Познавательно-творческий проект "Моя Родина - Россия!"
проект (старшая группа)

Каверина Елена Владимировна

Паспорт Педагогического проекта

«Моя Родина – Россия!»

 

Автор: Каверина Е.В.

Тема проекта: «Моя Родина – Россия!»

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.

Сроки реализации: 1 месяц

 

Образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность, художественно – эстетическое развитие.

Проблема

Дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.

Цель

Формирование у детей познавательного интереса и систематизация представлений о своей Родине, русской культуре, народных промыслах, традициях, символах.

Задачи

- Познакомить детей с различными традициями, народными промыслами и культурой русского народа; дать сведения о символике страны;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

- Способствовать развитию творческих способностей, речи, памяти, внимания;

- Формировать умения детей в продуктивных и в других видах деятельности;

- Развивать познавательные интересы и активность детей;

- Вовлекать родителей в проектную деятельность;

- Воспитывать любовь и уважение к национальной культуре, интерес к русскому народному творчеству;

- Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране.

Форма работы

с детьми (по областям)

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Чтение художественной литературы;

- Заучивание стихов о Родине;

- Ситуационное общение, беседы;

- Прослушивание музыкальных произведений;

- Развлечения;

- Совместная деятельность детей и педагогов;

-Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые);

- Художественное творчество.

Формы работы с родителями

- Консультации;

- Изготовление русских народных  музыкальных инструментов (из бросового материала);

Создание элементов к русским национальным  костюмам.

Конечный продукт

- Мини-музей (выставка) «По тропинке русского быта»;

- Художественное творчество: декоративное рисование русских орнаментов и узоров; плоскостная лепка «Флаг России», изготовление макета «Березовая роща» и матрешек  (из бросового материала).

-Выставка детско-родительских рисунков «Моя Родина – Россия»

- Фотографии, видеоролик.

Форма итогового мероприятия

- Игра-викторина «Россия – Родина моя!»

- Презентация «Россия – Родина моя!», выступление перед другими группами.

Создание развивающей среды

- Методические картинки по теме;

- Дидактические игры;

- Картотека подвижных игр;

- Обучающая презентация для детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 Приморского района Санкт-Петербурга

Познавательно-творческий проект

«Моя Родина – Россия!»

Воспитатели: Захария Н.С.,  Каверина Е.В.

Подготовила Каверина Е.В.

Санкт-Петербург

2021г.

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

                                                                         Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

В. Гудимов

Паспорт Педагогического проекта

«Моя Родина – Россия!»

Авторы: Захария Н.С., Каверина Е.В.

Тема проекта: «Моя Родина – Россия!»

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.

Сроки реализации: 1 месяц

Образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность, художественно – эстетическое развитие.

Проблема

Дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.

Цель

Формирование у детей познавательного интереса и систематизация представлений о своей Родине, русской культуре, народных промыслах, традициях, символах. 

Задачи

- Познакомить детей с различными традициями, народными промыслами и культурой русского народа; дать сведения о символике страны;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

- Способствовать развитию творческих способностей, речи, памяти, внимания;

- Формировать умения детей в продуктивных и в других видах деятельности;

- Развивать познавательные интересы и активность детей;

- Вовлекать родителей в проектную деятельность;

- Воспитывать любовь и уважение к национальной культуре, интерес к русскому народному творчеству;

- Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране.

Форма работы

с детьми (по областям)

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Чтение художественной литературы;

- Заучивание стихов о Родине;

- Ситуационное общение, беседы;

- Прослушивание музыкальных произведений;

- Развлечения;

- Совместная деятельность детей и педагогов;

-Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые);

- Художественное творчество.

Формы работы с родителями

- Консультации;

- Изготовление русских народных  музыкальных инструментов (из бросового материала);

Создание элементов к русским национальным  костюмам.

