Конспект НОД по речевому развитию "Весенняя пора" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гурьева Мария Михайловна

Предлагается конспект занятия по речевому развитию с детьми средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_rechevoe_razvitie_vesennyaya_pora.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Весенняя пора»

Возраст: для детей среднего дошкольного возраста.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие (формирование целостной картины мира).

Тип НОД: интегрированное занятие по закреплению ранее приобретенных знаний.

Форма организации: фронтальная.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.
  • Актуализировать словарный запас детей за счет прилагательных, существительных, глаголов.
  • Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному.
  • Формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Развивающие:

  • Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, желание оказывать помощь друг другу.
  • Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция детских видов деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная, игровая.

Предварительная работа:

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы.
  • Опытно-экспериментальная деятельность: таяние снега и сосулек в помещении.
  • Рассматривание картинок с приметами весны.
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, звуков природы, беседы.
  • Дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры.
  • Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.

Планируемый результат: у детей сформированы начальные представления о весенних изменениях в природе.

Средства и оборудование:

Технические: компьютер, проектор.

Методические: картинки с признаками времен года.

Организационные: мягкая игрушка «солнышко», мяч.

Ход НОД:

Мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Подходите ко мне, вставайте, в кружок. Давайте поздороваемся друг с другом:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

 Доброе утро!!!

Поздоровайтесь с гостями…

Воспитатель: Давайте повернемся к мольберту. Посмотрите, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». 

О каком настроении говорит вам теплое весеннее солнышко? (веселом, радостном).

О каком настроении «говорит тучка»? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Молодцы! А давайте повторим, как вы умеете показывать эмоции грусти и радости. (Воспитатель показываю тучку – дети показывают эмоцию грусти, показывает солнышко – дети показывают эмоцию радости).

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадку:

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень — листьям,

Нам — тепло,

Волшебство — Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица — …

(Весна)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня поговорим? (о весне)

А что такое весна? (время года)

Какие весенние месяцы знаете? (март, апрель, май)

Давайте дружно скажем: «март, апрель, май – их не забывай».

Воспитатель: Чтобы нам не забыть, какая же весна бывает, мы с вами сегодня поговорим о времени года «Весна».

Проходите, садитесь.

Содержательный этап.

Воспитатель:

Посмотрите на картинки (на мольберте или на экране).

Какое время года изображено на картинках? (весна) 

Воспитатель:

Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

(Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки).

Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку?

Примерные ответы детей (Солнце. Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов или загадки).

Загадка:

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

Воспитатель: 

Конечно. Солнце – самая большая звезда. Расскажите мне, какое у нас солнышко.

Дидактическая игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных и глаголов к заданному существительному)

Воспитатель:

Какое солнышко весной? (Дети называют прилагательные)

Примерные ответы детей: яркое, теплое, ласковое, лучистое, доброе, веселое, игривое, золотое, красивое, светлое. 

Воспитатель:

Что делает солнышко?

Примерные ответы детей: светит, припекает, греет, улыбается, радуется.

А давайте теперь посмотрим, что же в это время происходит в весеннем лесу?

(включить запись лесных звуков).

Примерные ответы детей: лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. 

Воспитатель:

Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями.

Ребята, а я кажется, что-то слышу, а вы слышите? 

Подходите к мне, поиграем в игру.

Игра «Продолжи звук» 

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш).

Дятел стучит словно молоточком тук-тук, тук-тук.

Просыпаются насекомые: жуки зажужжали (ж-ж-ж-ж). 

Полетела оса около носа (с-с-с-с).

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з).

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель: А теперь вставайте в кружок, поиграем в игру «Ласковое слово». Вставайте вокруг меня, в кружок. Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.

Ветер - ветерок

Ручей - ручеек

Цветок – цветочек

Ветка – веточка

Луч – лучик

Облако – облачко

Сосулька – сосулечка

Лист – листочек

Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. А теперь послушайте стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Воспитатель: В этом стихе что бежит? (бегут ручьи). А кто оденется листвою? (лес).

Воспитатель: Отгадайте загадку

Тает снежок

Ожил лужок

День пребывает

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «Весной …»

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на доске картинки с приметами весны)

Например, «Весной ярко светит солнце»

Весной тает лед и снег

Весной появляются лужи

Весной на деревьях набухают почки

Весной прилетают птицы с юга и поют песни

Весной появляются сосульки и тают на солнышке

Весной по реке плывут льдины

Весной бегут ручьи

Весной появляются первые цветы – подснежники

Весной появляется молодая трава

Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные.

Воспитатель: А теперь немного разомнемся, сходим на прогулку в весенний лес. Вставайте, подходите ближе, повторяйте за мной.

Физкультминутка:

«Весна пришла»

Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,

(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

Воспитатель:

Молодцы, хорошо прогулялись. Мы с вами сказали, что весной животные становятся активны, просыпаются. Поиграем в игру  с мячом «Кто как передвигается?». Вставайте ко мне поближе, в кружок.

Ребята, хотя у животных много одинаковых признаков, они все отличаются друг от друга. Так, например, волк бегает. А стрекоза как передвигается? Я буду бросать мяч каждому из вас, называя животное, а вы должны сказать, как оно передвигается.  

Птица… летает.

Рыба…плавает.

Змея…ползает.

Кузнечик…прыгает.

Ласточка…летает.

Лягушка…прыгает.

Заяц…скачет.

Комар…летает.

Белка…прыгает.

Лисица…бегает

Жук…ползает, летает.

Воспитатель: молодцы, ребята! Правильно назвали действия живых существ. Все они передвигаются по-разному. А теперь давайте вспомним, кто какой голос подает.

Дидактическое упражнение «Кто какой подает голос?»

Кабан…хрюкает.

Лисица…лает.

Волк…воет.

Лягушка…квакает.

Ворона…каркает.

Медведь…рычит.

Еж... фыркает.

Змея…шипит.

Человек… говорит.

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь.

Послушайте стихотворение.

Чтение стихотворения Л. Дайнеко «Есть на Земле огромный дом»:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Заключительный         этап.

Воспитатель:

Ребята, вы так много знаете о весне.

А вы зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим.

1) Зима ушла, а весна пришла

2) Зима холодная, а весна теплая

3) Зимой солнце морозит, а весной греет

4) Зимой ветер холодный, а весной – теплый

5) Зимой птиц мало, а весной – много

6) Зимой надевают шубы, а весной – куртки

7) Зимой природа спит, а весной – просыпается

Расскажите, о чем мы сегодня с вами вспоминали?

Что было для вас трудным сегодня на занятии?

Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Все молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали, отгадывали загадки, рассказывали о весне, о действиях животных. Вы меня все порадовали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект НОД по речевому развитию во 2 группе раннего возраста группе в соответствии с ФГОС «Колобок

Конспект НОД по речевому развитию во 2 группе раннего возраста группе в соответствии с ФГОС «Колобок...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...