Выступление – презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Выступление из опыта работы на Кустовом методическом объединении для воспитателей младших групп по теме: «Использование современных технологий в развитии речевой активности дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_kmo_21.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»
пгт. Нижняя Мактама»
Кустовое методическое объединение для воспитателей младших групп по теме: «Использование современных технологий в развитии речевой активности дошкольника
Выступление – презентация
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Составила и провела:
воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»
Юрикова Эльмира Рустамовна
Руководитель КМО 2 куста воспитателей
младших групп
___________Петрушина Л.Г.
«____»______________ 2021г.
РТ, пгт. Нижняя Мактама, 2021
«Ребёнок мыслит образами»
К.Д. Ушинский.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Я поделюсь с Вами своим небольшим опытом работы в использовании приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 2.
Работая с детьми раннего возраста на протяжении нескольких лет, обратила внимание на то, что в детский сад приходит большое количество так называемых без речевых детей. У одних детей активная речь не развита. У других она невнятная, словарный запас ограничен.
Слайд 3.
Удивляться, конечно, нечему. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером, телевизором, планшетом, телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.
Слайд 4.
Меня заинтересовала данная проблема, т.к. знаю, что именно ранний возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития мышления и связной речи. Основа мнемотехники в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления, действия и т.д.
Слайд 5.
Мнемотехника – это техника развития памяти, т.е. система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а значит и развитие связной речи.
Слайд 6.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Слайд 7.
Цель: развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники.
Слайд 8.
Для достижения цели были обозначены задачи:
развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
развивать умение последовательного запоминания, выделять существенные признаки;
развивать у детей психические процессы такие как мышление, внимание, воображение, память;
обучать детей правильному звукопроизношению.
Слайд 9.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно и в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это схематичный рисунок с определённой информацией.
Мнемодорожка состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Слайд 10.
В начале работы, для примера начала использовать простейшие схемы умывания, одевания.
Слайд 11.
На I этапе познакомила детей с символами – предлагала им картинки и объясняла, что они означают. Картинки были понятны для восприятия детей. Постепенно заменяла их контурными или схематичными изображениями предметов.
Слайд 12.
Когда дети научились читать символы, использовала мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводила с детьми дидактические игры.
Слайд 13.
Сейчас работаю на II этапе с мнемодорожками. На этом этапе, при описании предметов предложила детям символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом.
Слайд 14.
Учу детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. При этом учу еще составлять простые предложения из 2-3 слов. Например:
1 Пришла зима. Слепили снеговика.
2 У Тани разноцветная шапка.
Этот же приём использую для работы с загадкой.
3 Под соснами и елками лежит мешок с иголками. (Ёж)
Слайд 15.
В работе использую практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использую в комплексе, развиваю речь, внимание, память, воображение.
Слайд 16.
Мнемотехника служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью изображения последовательности, при:
заучивания стихов, потешек; при отгадывании и загадывании загадок; при пересказе текстов; при составлении описательных рассказов.
Слайд 17.
Постепенно ввожу не сложные мнемотаблицы. Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет». Проделывала работу совместно с детьми. Затем индивидуально. Сейчас дети уже самостоятельно говорят слова показывая на картинки. Им это нравиться, т.к. мнемотаблицы увлекают детей, превращая занятие в игру, особенно им нравиться показывать на картинки с помощью палочки.
Слайд 18.
Применяю мнемотехнику в загадках. Сказке. И сейчас мы учимся составлять небольшой рассказ с помощью мнемоквадратов. Составляем из них не большие мнемодорожки, каждый раз добавляю один элемент. Рассказ строится из двух-трёх предложений, в предложении два – три слова. Сейчас, детей стали понимать систему. В работе использую цветные мнемоквадраты, в памяти у детей быстрее остаются цветные образы
Слайд 19.
Для примера. Стихотворение.
Слайд 20.
Потешки. Песенки.
Слайд 21.
Результативность:
Результатом работы по использованию мнемоквадрата и мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику развития речи детей. Вернее сказать, есть продвижения. Так как в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его.
Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, пусть не отчетливо, но произносят слова, стараются согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Конечно же с моей помощью. Некоторые малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а рассказывая сказки по картинкам, последовательно излагают свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи).
У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.
Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Уровень развития речи постепенно повышается, и что помогает общению, облегчает процесс социализации.
В течение года планирую повысить формирование словаря детей, улучшить связную речь.
Слайд 22.
Чтобы сделать родителей своими союзниками, в родительском уголке размещаю консультацию «Мнемотехника, как средство развития речи детей 2-4 лет». Показываю им таблицы, рассказываю, где в сети Интернет их можно найти, и как с ними работать. Так же родители помогли мне изготовить блок мнемотаблиц по теме «В гостях у сказки».
Слайд 23.
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы-пустота; обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке, человеческого! Антуан де Сент-Экзюпери.
Слайд 24.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...
Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация...
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....