Развитие речи по теме "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мингалева Ирина Владимировна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_posuda.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по теме: «Посуда»

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей названиями предметов чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие обобщающие слова: чайная, столовая и кухонная. Активизировать употребление в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка, зубчики). Учить детей образовывать слова по аналогии (сахарница, хлебница; чайник, кофейник; ложечка, тарелочка).  Учить говорить, из чего сделана посуда;  как ее можно ласково называть. Поощрять словотворчество, тактично подсказывая общепринятые образцы (из манки – манная, из геркулеса – геркулесовая).

Воспитывать уважение к старшим, бережное отношение к посуде.

Дидактические игры:  «Разложи посуду правильно», «Что где находится?», «Назови ласково», «Из чего сделана посуда?», «Чего не хватает?», «Кружки – болтушки», «Что лишнее?», «Назови кашу».

Оборудование: Наборы чайной, столовой и кухонной посуды, подносы, набор картинок посуды, картинки посуды без определенных частей (у кастрюли – крышки, у вилки – зубчиков, у чашки – стенок, у чайника – носика, у молочника – ручки), чудесная шкатулка с железной, стеклянной, деревянной и фарфоровой кружкой, мяч, скатерти, картинки или предметы для игры «Что лишнее?»,  шапочки – ободки с картинками посуды (чайник, кастрюля, сковорода, чашка, ложка, вилка).

Ход игрового занятия.

Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на столах посуда и 3 подноса, накрытые скатертями. Раздается стук и входит Федора Егоровна – воспитатель, представляется и говорит:

- Послушайте, ребята, какая со мной беда приключилась.

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.

А за ними блюдца, блюдца, дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.

И бежит сковорода:

 -Вы куда, куда, куда?

Чашки да ложки стучат по дорожке.

- Почему тогда от меня сбежала посуда?

-Ты ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила, часто разбивала.

-Да, я многое забыла о посуде: какая для чего нужна, как называется. Я только запомнила, что ее нужно любить и уважать, но никак не обижать.         -Вот посмотрите, я принесла с собой посуду, вы о ней мне расскажете?

-Как называется посуда, с помощью которой мы пьем чай? (Чайная посуда)

-Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая посуда)

-Как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)

Дети рассказывают стихотворение «Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:

 Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке или грязном ручейке.    

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На нее еду кладут, из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней  продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд – варят , жарят и пекут!    

-Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать мою посуду, чтобы правильно и удобно было ее хранить, чайную, столовую и кухонную на разные подносы.

Д/и «Разложи Федорину посуду»

-Вашу кухню однажды колдун посетил

И посуду своим волшебством оживил,

И решила посуда, что нынче она

Рассказать о себе всем ребятам должна.

(Выходят дети в шапочках – ободках с изображением посуды и читают стихи)

«Чашка»                                                          «Кастрюля»

Меня узнали? Чашка – я!                            Я – кастрюля! В кухне вашей

И создана я для питья.                                 Вам варю борщи и каши,

За ручку все меня берут                              И картошку, и бульоны,

И из меня все чай, кофе пьют.                   И супы, и макароны!

«Сковорода»                                                    «Ложка»

Ну-ка, отвечайте четко                                 Ложку каждый уважает

Для чего вам сковородка?                           Мною суп и борщ хлебают.

Без меня, сковороды,                                    Если чай с пирожным пьют,

Не пожарить вам еды!                                   Тоже ложечку берут.

«Чайник»                                                              «Вилка»

Я – звонкий чайник со свистком,                  Вот, знакомьтесь, перед  вами

Я с детства каждому знаком,                          Вилка с длинными зубцами.

И если чайник засвистел,                                 Мной яичницу едят,

То, значит, чай уже вскипел.                           И сосиску, и салат.

                                                                                 Но со мною не шутите –

                                                                                 Вилкой в глаз не попадите!

-Ребятки, подскажите мне ответ:

Если хорошо заточен все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоки и масло… (нож)

-Что еще вызнаете про посуду?

          «Про посуду» (рассказывает ребенок)

Помогать готова всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Благодарны мы посуде,

И ее за это будем

За собою убирать

Чисто мыть и протирать!

-Спасибо, вам, я буду беречь свою посуду!

-Я знаю, что посуда называется так, как используется. Например, чай – в чайнике, как другие продукты  не знаю. Помогите запомнить названия.

Словесная игра ( с мячом и в кругу) «Что где находится». 

Чай – в чайнике                        соль – в солонке

Кофе – в кофейнике                сахар – в сахарнице

Молоко – в молочнике           хлеб – в хлебнице

Масло – в масленке                конфеты – в конфетнице

-Вы, ребята, умеете помогать?

Физкультминутка « Моем посуду – помощники »   

Кран с водою мы открыли и посуду перемыли.

Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили

И кастрюлю уронили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали – так Федоре помогали!

