Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей тувинскому языку в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад № 28" города Кызыла
Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК
по обучению детей тувинскому языку в средней группе.
Составила: воспитатель
Саражакова В.А.
Кызыл 2021
Тема | «Моя семья» |
Программа | «УМК» |
Возраст | Средняя группа (4 – 5 лет) |
Направление | Познавательно-речевое |
Образовательная область | Речевое развитие |
Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Форма проведения | Фронтальная. Образовательные ситуации с элементами игры |
Цель | Развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальную активность и связную речь |
Воспитательные задачи | Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи |
Развивающие задачи | Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении» введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие детского творчества |
Образовательные задачи | Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи |
Планируемый результат | Развитие связной речи на тувинском языке, обогащение словаря и самостоятельное решение поставленных перед детьми задач |
Методы и приемы | Игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент |
Наглядные средства | Семейные фотографии, рисунки детей о семье, корзинка |
Организация детей | Произвольная, полукруг на стульчиках |
Индивидуальная работа | Развивать диалогическую речь на тувинском языке у Ховалыг Алины, Ондар Айслуу |
Словарная работа | Мээн өг-булем, кырган-авай, кырган- ачай |
Предварительная работа | Рассматривание семейных фотографий, беседа о семье |
Структура занятия | 1Психологический настрой, вводный организационный момент–3 мин 2Беседа о семье, ее членах-5 мин 3Д/игра «Кто как трудится в вашей семье?»-3 мин 4Пальчиковая игра «Мээн өг-булем»-2 мин 5Д/игра «Давайте справедливо распределим обязанности»-3 мин 6Д/игра «Какая у вас семья?», «Силернин өг- булеңер кандыгыл?» -3 мин 7Итог-1 мин |
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Экии уруглар!
Дети: Экии башкы!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи.
Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение:
Шулук (өг-булем )
Аатынган кавайымдан
Адаар созум – авай , ачай
Авай – авай ынак созум
Ачай –ачай чоргаар созум
Чайгап аадып остургештин
Чагып соглээн авам созу:
Часкаан чорба, эштиг чору
Чаалга чорба, кежээ чору
Воспитатель: Про что стихотворения?
Дети: про семью
Воспитатель: Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи.
Как вы думаете, что такое семья?
Ребенок : Семья–это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на тувинском.
Ребенок: Мээң өг-булем дээрге мээң авам, ачам, дунмам, мен.
Воспитатель: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Асейчас раскажите по рисунку, как вы нарисовали свою семью.
Ребенок: Бо мээң ачам. Бо мээң авам. Бо мээң кырган-авам база кырган ачам. (показ рисунка своей семьи)
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок: Мээң авам ады Аяна Викторовна. Авам садыгда, садыгжы кылдыр ажылдап турар.
Ачам ады Сергек Буянович, мээң ачам тудугжу. Ачам чараш бажыннар, школалар тудуп турар.
Ребенок: Мээң авамны Надежда Михайловна дээр. Авам бажында бичии думңам биле олурар.. Ачам– Айдаш Дмитриевич, мээң ачам эмчи.
Воспитатель: Кымнын акызы, угбазы барыл уруглар?
Ребенок 1: Мээң акым бар. Акымнын ады Аян. Акым школада 3 класста ооренип турар.
Ребенок 2: Мээң бичии дунмам бар. Мээң дунмамнын ады Аяс.
Ребенок 3: Мээң угбам ады - Алина. Угбам школачы.
Д/игра «Какая у вас семья?»
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 2: да, ие
Воспитатель: Как будет по тувински дружная семья?
Ребенок 1: Найыралдыг өг-буле
Ребенок 2: Бистиң өг-булевис найыралдыг.
Ребенок 3: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки?
Дети: Про бабушку.
Воспитатель: А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап.
А ваши мама и папа – это ваши родители. Как по-тувински будет дедушка? бабушка?
Дети: кырган-авай, кырган- ачай.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Мээң кырган - авам мени уруглар садынче экээр, кежээ алыр. Мен кырган –авам биле театр чордувус.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я
поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на тувинском
Дети: өг-буле
Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?
