Методика обучения рассказыванию по Нищевой Н.В.
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)
Методика обучения рассказыванию по Нищевой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_rasskazyvaniyu_po_nishchevoy_n.v.pptx | 516.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию у детей связной речи и речевого общения . Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей . Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает всеми формами устной речи : диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая , и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений . Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монологической речи: пересказу и рассказу. Постепенно ребенка необходимо научить определять содержание рассказа и выбирать форму повествования, систематизировать материал и излагать его в нужной последовательности.
Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей. Дети пятого года жизни сами не в состоянии составить план изложения, поэтому рассказывание по серии картинок особенно показано детям этой возрастной группы . В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец. Важно, чтобы дети уже на пятом году жизни научились по-разному начинать рассказы , овладели многообразием форм зачинов, умели сжато и лаконично передать суть происходящего, предлагали разнообразные варианты окончания рассказа. Все это готовит дошкольников к становлению самостоятельного словесного творчества . На первом этапе обучения рассказыванию по серии картин целесообразно использовать прием завершения детьми рассказа, начатого педагогом. Применение этого приема способствует развитию творческих способностей и фантазии детей, особенно если педагог предлагает несколько вариантов начала рассказа.
Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них . В средней группе эффективно использовать образец рассказа педагога. Важно, чтобы при обучении детей рассказыванию педагог не прибегал к авторитарному стилю общения , не навязывал свою точку зрения. Необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, опираться на индивидуальные особенности детей. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Занятие по серии картинок «Находка» Тема. Составление рассказа по серии картинок «Находка». Лексическая тема. Зима. Зимние забавы и развлечения . Цель. Развитие связной речи (рассказывание по восприятию ). Образовательные задачи. Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Развивающие задачи . Развитие связной речи, слухового внимания и речевого слуха, фонематического восприятия , мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества , положительной установки на участие в занятии, нравственно-эстетических чувств в общении с природой.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями признаков осени и зимы (дерево с желтыми листьями , туча с идущим из нее дождем, снеговик, сугроб и т. п.), серия сюжетных картинок «Находка», комочки ваты , белые меховые медвежата или картинки с их изображениями (по числу детей), ведерки с ледяными шариками , мисочки с теплой водой и бумажные полотенца по числу детей . Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок », упражнения «Снежная баба », текста упражнения с ледяными шариками . Ход занятия 1 Организационный момент . Различение признаков осени и зимы. Развитие зрительного восприятия, Педагог1 приглашает детей на занятие. Дети встают около столов, на которых для каждого из них приготовлена предметная картинка. П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинки. На них нарисованы признаки осени и зимы. Сначала сядут те, у кого на картинке нарисованы признаки осени, а потом те, кому достались признаки зимы. Дети выполняют задание.
2 Рассматривание серии картинок «Находка». Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия Педагог помещает на мольберт картинки из серии « Находка». .
3 Пауза для подготовки детей к составлению рассказа . Педагог предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картинки и подготовиться к составлению рассказа . 4 Составление рассказа по серии картинок. Развитие мышления, связной речи. Педагог вызывает троих детей. П е д а г о г. Я напомню, как вы будете рассказывать. Ваня по первой картинке расскажет, какое время года наступило , как он об этом догадался. Потом расскажет, куда пошли дети и что они делают. Даша по второй картинке расскажет о том, что произошло с мишкой. Настя расскажет по третьей картинке, чем закончилась история . Можете придумать детям имена. А сейчас я дам одну минуту для того, чтобы вы подготовились . 1 ребенок рассказывает по первой картине 2 ребенок по второй картине 3 ребенок по 3 Потом ребенок повторяет рассказ целиком.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"
рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."
Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...
методика обучения рассказыванию детей с ТНР
Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности. Опыт работы по развитию связной речи у детей с ТНР....
Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.
Развитие связной монологической речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста...
Презентация "Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам"
Обучение составлению описательных рассказов по предметам и игрушкам. Обучение дошкольников описательной речи....
Консультация "Методика обучения рассказыванию по картине"
Консультация для педагогов...