Выступление – презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Юрикова Эльмира Рустамовна

Выступление из опыта работы на Кустовом методическом объединении для воспитателей младших групп по теме: «Использование современных технологий в развитии речевой активности дошкольника"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_kmo_21.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»

пгт. Нижняя Мактама»

Кустовое методическое объединение для воспитателей младших групп по теме: «Использование современных технологий в развитии речевой активности дошкольника

Выступление – презентация

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Составила и провела:

воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»

Юрикова Эльмира Рустамовна

Руководитель КМО 2 куста воспитателей

младших групп

___________Петрушина Л.Г.

«____»______________ 2021г.

РТ, пгт. Нижняя Мактама, 2021

«Ребёнок мыслит образами»

К.Д. Ушинский.

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Я поделюсь с Вами своим небольшим опытом работы в использовании приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 2.

Работая с детьми раннего возраста на протяжении нескольких лет, обратила внимание на то, что в детский сад приходит большое количество так называемых без речевых детей.  У одних детей активная речь не развита. У других она невнятная, словарный запас ограничен.

Слайд 3.

Удивляться, конечно, нечему. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером, телевизором, планшетом, телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.

Слайд 4.  

Меня заинтересовала данная проблема, т.к. знаю, что именно ранний возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития мышления и связной речи. Основа мнемотехники в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления, действия и т.д.

Слайд 5.

Мнемотехника – это техника развития памяти, т.е. система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а значит и развитие связной речи.

Слайд 6.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Слайд 7.

Цель: развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники.

Слайд 8.

Для достижения цели были обозначены задачи:

    развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

   развивать умение последовательного запоминания, выделять существенные признаки;

   развивать у детей психические процессы такие как мышление, внимание, воображение, память;

   обучать детей правильному звукопроизношению.

Слайд 9.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно и в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это схематичный рисунок с определённой информацией.

Мнемодорожка состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации. Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Слайд 10.

В начале работы, для примера начала использовать простейшие схемы умывания, одевания.

Слайд 11.

На I этапе познакомила детей с символами – предлагала им картинки и объясняла, что они означают. Картинки были понятны для восприятия детей. Постепенно заменяла их контурными или схематичными изображениями предметов.

Слайд 12.

Когда дети научились читать символы, использовала мнемоквадрат – одиночное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. На данном этапе проводила с детьми дидактические игры.

Слайд 13.

Сейчас работаю на II этапе с мнемодорожками.   На этом этапе, при описании предметов предложила детям символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом.

Слайд 14.

Учу детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. При этом учу еще составлять простые предложения из 2-3 слов. Например:

1 Пришла зима. Слепили снеговика.

2 У Тани разноцветная шапка.

Этот же приём   использую для работы с загадкой.

3 Под соснами и елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Слайд 15.

В работе использую практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использую в комплексе, развиваю речь, внимание, память, воображение.

Слайд 16.

Мнемотехника служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью изображения последовательности, при:
заучивания стихов, потешек; при отгадывании и загадывании загадок; при пересказе текстов; при составлении описательных рассказов.

Слайд 17.

Постепенно ввожу не сложные мнемотаблицы. Заучивание стихотворения «Наша Таня громко плачет». Проделывала работу совместно с детьми. Затем индивидуально. Сейчас дети уже самостоятельно говорят слова показывая на картинки. Им это нравиться, т.к. мнемотаблицы увлекают детей, превращая занятие в игру, особенно им нравиться показывать на картинки с помощью палочки.

Слайд 18.

Применяю мнемотехнику в загадках. Сказке. И сейчас мы учимся составлять небольшой рассказ с помощью мнемоквадратов. Составляем из них не большие мнемодорожки, каждый раз добавляю один элемент. Рассказ строится из двух-трёх предложений, в предложении два – три слова. Сейчас, детей стали понимать систему. В работе использую цветные мнемоквадраты, в памяти у детей быстрее остаются цветные образы

Слайд 19.

Для примера. Стихотворение.

Слайд 20.

Потешки. Песенки.

Слайд 21.

Результативность:

Результатом работы по использованию мнемоквадрата и мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику развития речи детей. Вернее сказать, есть продвижения.  Так как в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его.

Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, пусть не отчетливо, но произносят слова, стараются согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Конечно же с моей помощью. Некоторые малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а рассказывая сказки по картинкам, последовательно излагают свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи).

У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.

Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Уровень развития речи постепенно повышается, и что помогает общению, облегчает процесс социализации.

В течение года планирую повысить формирование словаря детей, улучшить связную речь.

Слайд 22.

Чтобы сделать родителей своими союзниками, в родительском уголке размещаю консультацию «Мнемотехника, как средство развития речи детей 2-4 лет». Показываю им таблицы, рассказываю, где в сети Интернет их можно найти, и как с ними работать.  Так же родители помогли мне изготовить блок мнемотаблиц по теме «В гостях у сказки».

Слайд 23.

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы-пустота; обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.  Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке, человеческого! Антуан де Сент-Экзюпери.

Слайд 24.

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....