Веселые пальчики
проект по развитию речи (младшая группа)

Проект «Волшебные пальчики»

Проблема: Анализ ситуации, которая сложилась в современной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Причины этого - изменения в окружающем мире, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Причины этого в следующем:

  • повышенная занятость родителей на работе
  • большинство из родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир.

При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Следующая проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей - отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна.

Актуальность проекта: Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании  головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselye_palchiki.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебные пальчики»

Проблема: Анализ ситуации, которая сложилась в современной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Причины этого - изменения в окружающем мире, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Причины этого в следующем:

  • повышенная занятость родителей на работе
  • большинство из родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир.

При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Следующая проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей - отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна.

Актуальность проекта: Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика рук и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива.

Цель: Развитие мелкой моторики рук, как предпосылки дальнейшего развития речи детей младшего дошкольного возраста, с помощью пальчиковых игр. Повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- формировать интерес детей к пальчиковым играм и упражнениям через разнообразные формы работы;

- Формировать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

Развивающие:

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

-Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение, обогащать словарный запас.

- Развивать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

Воспитательные:

- Воспитывать умение вызывать положительные эмоции и чувство радости от достигнутого результата, прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

- Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты:

- Повышение интереса у воспитанников к пальчиковым играм и упражнениям;

-Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным;

- Создана развивающая среда в ДОУ, обеспечивающая развитие мелкой моторики рук детей;

- Возросший интерес родителей к вопросам развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Тип проекта: практикоориентированный.

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: долгосрочный (с по )

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Подготовительный этап:

• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме: О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

Подготовка наглядного материала:

• письменных консультаций, стендов информации;

• выставки детских работ .

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей:

«Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развитие »

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сминания;

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

Планируемые результаты освоения программы:

- расширение словарного запаса детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- развитие памяти;

- повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

- наблюдается интерес к пальчиковым играм;

- формируются навыки работы с пластилином.

ПЛАН ПРОЕКТА

Месяц

Задачи

Сентябрь

#1047;аучивание пальчиковой гимнастики

«Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.».

#1055;альчиковая игра «Солнышко», «Спрячь в ладошки».

#1054;бучение детей игре «Шнуровка».

#1053;астольная игра «Мозаика», Конструктор «Лего».

#1051;епка с формочками кинетическим песком.

Октябрь

1. Пальчиковой игры «Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).

Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).».

#1058;еатральная игра «Шагающие сказки».

#1048;зображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

#1050;онструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

Ноябрь

#1047;аучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

Япеку,пеку,пеку "Пекут пирожки" (то одна рука сверху, то другая)..

Всем друзьм по пирогу:

Пирожокдлямышки Поочередно загибают пальчики.

Для заики-мылышки,

Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты,дружок!

Пирожок тебе, лиса.

Очень вкусная игра!

#1059;чить детей одевать и раздевать кукол.

#1055;альчиковые игры «Солнышко светит», «Мои игрушки».

#1050;онструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

#1047;аучивание пальчиковой игры «Я хочу построить дом», повторение «Пирожки», «Замок».

#1059;чить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

#1051;епка по замыслу из кинетического песка.

#1053;астольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

#1047;аучивание пальчиковой игры «Гномик», повторение «Апельсин».

#1053;аучить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Веселая мышка».

#1059;чить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

#1053;астольные игры « Волчок», «Мозаика».

6. Театральная игра «Шагающие сказки».

Февраль

#1047;акрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

#1059;чить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

#1055;альчиковые игры « Гном», «Паучки».

#1050;онструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

#1048;зготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

6. Театральная игра «Шагающие сказки».

Март

#1047;аучивание пальчиковой игры «Моя семья». Повторение знакомых игр.

#1055;альчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

#1048;зготовление подарков для мам к празднику 8 марта (продолжение работы)

#1050;онструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

#1047;аучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

#1059;чить детей инсценировать руками стихи: «Маленький кролик».

#1055;родолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

#1050;онструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

#1059;чить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6. Театральная игра «Шагающие сказки».

Май

#1047;аучивание пальчиковой игры «Рыбки».

#1055;родолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

#1059;чить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

#1053;астольные игры «Мозаика», «Пазлы», «Шнуровка

Подведение итогов:

-Поставленные задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов;

- У детей значительно повысился интерес и желание заниматься пальчиковыми играми и упражнениями;

- Возросла речевая активность детей;

- С родителями создана атмосфера взаимопонимания, касающаяся развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста;

- Развивающая среда в группе пополнилась новыми дидактическими играми для развития мелкой моторики рук детей.

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковыепотешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;

7)О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)

8)С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:

10) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Веселые пальчики"

Цель: развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и активной речи, подготовка руки к письму дошкольника по средствам пальчиковой гимнастики. Задачи:Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук...

Рабочая программа кружка "Веселые пальчики"

Омская область, Павлоградский район, р. п. Павлонрадка. МБДОУ «Детский сад «Солнышко», группа «Светлячок».Руководитель кружка Остапенко Виктория Викторовна, воспитатель\  1. Пояснительн...

Досуг на тему: "Солнышко и веселые пальчики"

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики....

Кружок "Веселые пальчики" по нетрадиционному рисованию с детьми 3-го года жизни.

в пояснительной записке описываются этапы организации кружка; разнообразные  методы которые использутся на кружковых занятиях. Данная работа рекомендуется для использования в своей практике педаг...

Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»

Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...