«Воспитание основ культуры поведения детей подготовительной группы в игровой деятельности»
статья по развитию речи (подготовительная группа)
В современном обществе в настоящий момент с каждой силой нарастает проблема этических отношений между людьми. Возрастает черствость, безнравственность. Поэтому, в условиях дошкольной образовательной организации на первый план выступает работа с детьми по воспитанию культуры поведения. Воспитание культуры поведения детей – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогики. От уровня сформированных этических представлений дошкольников будет зависеть их дальнейшее обучение и жизнь в целом. Задача педагогов – наиболее полно воспитать в детях культуру поведения.
Прежде, чем раскрыть особенности воспитания культуры поведения на этапе дошкольного обучения, обратимся к анализу психолого-педагогической литературы, а также к определению основных понятий, представленных в рамках нашей статьи.
Воспитанием культуры поведения, представлений об этикете, нравственности и нравственных отношений, с давних лет занимались различные исследователи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные.
Обращаясь к научным исследованиям Р. С. Буре, мы можем выделить, что под культурой поведения автор, прежде всего, понимает совокупность норм и ценностей, которые приняты в обществе. Культура поведения отождествляется с этикетом. Этикет – нормы и правила поведения в социуме [1].
В исследованиях С. Я. Рубинштейна также рассматривается культура поведения. По мнению автора, под культурой поведения понимается морально-ценностные установки человека, его способности взаимодействовать с индивидами не во вред, а во благо [2].
В дошкольной педагогике воспитание культуры поведения представляется как процесс передачи этических представлений дошкольникам, а также нравственных взглядов и убеждений. Воспитание культуры поведения является процессом, при котором формируются качества, интересы, темперамент и поступки человека. Такой же подход к определению понятия рассматривает и исследователь П. И. Бархатов. Данный автор указывает, что главной целью педагогов при воспитании культуры поведения является передача общечеловеческих нравственных ценностей, без которых не может сформироваться полноценная личность [4].
Соблюдать основные правила и требования этикета дошкольник начинает уже с раннего детства. Так, например, ребенок учиться правильно вести себя за столом, в общественных местах и так далее.
К 4 годам у дошкольника уже присутствуют знания о культуре поведения. Начиная со среднего дошкольного возраста знания о культуре поведения детей расширяются и систематизируются в одну структуру. Работа педагогов в данном возрасте направлена, прежде всего, на расширение знаний детей посредством различных методов и средств.
На этапе 4-6 лет дети начинают формировать свои представления о культуре поведения. Исследователи В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова отмечают, что эти представления можно раскрыть через три аспекта: поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-личностный. Поведенческий аспект связан с знанием нравственных отношений и способами их проявления. Дети в этом возрасте уже знают правила поведения и нормы, которые должны соблюдать, чтобы быть хорошими людьми. Ценностно-смысловой аспект связан с обоснованностью суждений о правильных и неправильных способах поведения в этически значимых ситуациях. Дети начинают понимать, что некоторые поступки могут быть неправильными и что есть правильный путь действий. Эмоционально-личностный аспект связан с отношением к описываемым событиям и эмоциональными реакциями на действия персонажей или ситуации. Дети начинают понимать, что некоторые поступки могут вызывать различные эмоции и чувства у других людей.
При рассмотрении трудов Е. В. Тарановой, С. Г. Якобсона, можно отметить, что данные исследователи указывают на дошкольный возраст как период наиболее чувствительный для воспитания культуры поведения. В представленном возрасте в сознании ребенка складываются первичные этические инстанции, осуществляется расширение круга знаний о нравственных понятиях и углублении их смыслового содержания, появление развернутых дефинитивных и оценочных суждений о правилах поведения, этикете, которые становятся дифференцированными и мотивированными.
Как нами было отмечено ранее, педагоги дошкольных образовательных организаций реализуют работу по воспитанию культуры поведения путем различных методов и средств. На наш взгляд, наиболее эффективным средством при воспитании культуры поведения дошкольников выступает игровая деятельность.
Игра способна передать дошкольникам мир социальных отношений, она способна показать правила поведения в доступной для детей форме. Игровая деятельность по праву считается ведущей деятельностью у детей дошкольного этапа обучения. Стоит отметить, что игр, направленных на воспитание культуры поведения достаточно много. Среди них выделяют дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные.