Конечный продукт

- Мини-музей (выставка) «По тропинке русского быта»;

- Художественное творчество: декоративное рисование русских орнаментов и узоров; плоскостная лепка «Флаг России», изготовление макета «Березовая роща» и матрешек  (из бросового материала).

-Выставка детско-родительских рисунков «Моя Родина – Россия»

- Фотографии, видеоролик.

Форма итогового мероприятия

- Игра-викторина «Россия – Родина моя!»

- Презентация «Россия – Родина моя!», выступление перед другими группами.

Создание развивающей среды

- Методические картинки по теме;

- Дидактические игры;

- Картотека подвижных игр;

- Обучающая презентация для детей.

Ожидаемые результаты:

- Повысить познавательный интерес к культуре, истории и природе родной страны у детей и родителей, побуждать к дальнейшему изучению данной темы вместе с родителями.

- Побудить родителей к совместному творчеству с детьми.

- Обогатить предметно – развивающую среду по нравственно – патриотическому развитию.

Актуальность:

Что такое патриотизм?

Это чувство любви к своей Родине. Любовь к Родине во все времена в России была национальной. Но за последнее время, стала видна утрата нашим обществом российского патриотического сознания.

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости решения острых проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Одна из задач нравственного воспитания – это формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Но патриотические чувства не сформируются у детей, если не воздействовать на ребенка целенаправленно и систематически.

Основы ценностного отношения к миру закладываются с детства.

Взрослые должны воспитывать в детях чувство гордости и уважения к своему народу и к своей стране. И, конечно, сами взрослые должны подавать положительный пример детям.

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.

Организационный этап

Подготовка материалов:

- Подбор литературы 

- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Продуктивный этап

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

- Познавательная деятельность

- Речевая деятельность

- Художественно-творческая деятельность

- Игровая деятельность

- Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- Широка страна моя родная

- Символы русской культуры

- Русский быт

- Народные промыслы

2. Просмотр презентаций: «Русские народные ремесла», «Родина моя Россия»;

3. Познавательное сообщение на тему: «Русские народные музыкальные инструменты», «Символы России»

Речевая деятельность:

- Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

- Разучивание стихотворений о родине.

Художественно - творческая деятельность:

- Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

- Плоскостная лепка «Флаг России»;

- Рисование матрешек, декоративного узора;

- Ручной труд (изготовление березовой рощи их бросового материала);

- Прослушивание гимна России, Струве Г. «Моя Россия», русских народных песен.

- Танцевальная импровизация под русскую народную песню «Ах вы, сени..»

Игровая деятельность:

- Дидактические игры:

«Узнай наш флаг (герб)», «С какого дерева листок», «Чей хвост, чья голова», «Символика России».

 - Подвижные народные игры:

«Гуси-Лебеди», «Горелки», «Салки», «Дубы-колдуны», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду», «Маша на базар ходила», «Заря-зарница».

 -Хороводные народные игры:

«Веночек», «Платочек», «Каравай».

- Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем».

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

- Помочь пополнить мини-музей «Тропинкой русского быта» вещами и предметами народного прикладного искусства;

- Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

- Помочь детям разучивать стихи;

- Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей.

Обобщающий этап

- Оформление выставки рисунков и поделок детей;

- Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.

Результативность проекта

В результате проведения комплексной работы по обогащению знаний детей о России, приобщению к декоративно - прикладному искусству у дошкольников появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Итог: В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей русского быта и народными промыслами России.

План работы с детьми по осуществлению проекта:

1-ая неделя: Тема: «Широка страна моя родная»

2-ая неделя: «Русские народные инструменты»

3-я неделя: «Народные промыслы»

4-ая неделя: «Русский быт»

Информационные ресурсы:

1. Морозова А. Атлас промыслы и ремесла России изд.Алтей, 2018.

2. О.Перова Наша Родина Россия. Эксмо – 2012.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре – М.: 2010.

4. Голованова М.П. Герб. Флаг. Герб. России. Москва - Росмэн-Пресс 2003-47с.

