Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Развитие связной речи
Задачи:
- Развивать у детей умение последовательно и подробно строить рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
- Упражнять детей в правильном употреблении названий детенышей животных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа; в подборе слов, близких по значению; в образовании однокоренных слов.
- Упражнять детей в отчетливом произношении звука ж во фразовой речи.
- Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные»), мольберт, указка, мяч.
Предварительная работа: чтение рассказов о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций «Дикие животные».
Ход ООД
- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
- Много в лесу живет животных и у каждого есть детеныши. Давайте назовем кто у кого.
Дидактическая игра «Кто у кого» с мячом
У ежихи один – ежонок, а если много то - ежата.
У медведицы один – медвежонок, а если много то - медвежата.
У лисы один – лисенок, а если много то - лисята.
У волчицы один – волчонок, а если много то - волчата.
У зайчихи один – зайчонок, а если много то - зайчата.
У белки один – бельчонок, а если много то - бельчата.
У лосихи один – лосенок, а если много то - лосята.
- Про кого говорится в загадке:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
- Правильно, это еж. Как вы догадались, что это еж?
- Давайте все вместе скажем: Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.
Дети проговаривают фразу с разной силой голоса (тихо и громко) и с разной скоростью (быстро и медленно)
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).
- Про них можно сказать, что это семья … (ежовая, ежиная).
- Посмотрите, какую картину про ежиную семью я приготовила для вас.
На мольберт выставляется картина «Ежи». Дети некоторое время рассматривают ее. Вопросы к детям:
- Кто изображен на картине? (ежи, семья ежей)
- Как вы думаете, где они находятся? (в лесу, на полянке)
- Почему вы догадались, что это лес? (растут мухоморы-великаны, цветут цветы среди зарослей травы, виднеются опавшие листья).
- Какое время года вам напоминает эта картина? Почему? (осень, желтые листочки лежат в траве)
- Как можно назвать лес осенью? (осенний)
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учить добывать пищу, охотиться)
- Как про нее можно сказать? (умная, заботливая, добрая, внимательная)
- Что делает ежиха? (разглядывает улитку на дереве, принюхивается)
- А что делают в это время ежата? (два ежонка тащат червяка в стороны, и третий спешит к ним, а один ежонок в сторонке свернулся в клубочек)
- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка? (голодные, прожорливые, жадные)
- Они не испугались такого большого червяка. Про них можно сказать, что они смелые?
- А почему этот ежонок свернулся в клубок? (увидел черного усатого жука)
- Каким мы можем назвать этого ежонка? (он испугался жука, поэтому он трусливый, пугливый, осторожный)
- Как вы думаете, нравится ежовой семье на лесной полянке? Почему?
Физминутка «Ёж»
Ёж спешил к себе домой, Шагать на месте.
Нёс запасы он с собой. Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Через кочки он скакал, Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал. Бег на месте, руки согнуть.
Вдруг он сел и изменился, Присесть на корточки.
В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
А потом опять вскочил Подняться в рост.
И к детишкам поспешил. Шагать на месте.
- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?
- Придумайте рассказ по этой картине.
- Сначала расскажите о ком картина, в какое время года и где происходит действие.
- Затем о том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
- Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке, чем закончилась прогулка ежовой семьи.
Заслушиваются 2-3 рассказа. В процессе детских высказываний воспитатель просит детей дополнить рассказ сверстника: «Что забыли сказать про ежей?»
- Ребята, вам понравились рассказы детей?
- Чей рассказ вам показался интереснее? Почему?
- Рассказано ли о том, где и когда происходит действие?
- Зачем пришли ежи?
- Как чувствуют себя ежи на поляне?
- Теперь послушайте мой рассказ: « В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного: прячутся в траве великаны-мухоморы, в опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком - спешит к ним на помощь. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь». Ежиха тоже не теряет время. Она заметила на дереве жирную улитку, и, вытянув вперед нос, тихонько подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной поляне. Но ежиха-мама фыркнув, собрала ежат к себе: ведь пора отправляться домой».
- Понравился ли вам мой рассказ? Что нового из моего рассказа вы услышали, не сказанного детьми?
Обращается внимание на картину:
- Посмотрите еще раз на ежиную семью, видите, как им хорошо всем вместе?
- Некоторые люди приносят домой ежей, забывая о том, что у каждого животного тоже есть своя семья. Запомните это и не разлучайте животных.
Дети по желанию подходят поближе к картине и рассматривают ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по картине «Ежи»
Цель: Развитие связной речи
Задачи:
- Развивать у детей умение последовательно и подробно строить рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
- Упражнять детей в правильном употреблении названий детенышей животных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа; в подборе слов, близких по значению; в образовании однокоренных слов.