В основном, при работе в дошкольных образовательных организациях, педагоги широко применяют дидактические игры. К данным играм относятся различные дидактические упражнения (например, «Назови ласково», «Волшебные слова», «Научимся благодарить, извиняться» и так далее), а также дидактические игра по типу «Наши имена», «каждой вещи свое место», дидактические игры по правилам в общественных местах («Мы в театре». «В транспорте» и так далее). Применяются и компьютерные дидактические игры (в основном, с детьми подготовительной к школе группы), в основном это игры, представленные в виде викторины.
Широко применяются в дошкольных образовательных организациях и сюжетно-ролевые игры. На наш взгляд, именно сюжетно-ролевые игры способны наиболее полно раскрыть перед детьми правила и нормы этикета, ведь в данной игровой деятельности дети становятся активными участниками процесса, перевоплощаются, фантазируют, создают собственный сюжет, применяя этикетные правила и нормы. К таким играм, как правило, относятся: «Чаепитие в гостях», «Скворечник», «Больница», «Общественный транспорт» и прочие. Цель таких игр – создание условий для применения правил и норм культуры поведения самими детьми в условиях игровой обучающей ситуации.
Помимо представленных игр, при формировании культуры поведения применяются театрализованные игры. Театрализованные игры способны показать применение правил поведения во взаимоотношениях с людьми на примере героев сказок, при этом, дети смогут сыграть того или иного героя из сказки. Для начала, педагог знакомит детей с самой сказкой, обращая внимание на правила и нормы поведения в сюжете. Далее, педагог предлагает обыграть сказку, очутиться на месте сказочного героя, и выбрать правильную линию поведения. Сказочный персонаж для детей – это форма познания мира, это «хорошее и плохое», отличный компаньон, который показывает, какие последствия могут скрываться за неправильными действиями, и как правильные действия приводят к положительным последствиям. Поэтому образ героев сказок является наиболее важным для формирования этических представлений у дошкольников. Кроме того, в процессе общения, дети учатся правильно вести себя и подражают действиям у героев, ведь подражание является одним из механизмов формирования культуры поведения. Поэтому, показывая образ любимых сказочных персонажей и переживая сюжет сказок в игре, дети поступают в соответствии с нормами этикета, используют полученные в игре знания в повседневной жизни.
На основе этических представлений происходит повышение адекватности оценки как поведения других, так и своего собственного. В то же время поведение остается сильно зависимым от внешних раздражителей со стороны взрослых. Ребенок действует из стремления соответствовать этикетным нормам и требованиям, избежать наказания или получить поощрение, а не понять значение поступков. Постепенно у ребенка вырабатываются устойчивые действия, не связанные с внешними раздражителями, а обусловленные удобством.
Итак, обозначив существенную актуальность представленной проблемы формирования культуры поведения у детей 4-6 лет, мы можем сделать следующие выводы: в дошкольной педагогике воспитание культуры поведения представляется как процесс передачи этических представлений дошкольникам, а также нравственных взглядов и убеждений. Воспитание культуры поведения является процессом, при котором формируются качества, интересы, темперамент и поступки человека. Игра способна передать дошкольникам мир социальных отношений, она способна показать правила поведения в доступной для детей форме. Игровая деятельность по праву считается ведущей деятельностью у детей дошкольного этапа обучения. Именно в игре ребенок способен наиболее полно осознать и понять правила и нормы этикета.
Список использованной литературы
1.Золотухина, А. А. Работа по нравственному воспитанию в контексте ФГОС ДО / А. А. Золотухина – Текст : непосредственный // Новая наука: современное состояние и пути развития. – Москва : Перо, 2016. – С. 14–16.
2.Крысько, В. Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c. – Текст : непосредственный
3.Колесникова, Т. А. Педагогические условия нравственного развития дошкольников / Т. А. Колесникова. – Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 14 – С. 41– 4
4.Косенкова, Е. Ю. Характеристика современных мультипликационных героев / Е. Ю. Косенкова – Текст : непосредственный // Воспитание и дополнительное образование. – 2017. – № 4 – С 52 – 55.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Воспитание основ культуры поведения детей подготовительной группы в игровой деятельности»
В современном обществе в настоящий момент с каждой силой нарастает проблема этических отношений между людьми. Возрастает черствость, безнравственность. Поэтому, в условиях дошкольной образовательной организации на первый план выступает работа с детьми по воспитанию культуры поведения. Воспитание культуры поведения детей – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогики. От уровня сформированных этических представлений дошкольников будет зависеть их дальнейшее обучение и жизнь в целом. Задача педагогов – наиболее полно воспитать в детях культуру поведения.