Дети: Волк съел бабушку и внучку.
Воспитатель: Правильно! Если бы девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто, как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить на тувинском языке:авам, ачам, угбам, акым, дуңмам, кырган-авам, крган-ачам. Например, ходит на работу - … Кто?
Ребенок договаривает: авам, ачам.
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: угбам, акым.
Воспитатель: Моет посуду – …
Ребенок: угбам, авам
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: ачам, кырган - ачам
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
Ребенок: кырган-авам, угбам, авам.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: угбам, авам.
Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Мээң ог-булем»
Бо салаа авай,
Бо салаа ачай,
Бо салаа кырган – ачам,
Бо салаа кырган – авам,
Бо салаа мен.
Бо мээң өг- булем
Воспитатель: Кто знает стихи про семью?
Уруглар өг-буле дугайында шулуктер чугаалап бериңерем.
Ребенок 1: Ажы-толу бистерни
Амыр-дыш чок остурген
Кээргенчиг авам сени
Кезээ шагда хундулээр мен
Азарганчыг хензиг мени
Авам кужур остуруп каан
Авыралдыг авайым сен
ам-даа чус чыл чуртта-ла.
Ребенок 2: Билир кылдыр эн-не баштай
миннип келген уем ол боор
Авам биле ачамны мен
аажок таныыр апарган мен
Авам биле ачам ышкаш
авыралдыг улузум чок
Озуп алгаш оларга мен
оремни ыяап-ла толээр мен.
Ребенок 3: Ачам черле ажылгыр
Авамга-даа, чонунга-даа
Аажок-ла дузалыг
Аажы-чаны кижизиг
Ачам чер-ле будуштуг
Ажы-толу бистерни
Ажыл-ишке ооредир
Аазаанын кууседир
Физкульт. минутка «Кто живёт у нас в квартире».
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Улегер домактарны уламчылаар.
Оолдуг кижи оя соглээр… (кыстыг кижи кыя соглээр)
Ада чокта чартык оскус… (ава чокта будун оскус)
Иелиг кыс шевер… (адалыг оол томаанныг)
Ава кижи толум дээр… (ажы-толу шолум дээр)
Уялыг куш чаныган… (уруглуг кижи кээргээчел)
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: хорошо вести себя, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.
Бо кичээлди доозуп тура уруглар өг-булеңерге аас-кежикти, тайбыңны кузеп, оорушку, найырал кезээ шагда ог-булеңерге турар болзун деп йорээп каар-дыр мен.
Литература:
- Алдын-оол А.Х.. Назытпай Г.Т. Тыва уруглар ясли-садтарынга чугаа сайзырадылгазынын программазы.-Кызыл: ТывН/Ч,2002.
- Б.К.Будуп «Пословицы и поговорки тувинского народа»
- Виктор Куулар «Играем в пальчиковый театр»
- Саая Л.С.; Ооржак Н.О.; Сат М.К. Примерные конспекты по развитию тувинской речи
в средней группе.-Кызыл 2011.
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (тычком жесткой кистью) в средней группе «Пушистый котёнок»
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (тычком жесткой кистью) в средней группе «Пушистый котёнок»Цель: продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение ...
Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе № 7
Дети рассказывают о своих родителях: как зовут, где и кем работают, называют членов семьи по-татарски (бабай, әби, әти, әни, кыз, малай - зур, кечкенә); об уважительном отношении к старшим. Играют в и...
Конспект ООД по обучению детей татарскому языку в средней группе по УМК «Весело играя»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"10899932","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Обучение детей татарскому языку используя УМК...
Конспект ООД по обучению детей татарскому языку в средней группе “Без татарча сөйләшәбез”
Конспект занятия на повторение и закрепление пройденного материала по татарскому языку "Говорим по-татарски"...
Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»
Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»...
Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей тувинскому языку в средней группе.
Занятие по тувинскому языку в средней группе...
Конспект образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в средней группе «Дружная семья»
Закрепление пройденного лексического материала по темам «Семья», «Продукты», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций уче...