НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы" ________________________________________
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мячина Валентина Ивановна

расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_2023g.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"


Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;

Образовательная область «Физическое развитие»:;

  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

– Чьи это голоса, ребята?

– Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

– Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты, каких птиц вы видите?

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

В. – Как подает голос воробей?

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Чирикает.

В. – Как подает голос ворона?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Каркает.

В. – Как подает голос синица?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Тинькает.

В. – Как подает голос сова?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Ухает.

В. – Как подает голос сорока?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Стучит.

В. – Как подают голос голуби?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать? (Чик-чирик)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите — на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

Да-Да-Да
Наступили холода.

Потереть ладони друг о друга

Да-Да-Да
Превратилась в лед вода.

Мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз.

Ду-Ду-Ду
Поскользнулся я на льду
.

Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Ду-Ду-Ду
Я на лыжах иду.

Растереть ладонями уши.

Ды-Ды-Ды
На снегу видны следы

Приставить ладони ко лбу козырьком, энергично растереть

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей 
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. 
Н. Нищева

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы»

Тип занятия : комплексное

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задача:

- Образовательная:

Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах);

Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощьюмнемосхем;

Развивающая: 

Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц

Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление.

Развивать слуховое восприятие;

- Воспитательная:

Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.

Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для птиц, предметные картинки о птицах .

Словарная работа ;

Им существительные: снегирь, синица, кормушка, корм, перья, чешуйки;

Им прилагательные: перелетные, зимующие;

Глаголы : замерзают, покидают, улетают, кормить, ухаживать ,заботиться;

Синонимы : покидают – улетают, конверт- письмо;

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.

Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицыулетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Белобока.

Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в лес.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.

Вводная часть :

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.

Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?

Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.

Основная часть:

Дети подходят, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что они улетают в тёплые края.

Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?

Дети: Они замёрзнут от голода и холода. Давайте мы их отправим.

Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.

Дети называют птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети:Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.

Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель:Сейчас мы в месте с Сорокой Белобокой поиграем в игру

«Кто какой?».

Воробей какой? – маленький, серый, шустрый. Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый.Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый. Если у воробья короткийхвост, значит воробей какой?–короткохвостый.Как подает голос воробей? –чик-чирик. Что делает воробей? –чирикает. Где живет воробей?- в городе. Вот какой замечательный воробей.

Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой красивый снегирь.

Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица?-Желтогрудая синица. Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –тинькает. Где живет синица? -В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Какая замечательная синичка.

Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –ловкая, суетливая. Если у сороки белые бока, значит какая сорока? –Белобокая.Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока?-длиннохвостая.Как подает голос сорока? –тр-тр. Что делает сорока? –трещит.Где живет сорока?-в лесах, неподалеку от человека.

Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел. Дятел какой? –трудолюбивый, шумный. Если удятла длинный клюв, значит какой дятел?-длинноклювый. Если удятла красная голоыв, значит какой дятел?-красноголовый.Если удятла белая грудь, значит какой дятел?-белогрудый.Как подает голос дятел?-кик-кик.Что делает дятел?-стучит. Где живет дятел? – в лесу.

Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).

Воспитатель: Ребята, Сарака Белобока еще хочет с вами поиграть.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание:

«Улетают птицы»--И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц

«Голодные птенчики»Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц»Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке , из каких частей, состоят птицы?

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

- Опишите крылья.

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает,а кто заботится о них в холодное время года?

(в холодное время года о птицах заботятся люди)

Как заботятся люди о птицах?(люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц. )

А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.

А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.

А какое любимое блюдо у снегиря?- ягоды рябины.

А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.

А что больше всего любит сорока?-зерно.

А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.

Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Физкультминутка Игра «Столовая для птиц».

Воспитатель:Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель:Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.

А теперь садитесь на свои места.

Воспитатель:Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема.

Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.

- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.

Воспитатель:Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. Надолго мы с ней не прощаемся, кто ещё не рассказал, рассказ о птицеобязательно ей расскажет. А сей нам пора возвращаться. Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе .

Заключительная часть:

Рефлексия:.Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья»

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группеТема «Моя семья»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе. Тема: « Белочка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному и речевому развитию в старшей группе.Тема: « Белочка»....

Конспект интегрированного ООД по познавательному и речевому развитию в старшей группе: "В поисках сюрприза".

Конспект интегрированного ООД по познавательному и речевому развитию в старшей группе...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". 2.С...