«Формирование основ безопасного поведения у детей подготовительной группы в игровой деятельности»
статья по обж (подготовительная группа)

»: себе, окружению, другим людям;

– среда обитания: естественная, рукотворная, социальная (другие люди), военная среда

Формирование навыков безопасной жизнедеятельности, как отмечает ряд исследователей, должно начинаться с дошкольного возраста. Ступень дошкольного образования является переходом ребенка на новый уровень самостоятельности, при котором могут возникнуть и различные опасные ситуации. Исследователи выделяют три компонента формирования навыков безопасности, а именно: информационный компонент, заключающийся в обладанием знаний о безопасной жизнедеятельности (например: «Я знаком с правилами безопасности»); поведенческий компонент, заключающийся в проявлении способности решать определенные ситуации, связанные с проявлением безопасного поведения («Я могу применить правила безопасности»); эмоционально-волевой компонент, заключающийся в проявлении эмоций в процессе ситуаций, требующих немедленного решения проблемы («Я соблюдаю и хочу соблюдать правила безопасности»). Говоря о навыках безопасной жизнедеятельности следует отметить о их необходимости каждому индивиду. Такие навыки необходимы при решении нестандартных ситуаций, которые могут навредить здоровью [3, с. 78].

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошкольного образования установлены определенные требования к структуре программы. Приказ Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года № 1155 определяет основные задачи в области образования, включая «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста. Одной из задач в области образования является формирование основ безопасности у дошкольников. Это достигается путем решения нескольких задач, таких как формирование представлений о безопасном поведении в быту, обществе и природе, внимательного и осмысленного отношения к угрозам людям и окружающей среде, а также первоначальных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Кроме того, воспитание осознанного подхода к выполнению правил техники безопасности также является важным аспектом формирования основ безопасности у дошкольников [4, с. 45].

Лев Николаевич Григорович в своих работах советует педагогам и родителям в процессе работы с детьми по исследуемой теме использовать показ различных иллюстраций, в процессе которых у детей может появиться интерес и изучению данной темы. Так, например, данный исследователь предлагает к просмотру иллюстрации с опасностями в быту («Опасные предметы»), в социуме, в природе. Анализ различных ситуаций в процессе просмотра иллюстраций поможет детям представить, как поступали бы они. Необходимо подвести дошкольника к тому, что неправильное поведение персонажа на рисунке может привести к серьезным последствиям. Такой подход поможет детям развить навыки безопасного поведения и укрепить их эмоциональную связь с родителями и педагогами [4, с. 56].

В своих педагогических работах К. Ю. Белая уделяет большое внимание теме безопасности жизнедеятельности, которую считает всегда актуальной. Данное авторское пособие: тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность», предназначенный для работы с дошкольниками в детском саду и семье, способствует формированию навыков поведения у дошкольников в различных непредвиденных ситуациях: на природе, дома, на случай аварии или несчастного случая [3, с. 77].

В образовательном процессе дошкольной организации широко используются различные методы формирования навыков безопасного поведения дошкольников (например, игровое и ситуационно-имитационное моделирование как способ закрепления знаний о правилах безопасности. поведение и формирование соответствующих навыков).

В процессе обучения правилам безопасности дети постепенно начинают понимать их смысл. Средние дошкольники учатся определять источники опасности, узнают, как обращаться с потенциально опасными предметами и понимают, почему важно соблюдать меры предосторожности. Игры и эмоциональные переживания, которые они испытывают во время обучения, помогают им оценить ситуацию и сформировать правильный алгоритм поведения.

Кроме того, в 4 – 5-летнем возрасте ребенок осваивает способы безопасного общения со взрослыми и детьми, помогает друг другу, усваивает правила поведения в стандартных или опасных ситуациях. Происходит формирование базовых ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, выработка общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в безопасной поведенческой среде.

На наш взгляд, наиболее эффективным средством формирования безопасного поведения у дошкольников будет являться игровая деятельность.