- Упражнять детей в отчетливом произношении звука ж во фразовой речи.
- Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные»), мольберт, указка, мяч.
Предварительная работа: чтение рассказов о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций «Дикие животные».
Ход СООД
- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?
- Много в лесу живет животных и у каждого есть детеныши. Давайте назовем кто у кого.
Дидактическая игра «Кто у кого» с мячом
У ежихи один – ежонок, а если много то - ежата.
У медведицы один – медвежонок, а если много то - медвежата.
У лисы один – лисенок, а если много то - лисята.
У волчицы один – волчонок, а если много то - волчата.
У зайчихи один – зайчонок, а если много то - зайчата.
У белки один – бельчонок, а если много то - бельчата.
У лосихи один – лосенок, а если много то - лосята.
- Про кого говорится в загадке:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
- Правильно, это еж. Как вы догадались, что это еж?
- Давайте все вместе скажем:
Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.
Дети проговаривают фразу с разной силой голоса (тихо и громко) и с разной скоростью (быстро и медленно)
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок). Про них можно сказать, что это семья … (ежовая, ежиная).
- Посмотрите, какую картину про ежиную семью я приготовила для вас.
На мольберт выставляется картина «Ежи». Дети некоторое время рассматривают ее. Вопросы к детям:
- Кто изображен на картине? (ежи, семья ежей)
- Как вы думаете, где они находятся? (в лесу, на полянке)
- Почему вы догадались, что это лес? (растут мухоморы-великаны, цветут цветы среди зарослей травы, виднеются опавшие листья).
- Какое время года вам напоминает эта картина? Почему? (осень, желтые листочки лежат в траве)
- Как можно назвать лес осенью? (осенний)
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учить добывать пищу, охотиться)
- Как про нее можно сказать? (умная, заботливая, добрая, внимательная)
- Что делает ежиха? (разглядывает улитку на дереве, принюхивается)
- А что делают в это время ежата? (два ежонка тащат червяка в стороны, и третий спешит к ним, а один ежонок в сторонке свернулся в клубочек)
- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка? (голодные, прожорливые, жадные)
- Они не испугались такого большого червяка. Про них можно сказать, что они смелые?
- А почему этот ежонок свернулся в клубок? (увидел черного усатого жука)
- Каким мы можем назвать этого ежонка? (он испугался жука, поэтому он трусливый, пугливый, осторожный)
- Как вы думаете, нравится ежовой семье на лесной полянке? Почему?
Физминутка «Ёж»
Ёж спешил к себе домой, Шагать на месте.
Нёс запасы он с собой. Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Через кочки он скакал, Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал. Бег на месте, руки согнуть.
Вдруг он сел и изменился, Присесть на корточки.
В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
А потом опять вскочил Подняться в рост.
И к детишкам поспешил. Шагать на месте.
- Посмотрите еще раз внимательно на картину. Как бы вы ее назвали?
- Придумайте рассказ по этой картине.
- Сначала расскажите о ком картина, в какое время года и где происходит действие.
- Затем о том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах.
- Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке, чем закончилась прогулка ежовой семьи.
Заслушиваются 2-3 рассказа. В процессе детских высказываний воспитатель просит детей дополнить рассказ сверстника: «Что забыли сказать про ежей?»
- Ребята, вам понравились рассказы детей?
- Чей рассказ вам показался интереснее? Почему?
- Рассказано ли о том, где и когда происходит действие?
- Зачем пришли ежи?
- Как чувствуют себя ежи на поляне?
- Теперь послушайте мой рассказ: « В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного: прячутся в траве великаны-мухоморы, в опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком - спешит к ним на помощь. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь». Ежиха тоже не теряет время. Она заметила на дереве жирную улитку, и, вытянув вперед нос, тихонько подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной поляне. Но ежиха-мама фыркнув, собрала ежат к себе: ведь пора отправляться домой».
- Понравился ли вам мой рассказ? Что нового из моего рассказа вы услышали, не сказанного детьми?
Обращается внимание на картину:
- Посмотрите еще раз на ежиную семью, видите, как им хорошо всем вместе? Некоторые люди приносят домой ежей, забывая о том, что у каждого животного тоже есть своя семья. Запомните это и не разлучайте животных.
Дети по желанию подходят поближе к картине и рассматривают ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине.
Составление рассказа по картине "Осень"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии" ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».Программное содержание:- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержа...