НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы" ________________________________________
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimuyushchie_ptitsy_2023g.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
- приобщать к словесному искусству через сказки;
Образовательная область «Физическое развитие»:;
- развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
- совершенствовать навык различения звуков;
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций к сказке;
- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
- создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
- подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
- корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
- подобрать речевой материал к физкультминутке.
Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.
Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,
Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)
Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?
– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)
II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)
– Чьи это голоса, ребята?
– Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
– Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты, каких птиц вы видите?
(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)
– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).
Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.
III. Игра «Кто как голос подает?»
В. – Как подает голос воробей?
– Чик-чирик.
В. – Что он делает?
– Чирикает.
В. – Как подает голос ворона?
– Кар-кар.
В. – Значит, она что делает?
– Каркает.
В. – Как подает голос синица?
– Тинь-тинь-тинь.
В. – Что она делает?
– Тинькает.
В. – Как подает голос сова?
– Ух-Ух-Ух.
В. – Что она делает?
– Ухает.
В. – Как подает голос сорока?
– Тр-тр-тр.
В. – Что она делает?
– Трещит, стрекочет.
В. – Что делает дятел?
– Стучит.
В. – Как подают голос голуби?
– Гур-гур-гур.
В. – Что они делают?
– Воркуют.
– Кто это? (Воробей)
– Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать? (Чик-чирик)
– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)
– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)
– А сова? (Ухать) и т.д.
– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.
Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).
Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.
IV. Упражнение «Посчитай-ка».
– Посмотрите — на дерево прилетело много птиц.
– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..
V. Игра с мячом.
В. – Поиграем с мячом.
В. – Если у сороки белый бок, то она какая?
– Белобокая.
В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?
– Желтогрудая.
В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?
– Красногрудый.
В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?
– Длиннохвостая.
В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?
– Чернокрылая.
В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?
– Сизокрылый.
– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».
– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).
– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».
Да-Да-Да | Потереть ладони друг о друга |
Да-Да-Да | Мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз. |
Ду-Ду-Ду | Указательными пальцами помассировать крылья носа. |
Ду-Ду-Ду | Растереть ладонями уши. |
Ды-Ды-Ды | Приставить ладони ко лбу козырьком, энергично растереть |
– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.
VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».
В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.
В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?
– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.
В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
В. – Все мешочки положите на поднос.
– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).
– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.
– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.
– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
– А сейчас будем наших друзей угощать.
– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)
– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?
VII. Рефлексия.
– Понравилась вам сказка, ребята?
– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?
– Что нового вы узнали сегодня?
– А кто сегодня был самый активный?
– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы»
Тип занятия : комплексное
Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.
Задача:
- Образовательная:
Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах);
Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.
Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;
Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощьюмнемосхем;
- Развивающая:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц
Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление.
Развивать слуховое восприятие;
- Воспитательная:
Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для птиц, предметные картинки о птицах .
Словарная работа ;
Им существительные: снегирь, синица, кормушка, корм, перья, чешуйки;
Им прилагательные: перелетные, зимующие;
Глаголы : замерзают, покидают, улетают, кормить, ухаживать ,заботиться;
Синонимы : покидают – улетают, конверт- письмо;
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.
Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицыулетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Белобока.
Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в лес.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.
Вводная часть :
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.
Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?
Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Основная часть:
Дети подходят, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети: Они замёрзнут от голода и холода. Давайте мы их отправим.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети:Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.
Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель:Сейчас мы в месте с Сорокой Белобокой поиграем в игру
«Кто какой?».
Воробей какой? – маленький, серый, шустрый. Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый.Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый. Если у воробья короткийхвост, значит воробей какой?–короткохвостый.Как подает голос воробей? –чик-чирик. Что делает воробей? –чирикает. Где живет воробей?- в городе. Вот какой замечательный воробей.
Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой красивый снегирь.
Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица?-Желтогрудая синица. Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –тинькает. Где живет синица? -В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Какая замечательная синичка.
Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –ловкая, суетливая. Если у сороки белые бока, значит какая сорока? –Белобокая.Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока?-длиннохвостая.Как подает голос сорока? –тр-тр. Что делает сорока? –трещит.Где живет сорока?-в лесах, неподалеку от человека.
Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел. Дятел какой? –трудолюбивый, шумный. Если удятла длинный клюв, значит какой дятел?-длинноклювый. Если удятла красная голоыв, значит какой дятел?-красноголовый.Если удятла белая грудь, значит какой дятел?-белогрудый.Как подает голос дятел?-кик-кик.Что делает дятел?-стучит. Где живет дятел? – в лесу.
Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).
Воспитатель: Ребята, Сарака Белобока еще хочет с вами поиграть.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы»--И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке , из каких частей, состоят птицы?
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает,а кто заботится о них в холодное время года?
(в холодное время года о птицах заботятся люди)
Как заботятся люди о птицах?(люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц. )
А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.
А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.
А какое любимое блюдо у снегиря?- ягоды рябины.
А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.
А что больше всего любит сорока?-зерно.
А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.
Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.
Физкультминутка Игра «Столовая для птиц».
Воспитатель:Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель:Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.
А теперь садитесь на свои места.
Воспитатель:Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема.
Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.
Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.
- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.
Воспитатель:Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. Надолго мы с ней не прощаемся, кто ещё не рассказал, рассказ о птицеобязательно ей расскажет. А сей нам пора возвращаться. Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе .
Заключительная часть:
Рефлексия:.Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Птицы зимой»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»
Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...
НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему: «Города - герои»
«Города - герои»...
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья»
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группеТема «Моя семья»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе. Тема: « Белочка».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе.Тема: « Белочка»....
Конспект интегрированного ООД по познавательному и речевому развитию в старшей группе: "В поисках сюрприза".
Конспект интегрированного ООД по познавательному и речевому развитию в старшей группе...
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". 2.С...