Развитие речи по теме "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе по теме: «Посуда»
Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей названиями предметов чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие обобщающие слова: чайная, столовая и кухонная. Активизировать употребление в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка, зубчики). Учить детей образовывать слова по аналогии (сахарница, хлебница; чайник, кофейник; ложечка, тарелочка). Учить говорить, из чего сделана посуда; как ее можно ласково называть. Поощрять словотворчество, тактично подсказывая общепринятые образцы (из манки – манная, из геркулеса – геркулесовая).
Воспитывать уважение к старшим, бережное отношение к посуде.
Дидактические игры: «Разложи посуду правильно», «Что где находится?», «Назови ласково», «Из чего сделана посуда?», «Чего не хватает?», «Кружки – болтушки», «Что лишнее?», «Назови кашу».
Оборудование: Наборы чайной, столовой и кухонной посуды, подносы, набор картинок посуды, картинки посуды без определенных частей (у кастрюли – крышки, у вилки – зубчиков, у чашки – стенок, у чайника – носика, у молочника – ручки), чудесная шкатулка с железной, стеклянной, деревянной и фарфоровой кружкой, мяч, скатерти, картинки или предметы для игры «Что лишнее?», шапочки – ободки с картинками посуды (чайник, кастрюля, сковорода, чашка, ложка, вилка).
Ход игрового занятия.
Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на столах посуда и 3 подноса, накрытые скатертями. Раздается стук и входит Федора Егоровна – воспитатель, представляется и говорит:
- Послушайте, ребята, какая со мной беда приключилась.
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца, дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
-Вы куда, куда, куда?
Чашки да ложки стучат по дорожке.
- Почему тогда от меня сбежала посуда?
-Ты ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила, часто разбивала.
-Да, я многое забыла о посуде: какая для чего нужна, как называется. Я только запомнила, что ее нужно любить и уважать, но никак не обижать. -Вот посмотрите, я принесла с собой посуду, вы о ней мне расскажете?
-Как называется посуда, с помощью которой мы пьем чай? (Чайная посуда)
-Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая посуда)
-Как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)
Дети рассказывают стихотворение «Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке или грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду нам различная посуда:
На нее еду кладут, из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд – варят , жарят и пекут!
-Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать мою посуду, чтобы правильно и удобно было ее хранить, чайную, столовую и кухонную на разные подносы.
Д/и «Разложи Федорину посуду»
-Вашу кухню однажды колдун посетил
И посуду своим волшебством оживил,
И решила посуда, что нынче она
Рассказать о себе всем ребятам должна.
(Выходят дети в шапочках – ободках с изображением посуды и читают стихи)
«Чашка» «Кастрюля»
Меня узнали? Чашка – я! Я – кастрюля! В кухне вашей
И создана я для питья. Вам варю борщи и каши,
За ручку все меня берут И картошку, и бульоны,
И из меня все чай, кофе пьют. И супы, и макароны!
«Сковорода» «Ложка»
Ну-ка, отвечайте четко Ложку каждый уважает
Для чего вам сковородка? Мною суп и борщ хлебают.
Без меня, сковороды, Если чай с пирожным пьют,
Не пожарить вам еды! Тоже ложечку берут.
«Чайник» «Вилка»
Я – звонкий чайник со свистком, Вот, знакомьтесь, перед вами
Я с детства каждому знаком, Вилка с длинными зубцами.
И если чайник засвистел, Мной яичницу едят,
То, значит, чай уже вскипел. И сосиску, и салат.
Но со мною не шутите –
Вилкой в глаз не попадите!
-Ребятки, подскажите мне ответ:
Если хорошо заточен все легко он режет очень:
Хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоки и масло… (нож)
-Что еще вызнаете про посуду?
«Про посуду» (рассказывает ребенок)
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
-Спасибо, вам, я буду беречь свою посуду!
-Я знаю, что посуда называется так, как используется. Например, чай – в чайнике, как другие продукты не знаю. Помогите запомнить названия.
Словесная игра ( с мячом и в кругу) «Что где находится».
Чай – в чайнике соль – в солонке
Кофе – в кофейнике сахар – в сахарнице
Молоко – в молочнике хлеб – в хлебнице
Масло – в масленке конфеты – в конфетнице
-Вы, ребята, умеете помогать?
Физкультминутка « Моем посуду – помощники »
Кран с водою мы открыли и посуду перемыли.
Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.
Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали – так Федоре помогали!
-Посуду изломали, теперь надо отремонтировать. Но сначала ее надо пожалеть. Научимся называть посуду ласково.