Прежде, чем раскрыть особенности воспитания культуры поведения на этапе дошкольного обучения, обратимся к анализу психолого-педагогической литературы, а также к определению основных понятий, представленных в рамках нашей статьи.
Воспитанием культуры поведения, представлений об этикете, нравственности и нравственных отношений, с давних лет занимались различные исследователи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные.
Обращаясь к научным исследованиям Р. С. Буре, мы можем выделить, что под культурой поведения автор, прежде всего, понимает совокупность норм и ценностей, которые приняты в обществе. Культура поведения отождествляется с этикетом. Этикет – нормы и правила поведения в социуме [1].
В исследованиях С. Я. Рубинштейна также рассматривается культура поведения. По мнению автора, под культурой поведения понимается морально-ценностные установки человека, его способности взаимодействовать с индивидами не во вред, а во благо [2].
В дошкольной педагогике воспитание культуры поведения представляется как процесс передачи этических представлений дошкольникам, а также нравственных взглядов и убеждений. Воспитание культуры поведения является процессом, при котором формируются качества, интересы, темперамент и поступки человека. Такой же подход к определению понятия рассматривает и исследователь П. И. Бархатов. Данный автор указывает, что главной целью педагогов при воспитании культуры поведения является передача общечеловеческих нравственных ценностей, без которых не может сформироваться полноценная личность [4].
Соблюдать основные правила и требования этикета дошкольник начинает уже с раннего детства. Так, например, ребенок учиться правильно вести себя за столом, в общественных местах и так далее.
К 4 годам у дошкольника уже присутствуют знания о культуре поведения. Начиная со среднего дошкольного возраста знания о культуре поведения детей расширяются и систематизируются в одну структуру. Работа педагогов в данном возрасте направлена, прежде всего, на расширение знаний детей посредством различных методов и средств.
На этапе 4-6 лет дети начинают формировать свои представления о культуре поведения. Исследователи В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова отмечают, что эти представления можно раскрыть через три аспекта: поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-личностный. Поведенческий аспект связан с знанием нравственных отношений и способами их проявления. Дети в этом возрасте уже знают правила поведения и нормы, которые должны соблюдать, чтобы быть хорошими людьми. Ценностно-смысловой аспект связан с обоснованностью суждений о правильных и неправильных способах поведения в этически значимых ситуациях. Дети начинают понимать, что некоторые поступки могут быть неправильными и что есть правильный путь действий. Эмоционально-личностный аспект связан с отношением к описываемым событиям и эмоциональными реакциями на действия персонажей или ситуации. Дети начинают понимать, что некоторые поступки могут вызывать различные эмоции и чувства у других людей.
При рассмотрении трудов Е. В. Тарановой, С. Г. Якобсона, можно отметить, что данные исследователи указывают на дошкольный возраст как период наиболее чувствительный для воспитания культуры поведения. В представленном возрасте в сознании ребенка складываются первичные этические инстанции, осуществляется расширение круга знаний о нравственных понятиях и углублении их смыслового содержания, появление развернутых дефинитивных и оценочных суждений о правилах поведения, этикете, которые становятся дифференцированными и мотивированными.
Как нами было отмечено ранее, педагоги дошкольных образовательных организаций реализуют работу по воспитанию культуры поведения путем различных методов и средств. На наш взгляд, наиболее эффективным средством при воспитании культуры поведения дошкольников выступает игровая деятельность.
Игра способна передать дошкольникам мир социальных отношений, она способна показать правила поведения в доступной для детей форме. Игровая деятельность по праву считается ведущей деятельностью у детей дошкольного этапа обучения. Стоит отметить, что игр, направленных на воспитание культуры поведения достаточно много. Среди них выделяют дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные.
В основном, при работе в дошкольных образовательных организациях, педагоги широко применяют дидактические игры. К данным играм относятся различные дидактические упражнения (например, «Назови ласково», «Волшебные слова», «Научимся благодарить, извиняться» и так далее), а также дидактические игра по типу «Наши имена», «каждой вещи свое место», дидактические игры по правилам в общественных местах («Мы в театре». «В транспорте» и так далее). Применяются и компьютерные дидактические игры (в основном, с детьми подготовительной к школе группы), в основном это игры, представленные в виде викторины.