Игровая деятельность позволяет решать следующие задачи:

– формировать представления об опасных для человека ситуациях;

– приобщать дошкольников к культуре безопасности;

– активизировать взаимодействие с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста;

– обращать внимание родителей на необходимость воспитания у детей навыков безопасного поведения с раннего возраста;

– распространять лучший опыт работы педагогов по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Мы стремимся создать для воспитанников самые благоприятные условия и атмосферу в группе, чтобы каждый ребенок чувствовал доброту и заботу, смог раскрыть таланты и быть раскрепощенным в действиях, чувствах и эмоциях. Всё это может быть реализовано через игру.

Существует различные классификации и виды игр. Наиболее эффективными, в плане формирования безопасного поведения детей 4-5 лет являются, на наш взгляд, дидактические игры. Дидактические игры отличаются от других видов игр наличием обучающей задачи, в процессе которой у детей появляются углубленные знания о правилах безопасного поведения. В основном, с детьми 4-5 лет применяются такие игры, как: «Опасно-безопасно», «Лото. Правила безопасности», «Что делать, если…» и другие.

Весьма эффективны и сюжетно-ролевые игры в контексте формирования безопасного поведения дошкольников. Например, такие игры, как «Регулируемый перекресток», «Регулировщик», «Дорожно-транспортное проишествие», «Авария на дороге», квест-игра «По следам Торопыжки», где ребенок примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых, формируется как самостоятельная личность. Таких игр много, сюжеты для них дети черпают в окружающей реальности. Они помогают наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь и находить решения при конфликтах; проявлять внимание, заботиться об окружающих.

В процессе работы по формированию безопасного поведения может быть пополнена предметно–развивающая среда. 

Итак, обозначив существенную актуальность вопроса формирования безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста, мы можем сделать следующие выводы: безопасное поведение рассматривается как состояние окружающей среды, которое обеспечивает определенную степень защиты от возможного вреда для жизни человека и окружающих его людей. 

Список использованной литературы

1.Врублевская, О. А. Мотивоционно – ценностный компонент в формировании навыков безопасного поведения / О. А. Врублевская – Текст : непосредственный. // Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3– С. 73 –77

2.Гавриловец, К. В. Безопасная жизнедеятельность в ДОО: инновационные формы / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва : Просвещение, 2010. – 219 с. – Текст : непосредственный.

3.Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2–7 лет: методическое пособие / Н. Ф. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 128 c. – Текст : непосредственный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование основ безопасного поведения у детей подготовительной группы в игровой деятельности»

В настоящее время существует достаточное количество примеров негативного влияния на жизнь детей. Разнообразие таких примеров не всегда может претендовать как подражание для дошкольников. Именно в следствии этого безопасное поведение ребенка приобретают противоречивость. Многие педагоги-практики, занимающиеся представленной проблемой, отмечают поиск наиболее эффективных средств формирования навыков безопасной жизнедеятельности.

Проблемой формирования навыков безопасной жизнедеятельности занимались многие исследователи. Среди них: А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов и другие. Модель формирования навыков безопасной жизнедеятельности так же раскрыта в работах И. А. Володарской, Г. В. Бурменской. Изучением данной проблемы так же занимались: Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман и другие.

Воспитание навыков безопасной жизнедеятельности – одна из наиболее первостепенных задач педагогики дошкольного образования. В данном ключе стоит выделить факт осознания дошкольником не только опасностей, которые его окружают, но и подготовку личности ребенка к трудностям, которые могут возникнуть на его жизненном пути. Поэтому наиболее важными аспектами в условиях дошкольной образовательной организации выступает, во-первых, работа педагога по формированию навыков безопасности в быту, в социуме, в природе с детьми дошкольного возраста. В то же время, в ДОО создается игровое пространство, которое помогает детям освоить правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Прежде, чем обосновать потенциал игровой деятельности в контексте формирования безопасного поведения дошкольников, стоит обратиться к определению понятия «безопасное поведение», рассматриваемого в трудах различных исследователей.