5. Интернет ресурсы

Итоговое занятие по педагогическому проекту «Моя Родина – Россия!»

Игра-викторина

для детей старшей группы

«Родина моя – Россия!»

Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о России

Задачи:

- Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России;

- Продолжать развивать познавательные интересы у детей;

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России.

Оборудование и материалы: мяч, разрезные картинки с гербами разных стран, лепестки ромашки с заданиями, аудиозапись «Ты как солнце – Россия!», матрешка

Словарная работа:

Активизация: герб, флаг, гимн, страна, Родина, Россия, россияне.

Предварительная работа:

Знакомство с государственными символами России, с народными промыслами, предметами русского быта, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, атласов, книг.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, объяснения, указания, художественное слово.

Наглядные: демонстрация и рассматривание иллюстраций.

Практические и игровые: выполнение детьми заданий викторины.

Ход викторины:

Воспитатель:

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы примем с вами участи в игре-викторине «Родина моя – Россия!»

Предлагаю послушать песню («Ты как солнце – Россия!»).

Какие чувства вызывает эта песня? Какое настроение создает? (ответы детей)

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы, ребята, знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

С. Комратова

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина(Ответы детей)

Давайте проверим наши знания о России.

1-ый лепесток «Доскажи словечко»

Воспитатель:

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

2-ой лепесток «Государственные символы»

Воспитатель:

Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флагроссийский герб среди других стран.

Игра «Узнай наш герб, узнай наш флаг».

Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

3-ий лепесток «Главные праздники России»

Воспитатель:

В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

Дед Мороз принес подарки,

Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо,

Путь найти поможет карта.

Если нам нужны награды,

Быстрый бег начнем со старта…

А весной мы встретить рады

Женский день… (Восьмое марта).

Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

12 июня мы отмечаем день Рождения России.

Воспитатель:

Да, какой праздник без хоровода! Любят в России песни петь, да хороводы водить. Заведем хоровод!

Хоровод «Светит месяц» р. н. м.

Дети под музыку двигаются по большому кругу, затем по цепочке двигаются «змейкой», опять соединяются в большой хоровод, разделяются на два круга, кружатся, сужают и расширяют круги, в заключении вновь соединяются в один большой хоровод.

Воспитатель:

Конечно, издавна самой любимой и знаменитой игрушкой у русского народа являлась матрешка. Вот и мы с вами сейчас поиграем с матрешкой!

Игра «Передай матрешку» (веселая плясовая мелодия)

Пока звучит музыка, дети по кругу передают матрешку, музыка замолкает, тот, у кого в руках оказывается матрешка, выходит в круг и выполняет импровизированные плясовые движения, остальные за ним повторяют. Игра повторяется несколько раз.

4-ый лепесток «Русские народные пословицы»

Воспитатель:

Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время,…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

5-ый лепесток «Флора и фауна родного края»

Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет»

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

6-ой лепесток – физминутка «Небо синее в России»

Небо синее в России, (дети качают над головой руками)

Реки синие в России. (Руки в стороны, волнообразные движения)

Васильки и незабудки, (Собирают цветы)

Не растут нигде красивей. (Выпрямиться, сложить из пальцев сердце)

Есть и клены, и дубы, (Встать на носочки: пальцы на обеих руках изображают «ветки»

                                              - сходятся и расходятся).

А какие есть грибы! (Присесть: «Гриб» - кулачок одной руки прикрывает сверху изогнутой ладонью второй (шляпкой гриба); встать

А еще пекут в печи (Руки вверх, плавным движением через стороны вниз, рисуют

                                          круг)

Вот такие калачи! (Хлопают, то одна рука сверху, то другая, показывают большой

                                       палец «класс!»)

7-ой лепесток – «Символы страны»

Воспитатель:

В России есть еще символы, по которым ее узнают во всем мире. Последний лепесток предлагает отгадать загадки:

Инструмент народный этот с давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь, запоет скорей…(гармонь)

Кукла – символ материнства и семейного единства.

