Картотека упражнений на развитие речевого дыхания
картотека по развитию речи

Мамонтова Елена Валерьевна

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Начинать заниматься развитием речи у ребенка нужно как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

     Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

   При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_i_igr.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Начинать заниматься развитием речи у ребенка нужно как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

     Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

   При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Картотека упражнений для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата, подборка игр по формированию правильного звукопроизношения для разных возрастных групп

Общеречевые навыки

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Речевое дыхание

Игровое упражнение

«Подуй на снежинки»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Оборудование: бумажные снежинки или кусочки белой бумаги на подносе. 

Ход игры: Взрослый держит перед детьми поднос и предлагает устроить в комнате снегопад. Для этого нужно дружно подуть на снежинки. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на бумажки.

Игра «Пузырь»

ЦельДобиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу Взрослого «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху.  

Игра «Задуй ватку в ворота» Цельвыработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

ОписаниеСооружаем широкие «ворота» из кубиков (др. строит. материала) и кладем перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи.

Игра - Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. Ход игры: сначала взрослый предлагает ребёнку вместе с ним спет «песенки». - Давай споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Набери побольше воздуха - вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры необходимо следить за четким произношением и утрировать артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!" - Давай устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Речевой слух

Игра «Волшебная палочка»                

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею  по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните

задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Что звучит»

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать их.

Содержание: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочерёдно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Игра «Кто внимательный?» ЦельРазвитие речевого слуха и фразовой речи.

ОборудованиеРазличные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.

Описание игрыПедагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 до 5-6 м. Выявляются победители.

Игра «Лягушка»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Артикуляционный аппарат

«Хоботок»

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их опускаю

И на место возвращаю.

Цель: Выработать движение губ вперед.  

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

«Трубочка». Цель: Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

«Грибок». Цель: Учить удерживать язык вверху. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

«Горка». Цель: Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу

Звукопроизношение

«Во дворе»

Цель: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию. Материал: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Ход занятия: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто — там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

Интонационное выделение слова
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Например: са-са – идет ЛИСА

«Тишина» Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука р — маленький братец — звук р‘, у большого братца — звука б — маленький братец — звук б‘. Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие все дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания детей.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Цель: развитие и воспитание правильного речевого дыхания....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Рекомендации родителям по развитию речевого дыхания (игровой материал)...