В своих педагогических работах исследователь Б. Г. Кудряшов определял безопасное поведение как «комфортное, нормальное состояние среды обитания человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, где снижается возможность действия опасных факторов, угрожаю. для защиты их здоровья, жизни, имущества и законных интересов» [1, с. 84].

Исследователи О. Н. Русак (рассматривал основы безопасности у детей) и И. А. Щеголева (рассматривала компоненты безопасного поведения) определяют понятие «безопасное поведение» как состояние окружающей среды, которое обеспечивает определенную степень защиты от возможного вреда для жизни человека и окружающих его людей [4].

В научно-исследовательской работе автора И. А. Щеголевой «Развитие педагогической подготовки педагога безопасности жизнедеятельности» были выделены три компонента безопасного поведения человека [2, с. 67]:

1) предвидение опасности;

2) уклонение от опасности;

3) преодоление опасности.

Осведомленность о риске определяется как осведомленность человека о различных источниках риска, таких как:

– собственник «Я»: себе, окружению, другим людям;

– среда обитания: естественная, рукотворная, социальная (другие люди), военная среда

Формирование навыков безопасной жизнедеятельности, как отмечает ряд исследователей, должно начинаться с дошкольного возраста. Ступень дошкольного образования является переходом ребенка на новый уровень самостоятельности, при котором могут возникнуть и различные опасные ситуации. Исследователи выделяют три компонента формирования навыков безопасности, а именно: информационный компонент, заключающийся в обладанием знаний о безопасной жизнедеятельности (например: «Я знаком с правилами безопасности»); поведенческий компонент, заключающийся в проявлении способности решать определенные ситуации, связанные с проявлением безопасного поведения («Я могу применить правила безопасности»); эмоционально-волевой компонент, заключающийся в проявлении эмоций в процессе ситуаций, требующих немедленного решения проблемы («Я соблюдаю и хочу соблюдать правила безопасности»). Говоря о навыках безопасной жизнедеятельности следует отметить о их необходимости каждому индивиду. Такие навыки необходимы при решении нестандартных ситуаций, которые могут навредить здоровью [3, с. 78].

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошкольного образования установлены определенные требования к структуре программы. Приказ Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года № 1155 определяет основные задачи в области образования, включая «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста. Одной из задач в области образования является формирование основ безопасности у дошкольников. Это достигается путем решения нескольких задач, таких как формирование представлений о безопасном поведении в быту, обществе и природе, внимательного и осмысленного отношения к угрозам людям и окружающей среде, а также первоначальных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Кроме того, воспитание осознанного подхода к выполнению правил техники безопасности также является важным аспектом формирования основ безопасности у дошкольников [4, с. 45].

Лев Николаевич Григорович в своих работах советует педагогам и родителям в процессе работы с детьми по исследуемой теме использовать показ различных иллюстраций, в процессе которых у детей может появиться интерес и изучению данной темы. Так, например, данный исследователь предлагает к просмотру иллюстрации с опасностями в быту («Опасные предметы»), в социуме, в природе. Анализ различных ситуаций в процессе просмотра иллюстраций поможет детям представить, как поступали бы они. Необходимо подвести дошкольника к тому, что неправильное поведение персонажа на рисунке может привести к серьезным последствиям. Такой подход поможет детям развить навыки безопасного поведения и укрепить их эмоциональную связь с родителями и педагогами [4, с. 56].

В своих педагогических работах К. Ю. Белая уделяет большое внимание теме безопасности жизнедеятельности, которую считает всегда актуальной. Данное авторское пособие: тематический словарь в картинках «Я и моя безопасность», предназначенный для работы с дошкольниками в детском саду и семье, способствует формированию навыков поведения у дошкольников в различных непредвиденных ситуациях: на природе, дома, на случай аварии или несчастного случая [3, с. 77].

В образовательном процессе дошкольной организации широко используются различные методы формирования навыков безопасного поведения дошкольников (например, игровое и ситуационно-имитационное моделирование как способ закрепления знаний о правилах безопасности. поведение и формирование соответствующих навыков).

