Театрализованная деятельность детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей» на тему:
«Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Воспитатель: Бугрова И.В.
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.
Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслимы без усвоения новых слов. Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы занимают очень важное место.
Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Развитие связной речи имеет особое значение, отмечал Рубинштейн. Связная речь - речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, Р.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев считают, что речь оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством общения, выступает как деятельность, под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
С позиции культурологии театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая «осознается как (ненастоящая)», не связанная с обыденной деятельностью, могущая полностью захватить играющего».
Игра-драматизация в науке определяется как «предэстетическая деятельность» (А.Н. Леонтьев), является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей.
Театрализованные игры делятся:
- на режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) – в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;
- игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Таким образом, актуальность развития речи детей раннего возраста стоит на первом месте.
По материалам интернет-ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение по теме:"Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста "
Организация театрализованной деятельности в группе детей раннего возраста...
презентация к сообщению "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"
слайды по теме...
Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"
Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...
Платковые куклы в музыкально-театрализованной деятельности детей раннего возраста
Театр - это волшебный край, в котором ребёнок познаёт мир играя....
Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра.
Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра....
Консультация для родителей на тему «Театрализованная деятельность детей раннего возраста дома »
В консультации размещён материал для родителей маленьких детей по проведению театральной деятельности дома....
Организация театрализованной деятельности детей раннего возраста
Из опыта работы...