Методика обучения рассказыванию по Нищевой Н.В.
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Надежда Валерьевна Матвеева

Методика обучения рассказыванию по Нищевой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_rasskazyvaniyu_po_nishchevoy_n.v.pptx516.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Матвеева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Слайд 2

В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию у детей связной речи и речевого общения . Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей . Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми формами устной речи : диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая , и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений . Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монологической речи: пересказу и рассказу. Постепенно ребенка необходимо научить определять содержание рассказа и выбирать форму повествования, систематизировать материал и излагать его в нужной последовательности.

Слайд 3

Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей. Дети пятого года жизни сами не в состоянии составить план изложения, поэтому рассказывание по серии картинок особенно показано детям этой возрастной группы . В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец. Важно, чтобы дети уже на пятом году жизни научились по-разному начинать рассказы , овладели многообразием форм зачинов, умели сжато и лаконично передать суть происходящего, предлагали разнообразные варианты окончания рассказа. Все это готовит дошкольников к становлению самостоятельного словесного творчества . На первом этапе обучения рассказыванию по серии картин целесообразно использовать прием завершения детьми рассказа, начатого педагогом. Применение этого приема способствует развитию творческих способностей и фантазии детей, особенно если педагог предлагает несколько вариантов начала рассказа.

Слайд 4

Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них . В средней группе эффективно использовать образец рассказа педагога. Важно, чтобы при обучении детей рассказыванию педагог не прибегал к авторитарному стилю общения , не навязывал свою точку зрения. Необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, опираться на индивидуальные особенности детей. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.

Слайд 5

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Занятие по серии картинок «Находка» Тема. Составление рассказа по серии картинок «Находка». Лексическая тема. Зима. Зимние забавы и развлечения . Цель. Развитие связной речи (рассказывание по восприятию ). Образовательные задачи. Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Развивающие задачи . Развитие связной речи, слухового внимания и речевого слуха, фонематического восприятия , мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества , положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.

Слайд 6

Оборудование. Предметные картинки с изображениями признаков осени и зимы (дерево с желтыми листьями , туча с идущим из нее дождем, снеговик, сугроб и т. п.), серия сюжетных картинок «Находка», комочки ваты , белые меховые медвежата или картинки с их изображениями (по числу детей), ведерки с ледяными шариками , мисочки с теплой водой и бумажные полотенца по числу детей . Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок », упражнения «Снежная баба », текста упражнения с ледяными шариками . Ход занятия 1 Организационный момент . Различение признаков осени и зимы. Развитие зрительного восприятия, Педагог1 приглашает детей на занятие. Дети встают около столов, на которых для каждого из них приготовлена предметная картинка. П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинки. На них нарисованы признаки осени и зимы. Сначала сядут те, у кого на картинке нарисованы признаки осени, а потом те, кому достались признаки зимы. Дети выполняют задание.

Слайд 7

2 Рассматривание серии картинок «Находка». Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия Педагог помещает на мольберт картинки из серии « Находка». .

Слайд 8

3 Пауза для подготовки детей к составлению рассказа . Педагог предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картинки и подготовиться к составлению рассказа . 4 Составление рассказа по серии картинок. Развитие мышления, связной речи. Педагог вызывает троих детей. П е д а г о г. Я напомню, как вы будете рассказывать. Ваня по первой картинке расскажет, какое время года наступило , как он об этом догадался. Потом расскажет, куда пошли дети и что они делают. Даша по второй картинке расскажет о том, что произошло с мишкой. Настя расскажет по третьей картинке, чем закончилась история . Можете придумать детям имена. А сейчас я дам одну минуту для того, чтобы вы подготовились . 1 ребенок рассказывает по первой картине 2 ребенок по второй картине 3 ребенок по 3 Потом ребенок повторяет рассказ целиком.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...

методика обучения рассказыванию детей с ТНР

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности. Опыт работы по развитию связной речи у детей с ТНР....

Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.

Развитие связной монологической речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста...

Презентация "Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам"

Обучение составлению описательных рассказов по предметам и игрушкам. Обучение дошкольников описательной речи....