В процессе обучения правилам безопасности дети постепенно начинают понимать их смысл. Средние дошкольники учатся определять источники опасности, узнают, как обращаться с потенциально опасными предметами и понимают, почему важно соблюдать меры предосторожности. Игры и эмоциональные переживания, которые они испытывают во время обучения, помогают им оценить ситуацию и сформировать правильный алгоритм поведения.

Кроме того, в 4 – 5-летнем возрасте ребенок осваивает способы безопасного общения со взрослыми и детьми, помогает друг другу, усваивает правила поведения в стандартных или опасных ситуациях. Происходит формирование базовых ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, выработка общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в безопасной поведенческой среде.

На наш взгляд, наиболее эффективным средством формирования безопасного поведения у дошкольников будет являться игровая деятельность.

Игровая деятельность позволяет решать следующие задачи:

– формировать представления об опасных для человека ситуациях;

– приобщать дошкольников к культуре безопасности;

– активизировать взаимодействие с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста;

– обращать внимание родителей на необходимость воспитания у детей навыков безопасного поведения с раннего возраста;

– распространять лучший опыт работы педагогов по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Мы стремимся создать для воспитанников самые благоприятные условия и атмосферу в группе, чтобы каждый ребенок чувствовал доброту и заботу, смог раскрыть таланты и быть раскрепощенным в действиях, чувствах и эмоциях. Всё это может быть реализовано через игру.

Существует различные классификации и виды игр. Наиболее эффективными, в плане формирования безопасного поведения детей 4-5 лет являются, на наш взгляд, дидактические игры. Дидактические игры отличаются от других видов игр наличием обучающей задачи, в процессе которой у детей появляются углубленные знания о правилах безопасного поведения. В основном, с детьми 4-5 лет применяются такие игры, как: «Опасно-безопасно», «Лото. Правила безопасности», «Что делать, если…» и другие.

Весьма эффективны и сюжетно-ролевые игры в контексте формирования безопасного поведения дошкольников. Например, такие игры, как «Регулируемый перекресток», «Регулировщик», «Дорожно-транспортное проишествие», «Авария на дороге», квест-игра «По следам Торопыжки», где ребенок примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых, формируется как самостоятельная личность. Таких игр много, сюжеты для них дети черпают в окружающей реальности. Они помогают наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь и находить решения при конфликтах; проявлять внимание, заботиться об окружающих.

В процессе работы по формированию безопасного поведения может быть пополнена предметно–развивающая среда.

Итак, обозначив существенную актуальность вопроса формирования безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста, мы можем сделать следующие выводы: безопасное поведение рассматривается как состояние окружающей среды, которое обеспечивает определенную степень защиты от возможного вреда для жизни человека и окружающих его людей.

Список использованной литературы

#1042;рублевская, О. А. Мотивоционно – ценностный компонент в формировании навыков безопасного поведения / О. А. Врублевская – Текст : непосредственный. // Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3– С. 73 –77

#1043;авриловец, К. В. Безопасная жизнедеятельность в ДОО: инновационные формы / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва : Просвещение, 2010. – 219 с. – Текст : непосредственный.

#1043;убанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2–7 лет: методическое пособие / Н. Ф. Губанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 128 c. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.  В данной статье описана работа по формированию основ безопасного ...

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы)

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы). По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 ле...

ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В ИГРОВОМ ПРОЕКТЕ «МОЙ ДОМ – МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигну...

Обобщение педагогического опыта по теме : Формирование основ безопасного поведения у детей в играх и игровых ситуациях"

Обобщение педагогического опыта по теме : Формирование основ безопасного поведения у детей в играх и игровых ситуациях"...

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы)

Картотека игр по формированию основ безопасного поведения (старшая и подготовительная группы) №1.Это я, это я, это все мои друзья! (5-8 лет)№2. Постовой – регулировщик (5-8 лет)№3. Будь чес...