Широко применяются в дошкольных образовательных организациях и сюжетно-ролевые игры. На наш взгляд, именно сюжетно-ролевые игры способны наиболее полно раскрыть перед детьми правила и нормы этикета, ведь в данной игровой деятельности дети становятся активными участниками процесса, перевоплощаются, фантазируют, создают собственный сюжет, применяя этикетные правила и нормы. К таким играм, как правило, относятся: «Чаепитие в гостях», «Скворечник», «Больница», «Общественный транспорт» и прочие. Цель таких игр – создание условий для применения правил и норм культуры поведения самими детьми в условиях игровой обучающей ситуации.
Помимо представленных игр, при формировании культуры поведения применяются театрализованные игры. Театрализованные игры способны показать применение правил поведения во взаимоотношениях с людьми на примере героев сказок, при этом, дети смогут сыграть того или иного героя из сказки. Для начала, педагог знакомит детей с самой сказкой, обращая внимание на правила и нормы поведения в сюжете. Далее, педагог предлагает обыграть сказку, очутиться на месте сказочного героя, и выбрать правильную линию поведения. Сказочный персонаж для детей – это форма познания мира, это «хорошее и плохое», отличный компаньон, который показывает, какие последствия могут скрываться за неправильными действиями, и как правильные действия приводят к положительным последствиям. Поэтому образ героев сказок является наиболее важным для формирования этических представлений у дошкольников. Кроме того, в процессе общения, дети учатся правильно вести себя и подражают действиям у героев, ведь подражание является одним из механизмов формирования культуры поведения. Поэтому, показывая образ любимых сказочных персонажей и переживая сюжет сказок в игре, дети поступают в соответствии с нормами этикета, используют полученные в игре знания в повседневной жизни.
На основе этических представлений происходит повышение адекватности оценки как поведения других, так и своего собственного. В то же время поведение остается сильно зависимым от внешних раздражителей со стороны взрослых. Ребенок действует из стремления соответствовать этикетным нормам и требованиям, избежать наказания или получить поощрение, а не понять значение поступков. Постепенно у ребенка вырабатываются устойчивые действия, не связанные с внешними раздражителями, а обусловленные удобством.
Итак, обозначив существенную актуальность представленной проблемы формирования культуры поведения у детей 4-6 лет, мы можем сделать следующие выводы: в дошкольной педагогике воспитание культуры поведения представляется как процесс передачи этических представлений дошкольникам, а также нравственных взглядов и убеждений. Воспитание культуры поведения является процессом, при котором формируются качества, интересы, темперамент и поступки человека. Игра способна передать дошкольникам мир социальных отношений, она способна показать правила поведения в доступной для детей форме. Игровая деятельность по праву считается ведущей деятельностью у детей дошкольного этапа обучения. Именно в игре ребенок способен наиболее полно осознать и понять правила и нормы этикета.
Список использованной литературы
#1047;олотухина, А. А. Работа по нравственному воспитанию в контексте ФГОС ДО / А. А. Золотухина – Текст : непосредственный // Новая наука: современное состояние и пути развития. – Москва : Перо, 2016. – С. 14–16.
#1050;рысько, В. Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c. – Текст : непосредственный
#1050;олесникова, Т. А. Педагогические условия нравственного развития дошкольников / Т. А. Колесникова. – Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 14 – С. 41– 4
#1050;осенкова, Е. Ю. Характеристика современных мультипликационных героев / Е. Ю. Косенкова – Текст : непосредственный // Воспитание и дополнительное образование. – 2017. – № 4 – С 52 – 55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей подготовительной группы в игровой деятельности (Перспективный план)
Для воспитателей детских садов...
Воспитание основ культуры поведения детей в условиях предшколы посредством сюжетно – ролевых игр
Наше государство делает сегодня одно из самых ценных вложений капитала – вложение в образование молодого подрастающего поколения. В связи с этим наметилось немало положительных тенденций в систе...
"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Доклад выступления на семинар...
Презентация "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Презентация к выступлению на городских педагогических чтениях по теме "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. Дошкольное учрежден...
Памятка Воспитание самостоятельности, культуры поведения детей младшей группы
Памятка Воспитание самостоятельности, культуры поведения детей младшей группы...
«Формирование основ безопасного поведения у детей подготовительной группы в игровой деятельности»
raquo;: себе, окружению, другим людям;– среда обитания: естественная, рукотворная, социальная (другие люди), военная средаФормирование навыков безопасной жизнедеятельности, как отмечает ряд исс...