-Посуду изломали, теперь надо отремонтировать. Но сначала ее надо пожалеть. Научимся называть посуду ласково.

Словесная игра (с мячом и в кругу) «Назови ласково»

Тарелка – тарелочка      сковорода          чайник             ковшик

Чашка                                 стакан                  блюдце           масленка

Ложка                                 вилка                   ваза                  солонка

-Теперь мы посмотрим, чего не хватает у этой посуды и «починим».

Д/и «Чего не хватает?» (использовать картинки на доске)

У кастрюли – крышки     у вилки – зубчиков    у чашки – стенки

У чайника – носика          у ковшика – ручки     у стакана – донышка

              Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник (руки на поясе и повороты в стороны)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки (руки в стороны)

Очень крупные бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (хлопок)

Только стукни – разобьются!

Вот серебряные ложки (потягивание)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (руки вперед)

Он посуду нам принес.

-Ребятки, из каких материалов сделана посуда вы знаете?

Словесная игра (с мячом и в кругу) «Из чего сделана?»

Чайник сделан из железа, он какой? (железный)

Блюдце из фарфора                               ложки из серебра

Кастрюля из металла                             ваза из хрусталя

Поднос из пластмассы                          стакан из стекла

Кружка из дерева                                  

-А как надо обращаться с посудой? Почему? (дети садятся)

У меня для вас сюрприз в чудесной шкатулке,

 Называется игра «Кружки – болтушки»,

 послушайте, как звучат железная, деревянная, стеклянная, фарфоровая кружки. Теперь они по очереди будут «говорить в шкатулке», а вы отгадаете.

-Еще один сюрприз – кружки с крупой: манкой, рисом, гречкой, геркулесом

Д/и «Назови кашу»

Скажите, как называется каша из определенной крупы?

В чем варят кашу?  (в кастрюле, ковше)

-Вот еще загадки – Д/и «Что лишнее?» (использовать картинки или предметы). Нужно назвать лишний предмет и сказать почему.

-Ребята, вы все про посуду знаете, многое о ней рассказали: какая она бывает, для чего она нужна, как с ней обращаться. Спасибо вам, я все запомнила, буду беречь свою посуду.

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду и любить и уважать.

№1

-Вот посмотрите, я принесла с собой посуду, вы о ней мне расскажете?

-Как называется посуда, с помощью которой мы пьем чай? (Чайная посуда)

-Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая посуда)

-Как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)

1.стихотворение «Для чего нужна посуда?»

-Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать мою посуду, чтобы правильно и удобно было ее хранить, чайную, столовую и кухонную на разные подносы.

2.Д/и «Разложи Федорину посуду»

3. -Вашу кухню однажды колдун посетил

И посуду своим волшебством оживил,

И решила посуда, что нынче она

Рассказать о себе всем ребятам должна.

(Выходят дети в шапочках – ободках с изображением посуды и читают стихи)

-Ребятки, подскажите мне ответ:

Если хорошо заточен все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоки и масло… (нож)

-Что еще вызнаете про посуду?  «Про посуду» (рассказывает ребенок)

-Я знаю, что посуда называется так, как используется. Например, чай – в чайнике, как другие продукты  не знаю. Помогите запомнить названия.

4. Словесная игра ( с мячом и в кругу) «Что где находится». 

Вы, ребята, умеете помогать?

5. Физкультминутка « Моем посуду – помощники »   

Кран с водою мы открыли и посуду перемыли…

-Посуду изломали, теперь надо отремонтировать. Но сначала ее надо пожалеть. Научимся называть посуду ласково.

6.Словесная игра (с мячом и в кругу) «Назови ласково»

-Теперь мы посмотрим, чего не хватает у этой посуды и «починим».

7. Д/и «Чего не хватает?» (использовать картинки на доске)

 8.  Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник» (руки на поясе

-Ребятки, из каких материалов сделана посуда вы знаете?

9. Словесная игра (с мячом и в кругу) «Из чего сделана?»

-А как надо обращаться с посудой? Почему? (дети садятся)

10. У меня для вас сюрприз в чудесной шкатулке,

 Называется игра «Кружки – болтушки»,

 послушайте, как звучат железная, деревянная, стеклянная, фарфоровая кружки. Теперь они по очереди будут «говорить в шкатулке», а вы отгадаете

     11. Еще один сюрприз – кружки с крупой: манкой, рисом, гречкой, геркулесом   Д/и «Назови кашу»

Скажите, как называется каша из определенной крупы?

В чем варят кашу?  (в кастрюле, ковше)

12.-Вот еще загадки – Д/и «Что лишнее?» (использовать картинки или предметы). Нужно назвать лишний предмет и сказать почему.

-Ребята, вы все про посуду знаете, многое о ней рассказали: какая она бывает, для чего она нужна, как с ней обращаться. Спасибо вам, я все запомнила, буду беречь свою посуду.

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду и любить и уважать.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...