоположение. Знает | домашний адрес. |
Называет названия 4-5 | названия реки. Ответы | Называет реку. |
улиц, площадь. Знает | на вопросы не всегда | Затрудняется с |
историю | полные. | историей |
возникновения | возникновения города. | |
Смоленска. Называет | ||
руку, протекающую в | ||
городе. | ||
Символика родного города | ||
Узнаёт герб родного | Ребёнок допускает | Затрудняется |
города среди других | незначительные | рассказать о гербе |
гербов. Может | ошибки. С помощью | Смоленска и его |
рассказать о | взрослого рассказывает | значении. Интерес к |
смоленском гербе, | о символике | теме не достаточный. |
значении символики на | смоленского герба. | |
нём. Проявляет | ||
интерес. | ||
Известные люди Смоленщины | ||
Ребёнок знает фамилии имена и отчества известных людей Смоленщины. Знает чем они прославились. Узнаёт их фотографии. | Ребёнок знает некоторые фамилии известных людей Смоленщины. Узнаёт их на фотографиях. Может спутать, кем они были. | Ребёнок ждёт помощи взрослого, не все портреты узнаёт на фотографии. Называет 1-2 -х Смолян. |
Россия, её границы и природные богатства | ||
Ребёнок знает название страны, в которой он живёт Ребёнок показывает на карте границы России. Называет природные богатства, находит на карте реки, озёра, моря, леса. Знает названия полезных ископаемых и их обозначение на карте. | Ребёнок знает название страны, в которой он живёт Ребёнок показывает на карте границы России. Называет не все природные богатства, затрудняется найти их на карте. Знает названия некоторых полезных ископаемых, путает их условные обозначения. | Ребёнок знает название страны, в которой он живёт Ребёнок не может показывает на карте границы России. Называет некоторые природные богатства. Не проявляет интереса к теме. |
Москва – столица России | ||
Ребёнок знает название главного города страны. Узнаёт виды Москвы на фотографиях. Называет достопримечательност и города. Может объяснить, почему Москва – главный город. | Ребёнок называет столицу. Узнаёт Кремль, храм Василия Блаженного. Чтобы рассказать о городе требуется помощь взрослого. | Ребёнок знает название города. Узнаёт некоторые достопримечательности по фотографии, но не может их назвать. Не может ничего рассказать о городе. |
Символика России | ||
Ребёнок знает порядок цветов на флаге России и их значение. Знает, как выглядит герб России и где его можно увидеть. Рассказывает о символике на гербе. Узнаёт гимн нашей страны, знает, как его | Ребёнок знает порядок расположения цветов на флаге России, не может рассказать об их значении. Узнаёт герб, не рассказывает о символике. Знает гимн России, слушает его правильно, частично подпевает. | Ребёнок путает порядок цветов на флаге. Узнаёт герб. Гимн России узнаёт, слушает его правильно, не может подпеть. |
нужно слушать. Может подпеть слова. | ||
Города-герои | ||
Ребёнок знает названия городов-героев России. Знает в какой войне они получили это звание. Узнаёт памятные места на фотографиях. Рассказывает про Аллею Славы в Москве. | Ребёнок знает названия городов героев. Путает их фотографии. Затрудняется рассказать о них. | Ребёнок запомнил некоторые названия городов – героев. Поделиться впечатлениями по теме ему сложно. |
День победы | ||
Ребёнок знает о празднике День Победы, знает дату. Знает, кто такие ветераны, герои войны. Знает рода войск в армии, какие границы есть у нашей страны. Может выразительно рассказать стихотворение по теме. | Ребёнок знает о празднике День Победы, знает дату. Знает некоторые рода войск. Рассказывает короткие стихотворения о войне. | Ребёнок знает о празднике, знает, почему его отмечают каждый год. На остальные вопросы отвечает не точно. Стихи не запоминает. |
Используемая литература и интернет ресурсы:
-Ю. Иванов «Иллюстрированная История Смоленска» - изд. «Русич»
-Энциклопедия для дошкольников
-Презентация на тему: "Ветераны Великой Отечественной Войны. Швецов
Михаил Григорьевич Родился 15 сентября 1915 года в д.Романовка
Балахтинского района; В сентябре 1937 года.". Скачать бесплатно и без
регистрации. (myshared.ru)
-Презентация для дошкольников на тему "Наша Родина - Россия"
(infourok.ru)
-Государственная символика (kremlin.ru)
-Знаменитые и великие люди Смоленска. Путеводитель - VisitSmolensk.ru
-Атлас с наклейками «Прогулки по России»
-Туристическая карта «Смоленска»
-Ю. Иванов «Город-герой Смоленск 500 вопросов и ответов о любимом
городе» Изд. Русич 2015г
-«Азбука Смоленского края» – 3 части
-Презентация по окружающему миру на тему" Москва -столица нашей
Родины"1 класс (infourok.ru)
-Презентация на тему «Музей Пржевальского» - Скачать бесплатно - 54844
(900igr.net)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект "Мордовия- Родина моя"
«Мордовия - Родина моя»Познавательно-творческий проект.Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическа...
Познавательно-творческий проект «Моя Родина Россия»
Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы;Формировать у детей представление о России, как о...
Познавательно-творческий проект «Моя Родина Россия»
Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы;Формировать у детей представление о России, как о...
Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Мордовия» для детей подготовительной к школе группе
(Проект разработан на основе примерного регионального модуля программыдля дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём»)...
Познавательно – творческий проект "Малая родина" для детей старшей группы.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым...
Познавательно-творческий проект "Защитники Родины"
Познавательно-творческий групповой краткосрочный проект "Защитники Родины" для детей старшей и подготовительной групп....
Познавательно-творческий проект "Моя Родина - Россия!"
Паспорт Педагогического проекта«Моя Родина – Россия!» Автор: Каверина Е.В.Тема проекта: «Моя Родина – Россия!»Вид проекта: познавательно - творческий.Участники...