Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Составление рассказа по картине "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi._sostavlenie_rasskaza_po_kartine_osen.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР
Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»
Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень».
Задачи:
Образовательные: обучать составлению рассказа по сюжетной картине.
Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь
к прекрасному, бережное отношение к природе.
Коррекционные: закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, совершенствовать навыки словообразования, продолжать учить детей включать в предложение относительные прилагательные, расширять словарный запас прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).
Оборудование: осенний листок Листёнок, картина, листья и ветки деревьев, ветка с ягодами рябины, шишки, жёлуди, мини-бассейны с водой, салфетки, диски, мнемосхемы, звукозапись, сюрпризная коробка «Угадай-ка», мольберт, ТСО (запись звуков).
Ход НОД:
1.Организационный момент: загадка про осень.
Воспитатель: Угадайте, о каком времени года моя загадка?
Пустые поля, мокнет земля
День убывает, когда это бывает? (осенью)
Как догадались?
2. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её.
1). Какое время года нарисовал художник?
2). Почему Вы так решили?
3). Какие красивые слова можно подобрать к слову осень?
- золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная
4). Кто нарисован на картине?
- на картине нарисованы дети
5). Куда пришли дети?
- дети пришли в осенний лес
6). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу?
3. Воспитатель: Ой, смотрите что это? Это осенний листочек – Листёнок. Как он к нам попал? Слушаю предположения детей - может быть, его занесло ветром, может быть, он влетел через форточку.
Воспитатель: Листёнок предлагаем вам шагнуть в эту картину. Закройте глаза.
В руку Листёнок я возьму
И тихонечко взмахну
Вокруг себя ты обернись
Глаза открой и удивись.
Воспитатель: Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч.
Какой воздух в осеннем лесу? Прохладный, свежий, влажный
Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете? Какие запахи чувствуете? Чем пахнет в лесу?
- я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток
- я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды
- в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами
4. Воспитатель: Это действительно так. (Приглашаю детей сесть на пенёчки). У нас сегодня в гостях волшебная коробочка «Угадай-ка». Вот давайте мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу? Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в коробке (гриб, жёлудь, шишка, ветку рябины, листочек)
- в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь
- в лесу можно найти шишку с чешуйками
- в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка
- в лесу можно найти ветку с оранжевыми ягодами рябины
- в лесу можно найти жёлтый листок
5. Воспитатель: А я нашла в лесу вот такой необычный листок (заранее вырезанный из цветного картона лист с прорезью в середине).
Ты листок скорей возьми
Дерево на картине назови
Воспитатель: Какие деревья вы видите? Расскажите о них.
- я вижу клён, у него коричневый ствол и яркие листья
- я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками
- я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями
- я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди
По ходу рассказа дети находят кору соответствующего дерева.
6. Физминутка «Листопад».
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое листопад? Листёнок предлагает поиграть в игру «Листопад».
Под ногами листопад (ходьба)
Листья жёлтые лежат
Листья жёлтые лежат (наклоны в стороны)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок (приседания)
Папа, мама и Листёнок (имитация подбрасывания листьев вверх).
7. Воспитатель: (Обращая внимание на картину.) Как вы думаете, это река или озеро? Почему вы так думаете? Река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое.
Воспитатель: Закройте глаза. Ставлю на стол мини бассейн с холодной водой.
Не открывайте глаза. Опустите руки как будто в лесную речку. Расскажите, какая вода в реке?
-холодная, прохладная
Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке?
-тихая, спокойная
На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?
- деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой
Раздаю детям салфетки, предлагаю промокнуть руки.
8. Воспитатель: Какие звуки в лесу можно услышать? Листёнок предлагает вам послушать звуки и назвать их. Включаю ТСО, звучат звукозаписи (стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей).
Я слышу, как кукует кукушка.
- нет, кукушка-это перелётная птица, она улетела в тёплые края
9. Воспитатель: (Вновь обращая внимание на картину).
Что делает мальчик, изображённый в центре?
- он присел, наверное он хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать
Что делает мальчик, который стоит слева?
- он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным
Чем заняты девочки?
- девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями
- девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба
Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу?
Какое настроение у них было во время прогулки?
- у детей было весёлое и радостное настроение
10. Воспитатель: Листёнок очень хочет послушать Ваши рассказы про осень. Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.
1). С чего начнёте свой рассказ? (схема)
- Какое время года наступило? Что расскажите о траве, деревьях, о реке?
2). О ком будете рассказывать дальше? (схема №1, №2, №3)
- О детях. Что расскажете о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?
3). Чем закончите рассказ? (схема)
- Понравилась ли прогулка детям и какое настроение было у них?
11.Подготовка к рассказу по картине. Дети составляют рассказы, используя схемы (3 человека). Середина рассказов у всех будет разная.
1 рассказ.
Наступила золотая осень. Листья на деревьях стали жёлтыми, красными, оранжевыми. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.
Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Один мальчик, в оранжевой куртке, увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Он присел, наверное, хотел погладить ёжика, но укололся иголками. Ёж рассердился, запыхтел и решил убежать.
Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.
2 рассказ.
Наступила долгожданная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.
Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Мальчик, который стоит слева, наблюдает за белкой. Он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным.
Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.
3 рассказ.
Наступила золотая, волшебная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.
Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями. Девочка в клетчатой юбке подняла с земли ветки дуба и клёна. Наверное, ночью был сильный ветер, который обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.
Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.
12. Педагог вместе с Листёнком даёт оценку рассказам детей и благодарит их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии" ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».Программное содержание:- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержа...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»
Цель: Развитие связной речиЗадачи:Развивать у детей умение последовательно и подробно строить рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.Упражнять детей в правильн...