Сарафан ее одежка. Вся из дерева…(Матрешка)

Наряд ее мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей.

И сколько задумчивых песен поется в народе о ней. (Береза)

В озорные три струны

Все в России влюблены. (Балалайка)

Их не шьют и не мотают,
По старинке, их валяют,
На кроссовки не похожи
Шерстяные те сапожки! (Валенки)

Красуется на ножках

На столе у окошком

Где скатерть с узором,

Чтобы чай пить хором! (Самовар)

Воспитатель:

Молодцы! Вы ответили на все вопросы.

Посмотрите, что получилось из лепестков? (ответы детей)

Правильно, ромашка – считается символом семьи и еще один символ нашей страны, нашей русской природы.

Давайте же будет жить дружно, как одна большая семья, в нашей большой России, любить ее и беречь!

Финальная динамическая пауза «Дружба»

.  

                      Стихи для детей о русских народных промыслах

                                      «Погляди-ка ты в окошко»
Что случилось на дворе?
Баба Маня, как Матрёшка
Что-то машет детворе.

Побегу-ка, тоже гляну,
Что за детский маскарад?
Вон и бабушка Ульяна
К ней присела тоже в ряд.

Подошла. Дела какие!
Что здесь крутится народ?
Всем игрушки расписные 
Баба Маня раздаёт.

А сама, как разоделась!
И кокошник, сарафан.
Мне так тоже захотелось 
Рисовать в цветочках храм.

Появляются матрёшки
В этом сказочном дворе,
Разрисованные плошки.
Всё на радость детворе.

«Дымковские игрушки»

                                                 Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

                                                 Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

                                                  В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы, 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.

                                                 В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает!

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красный, высоко горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная – индюк.

.

                                                 «Дымково»

                                             Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими, 
Пестрыми фигурками. 
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

                                         

                                           «Филимоновский козлик»

                                             Эй, дружок, да подойди же,
       На игрушку погляди же:
       Наш козлик из Филимоново
       Раскрашен ярко, здорово.

       Был у мастериц в руках,
       Загляденье, просто ах!
       И она уж так старалась,
       Легко глина поддавалась.

«Матрёшка»

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

                                                     

                                                      Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки — 
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова

                                                      Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка, 
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

                                          Стихотворение “Русская матрешка”

                                           Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

                                           

                                          Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

                                          На щеках навел зари румянец, 
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец, 
Он, должно быть, весело сказал:

                                          “Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”. 
И матрешка через всю планету 
До сих пор уверенно идет.

                                           Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

                                           Все они матрешеньки,
Все они милешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие, 
Чуть на меня похожие!

                                           Мы веселые матрешки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки-ладушки.

                                           Завязали мы платочки,

                                           Ладушки-ладушки.

                                           Разгорелись наши щёчки,

                                           Ладушки-ладушки.

                                           

                                           В сарафанах наших пестрых, 
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки-ладушки.

                                           Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

                                          Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.

                                           - Я тетушка Матрешка.
Несу грибов лукошко. 
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они – матрешеньки,

                                          И все они – милешеньки,
Все с аленькими щечками,

                                           Под пестрыми платочками
Нарядные, пригожие.

                                           И каждая в корзинку
Набрала мне малинку.

Загадка

                                          Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.

                                      Ростом разные подружки,

                                      Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

                                Дуйте в дудки, Бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные, Матрешечки румяные.

                                 Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли Матрешки.
Трое водят хоровод,
А четвертая поет.

                                 Шли Матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Три Матрешки, две Матрешки
И одна Матрешечка.

                                 Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки Матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

                                 Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные, 
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

                                 Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке. 
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

«Богородская игрушка»

Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Машет белка не хвостом –

Размахивает молотком.

Отчего же, как на грех,

Всё не колется орех?

Курам просо не дают,

И они брусок клюют.

Возле пляшущих зайчат

Куры клювами стучат.

За ушастым русаком

Мишка бросился бегом;

С балалайкою бежит,

А земля под ним дрожит.

«Городецкая доска»

Была доска некрашеной,

Обычной, неприглядной.

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досочка

Узором заиграла,

Гирляндою из розочек

Украшена по краю

Вот барышня – красавица

Идёт по Городцу

И, видно, очень нравится

Лихому молодцу.

А молодец на конике

Красуется верхом,

Фуражечка-то новенька,

Поддёвочка на нём.

Ах, милая провинция

В сюжетах Городца!

Талантами гордиться ей,

Которым нет конца!

Куплю я эту досочку,

В цене не поскуплюсь.

Ах, с городецкой розочкой

Я сердцем веселюсь!

                                               Яви же щедрость молодецкую –
Как в первый и последний раз,
Купи мне прялку городецкую –
Я буду нить живую прясть.
Не говори, что все распроданы,
Не говори, что нам не впрок
И кони черные, и розаны,
И нежный аленький цветок.
Не привози орехи грецкие,
И к серьгам, кольцам что за страсть?
Купи мне прялку городецкую,
Я судьбы наши буду прясть.

                                               Есть на Волге город древний, 
Под названьем Городец. 
Славится по всей России, 
Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

                                                  “Хохломская роспись”

                                                    Хохломская роспись – 
Алых ягод россыпь, 
Отголоски лета 
В зелени травы, 
Рощи – перелески, 
Шелковые всплески. 
Солнечно – медовый 
Золотой листвы. 
У красы точеной 
Сарафан парчовый, 
По волнам узоров 
Яхонты горят.

                                                   

                                                   Что за чародеи 
Хохлому одели
В этот несказанный 
Праздничный наряд… 
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

Хохлома, хохлома –

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Нарисуем краску

Солнечною краской,

А цветы – огоньки

Красной краской от зари.

                                                        “Хохлома”

                                        Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.

                                        На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

                                        Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                             Хохлома

                                      Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

                                   Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                     Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!

Гжель.

                                          Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Вот, смотрите, «Рыба – кит»,

А под ней вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаёк и говорят,

Ну а кошка возле ножки

Ждёт, когда дадут немножко.

Узоры Гжели

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?

Про фаянсовое чудо –

Статуэтки и посуду?

Только скажем слово «Гжель»,

И увидишь зимний день –

Небо, снега белизну

И теней голубизну.

Все изделия из Гжели

Фон имеют только белый,

А на нём лишь синий цвет.

А других здесь красок нет.

Расцветают на морозе

Колокольчики и розы,

Хризантемы и ромашки

Украшают вазы, чашки…

То мазочек, то листочек,

Там цветок, тут завиточек,

Три мазка широкой кистью –

Появился синий листик,

Поработал кисти кончик –

Распускается бутончик.

И прекрасные узоры

Там притягивают взоры

К сине – белому фаянсу,

Сколько блеска, сколько глянца!

Неужели, неужели

В вашем доме нету «гжели»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Мордовия- Родина моя"

«Мордовия - Родина моя»Познавательно-творческий проект.Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».Методическа...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина Россия»

Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы;Формировать у детей представление о России, как о...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина Россия»

Закрепить знания детей о том, что наша страна – Россия, воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы;Формировать у детей представление о России, как о...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Мордовия» для детей подготовительной к школе группе

(Проект разработан на основе примерного регионального модуля программыдля дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём»)...

Познавательно – творческий проект "Малая родина" для детей старшей группы.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым...

Познавательно-творческий проект "Защитники Родины"

Познавательно-творческий групповой краткосрочный проект "Защитники Родины" для детей старшей и подготовительной групп....

Познавательно-творческий проект "Моя Родина - Россия"

Проект направлен на рассширение предсталений детей старшего дошкольного возраста о  своей малой и большой Родине....