Словесная игра (с мячом и в кругу) «Назови ласково»
Тарелка – тарелочка сковорода чайник ковшик
Чашка стакан блюдце масленка
Ложка вилка ваза солонка
-Теперь мы посмотрим, чего не хватает у этой посуды и «починим».
Д/и «Чего не хватает?» (использовать картинки на доске)
У кастрюли – крышки у вилки – зубчиков у чашки – стенки
У чайника – носика у ковшика – ручки у стакана – донышка
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник (руки на поясе и повороты в стороны)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки (руки в стороны)
Очень крупные бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (хлопок)
Только стукни – разобьются!
Вот серебряные ложки (потягивание)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (руки вперед)
Он посуду нам принес.
-Ребятки, из каких материалов сделана посуда вы знаете?
Словесная игра (с мячом и в кругу) «Из чего сделана?»
Чайник сделан из железа, он какой? (железный)
Блюдце из фарфора ложки из серебра
Кастрюля из металла ваза из хрусталя
Поднос из пластмассы стакан из стекла
Кружка из дерева
-А как надо обращаться с посудой? Почему? (дети садятся)
У меня для вас сюрприз в чудесной шкатулке,
Называется игра «Кружки – болтушки»,
послушайте, как звучат железная, деревянная, стеклянная, фарфоровая кружки. Теперь они по очереди будут «говорить в шкатулке», а вы отгадаете.
-Еще один сюрприз – кружки с крупой: манкой, рисом, гречкой, геркулесом
Д/и «Назови кашу»
Скажите, как называется каша из определенной крупы?
В чем варят кашу? (в кастрюле, ковше)
-Вот еще загадки – Д/и «Что лишнее?» (использовать картинки или предметы). Нужно назвать лишний предмет и сказать почему.
-Ребята, вы все про посуду знаете, многое о ней рассказали: какая она бывает, для чего она нужна, как с ней обращаться. Спасибо вам, я все запомнила, буду беречь свою посуду.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать.
№1
-Вот посмотрите, я принесла с собой посуду, вы о ней мне расскажете?
-Как называется посуда, с помощью которой мы пьем чай? (Чайная посуда)
-Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая посуда)
-Как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)
1.стихотворение «Для чего нужна посуда?»
-Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать мою посуду, чтобы правильно и удобно было ее хранить, чайную, столовую и кухонную на разные подносы.
2.Д/и «Разложи Федорину посуду»
3. -Вашу кухню однажды колдун посетил
И посуду своим волшебством оживил,
И решила посуда, что нынче она
Рассказать о себе всем ребятам должна.
(Выходят дети в шапочках – ободках с изображением посуды и читают стихи)
-Ребятки, подскажите мне ответ:
Если хорошо заточен все легко он режет очень:
Хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоки и масло… (нож)
-Что еще вызнаете про посуду? «Про посуду» (рассказывает ребенок)
-Я знаю, что посуда называется так, как используется. Например, чай – в чайнике, как другие продукты не знаю. Помогите запомнить названия.
4. Словесная игра ( с мячом и в кругу) «Что где находится».
Вы, ребята, умеете помогать?
5. Физкультминутка « Моем посуду – помощники »
Кран с водою мы открыли и посуду перемыли…
-Посуду изломали, теперь надо отремонтировать. Но сначала ее надо пожалеть. Научимся называть посуду ласково.
6.Словесная игра (с мячом и в кругу) «Назови ласково»
-Теперь мы посмотрим, чего не хватает у этой посуды и «починим».
7. Д/и «Чего не хватает?» (использовать картинки на доске)
8. Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник» (руки на поясе
-Ребятки, из каких материалов сделана посуда вы знаете?
9. Словесная игра (с мячом и в кругу) «Из чего сделана?»
-А как надо обращаться с посудой? Почему? (дети садятся)
10. У меня для вас сюрприз в чудесной шкатулке,
Называется игра «Кружки – болтушки»,
послушайте, как звучат железная, деревянная, стеклянная, фарфоровая кружки. Теперь они по очереди будут «говорить в шкатулке», а вы отгадаете
11. Еще один сюрприз – кружки с крупой: манкой, рисом, гречкой, геркулесом Д/и «Назови кашу»
Скажите, как называется каша из определенной крупы?
В чем варят кашу? (в кастрюле, ковше)
12.-Вот еще загадки – Д/и «Что лишнее?» (использовать картинки или предметы). Нужно назвать лишний предмет и сказать почему.
-Ребята, вы все про посуду знаете, многое о ней рассказали: какая она бывает, для чего она нужна, как с ней обращаться. Спасибо вам, я все запомнила, буду беречь свою посуду.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...