Картотека упражнений по развитию речевого дыхания
презентация по логопедии

Адамова Марина Станиславовна

Рекомендации родителям по развитию речевого дыхания (игровой материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания Рекомендации для родителей Учитель-логопед: Адамова М.С.

Слайд 2

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное речевое дыхание, которое отличается от физиологического. Нарушение дыхания почти всегда имеет место у детей с дизартрией. Часто это связано с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерно большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Различают 3 типа дыхания: верхнереберный , грудной, грудобрюшной. У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. Детям с нарушениями речи для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. Для развития речевого дыхания можно применять следующие игровые упражнения.

Слайд 3

«Вдох – выдох» Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом, (Соответствующие движения.) Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша, Как? Покажем малышам. Примечание: при выполнении упражнений направленных на дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать зрительный контроль (выдох на «султанчик»).

Слайд 4

«Муха» Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение . Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь. Примечание : закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами.

Слайд 5

«Волшебные заклинания» Цель: развитие фонационного дыхания Содержание: Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА. Вдох – выдох : от груди руки в стороны, произносить: ПО. Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ Вдох – выдох : слегка давящие движения рук вперед: ПУ Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ Вдох – выдох : ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое . Обращаем внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.

Слайд 6

«Снегопад» Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха . Содержание : Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её: Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. А. Барто Примечание : М ожно поиграть в « Осенний листопад », где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья .

Слайд 7

«Бабочка» Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку: Бабочка – коробочка, Полети на облачко, Там твои детки- На березовой ветке! Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела ».

Слайд 8

«Куры» Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и формирование правильной осанки. Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.

Слайд 9

«Футбол» Цель: Р азвивать длительную направленную воздушную струю. Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).

Слайд 10

«Шторм в стакане» Цель: Р азвивать силу и направленность ротового выдоха . Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила. Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Слайд 11

«Гуси» Цель: Развитие речевого дыхания. Содержание : Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».

Слайд 12

«Жук жужжит» Цель: Развитие речевого дыхания. Содержание: Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз .

Слайд 13

«Лопнула шина» Цель: Развитие речевого дыхания, длительности и плавности выдоха, автоматизация звука «Ш». Содержание: Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину» и одновременно выполняют вдох через нос. На выдохе дети плавно и медленно произносят «ш – ш – ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо, а левая рука на правое плечо.

Слайд 14

«Поиграем животиками» Цель: формирование диафрагмального дыхания. Содержание : В а р и а н т 1 В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. В а р и а н т 2 В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох) от трёх до семи раз подряд.

Слайд 15

«Узнай по запаху» Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния. Оборудование: 2-3цветка, имеющих разные запахи. Содержание: Дети по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребёнок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребёнка положить ручки на живот и проконтролировать, таким образом, своё дыхание. Взрослый говорит: «Глубоко вдохни, а потом, не спеша выдохни. Вот так – 1, 2, 3 – 1, 2, 3». Примечание: Аналогично с фруктами и ягодами .

Слайд 16

«Носик и ротик поучим дышать» Цель : дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания. Содержание: Ребёнок учиться контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. В а р и а н т 1 Сначала ребёнок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком на свой нос. Затем 2-4 раза производится вдох носом, а выдох ртом. Вдыхая носом, ребёнок дотрагивается указательным пальчиком до носа; а выдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. В а р и а н т 2 Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребёнок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком). Дыхательные упражнения выполняются под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.

Слайд 17

«Подуем на плечо» Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания. Содержание: Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия. Подуем на плечо, (голова прямо – вдох, голова повёрнута направо – выдох) Подуем на другое. (голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох) Нам солнце горячо Пекло дневной порою. (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох) Подуем и на грудь мы (голова прямо – вдох, опустить голову – выдох) И грудь свою остудим. Подуем мы на облака . (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох) И остановимся пока . Запомнив текст песенки, дети могут петь её вместе со взрослым..

Слайд 18

«Звуковая ниточка (дорожка )» Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука. Содержание: Дети соединяют пальцы рук, собранные в щёпоть , перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук. Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить ( 3-6 секунд). В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с , з , ш , ж , щ , л и р.

Слайд 19

«Ручки поднимаем – звуки распеваем» Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков. Содержание: После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно пропевая звук а , а затем опускают руки вниз, произнося звук у . В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку делать движения руками и одновременно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: с-з ; ш-ж ; л-р .

Слайд 20

«Слоговая зарядка» Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах. Содержание: Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырёх слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - произносится слог ГА, при движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО, затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» проговаривается слог ГУ, а из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ. Рекомендуется делать слоговую зарядку рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом: «СА-СО-СУ-СЫ», «ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ» и «ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ», «ША-ШО-ШУ-ШЫ» и т.д. С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов полезно проговаривать слоги со стечением согласных такие, как «МНА-МНО-МНУ-МНЫ», «ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ» или «СТА-СТО-СТУ-СТЫ».

Слайд 21

«Одуванчики» Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ . Содержание: Игру проводят в летнее время на свежем воздухе. Педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Слайд 22

«Пузырь» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с – ш. Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга произнося с ( или ш ), подражая выходящему воздуху. Примечание: После сигнала « Лопнус » нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух выходит медленно и длительно: ссс или шшш ).

Слайд 23

«Веселые пантомимы» Цель: Развитие дыхания, сообразительности, воображения. Содержание: Детям предлагается изобразить: Как они греют озябшие руки Раздувают угасающий костер Надувают воздушные шары Пилят дрова (при имитации- руки на себя – вдох, от себя - выдох). Рубят дрова (руки над головой – вдох, наклон вперед – выдох ). Примечание: Веселые пантомимы можно закончить настоящим надуванием воздушных шариков или пусканием мыльных пузырей на прогулке.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания детей.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Цель: развитие и воспитание правильного речевого дыхания....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

laquo;Вдох – выдох» Цель: Дифференциация ротового и носового дыханияСодержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды во...