Лексическая тема « Моя Родина –Россия.» Подборка стихов, игр. Подготовительная группа.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Михеева Эльвира Эдуардовна

Материал для проведения занятий в подготовительной группе. Подборка стихов о Родине, о Москве, дидактические игры, физминутки, пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_publikatsiya_11.23.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема « Моя Родина –Россия.»
Подборка стихов, игр. Подготовительная группа.


Понятие «Родина» у нас с раннего детства ассоциируется с такими понятиями как «мама», «папа», «семья», «родной край», « березы», «чистое небо», «родники», «красивые песни», «родная речь». Все то, что окружает нас с самого рождения, мы и привыкли считать своей Родиной. Эта подборка красивых стихотворений расскажет детям о том, как нужно любить и беречь свою землю, свою культуру, свой природу. И, конечно же, гордиться тем, что мы живем в России.



Какая наша Родина?

 Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
                                                Виктор Боков

 С добрым утром!
Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной...
С добрым утром, Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной...
С добрым утром, Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной...
С добрым утром, Край родной!
                                                          Георгий Ладонщиков

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.
Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
                                      Олифирова Л.


Реклама

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений…
                                                         Михаил Лермонтов

Евгений Онегин (отрывок)

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!!
                                                Александр Пушкин



Игра «Моя Родина»
 Цель: закрепить знания детей о том в какой стране они живут, как называются люди, населяющие эту страну, закрепить знания детей о природных богатствах России.
Учить внимательно слушать первые три строки четверостишия и договаривать последнюю строчку: («Это Родина моя»), подбирать слова, характеризующие Россию (красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).
Ход игры: воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку.
«Это Родина моя».
Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки —
(Это Родина моя!)

Горы снежные вершины
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя!)

Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса,
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя!)

Лес, как царство Берендея,
В нём живут медведь, лиса,
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя!)

Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге — море, солнце.
(Это Родина моя!)


Игра «Что рассказывает карта»
Цель: закрепить умения детей «читать» карту, знания детей о значении каждого цвета на карте (синий — море, зелёный — леса и т.д.)
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.

 Игра «Сложи из букв название нашей страны»
Цель:
 закрепить знание детей о названии нашей Родины, формирование первичных представлений о Родине, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Ход игры: воспитатель показывает картинку и рассказывает детям: «Ребята идут на праздник. В руках у них флажки с буквами, из которых должно получиться название нашей Родины. Помоги ребятам составить это слово из букв — Россия».

 Игра «Раскрась российский флаг»

Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге, умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам рассмотреть флаги разных стран, выбрать раскраску и раскрасить флаг России.

 Игра «Найди и покажи флаг России»

 Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — флаге, знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей.

 Ход игры: воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит расказать что обозначают каждый цвет флага. Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Игра «Покажи птицу, которая изображена на гербе России»

 Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — герб, флаг, учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России.

 История возникновения: Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!». Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!». Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе России. 

Игра «Народы России»

Цель: закрепить знания детей о том, что Россия — страна многонациональная, воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей, закрепить знания детей о национальностях России, чем они отличаются друг от друга (цветом кожи, формой глаз, обычаями). Знать и называть несколько национальностей России. Учить детей описывать национальный костюм народов России. Развивать речевое творчество.

Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение «А у нас в стране…» и просит детей выбрать и показать национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также воспитатель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей. А у нас в стране живут Русский, коми и якут, И нанаец, и мордвин, И калмык, и осетин, И тувинец, и бурят — Все они дружить хотят! Кабардинец и чуваш, В хоровод вставайте наш! Адыгеец и хакас, Вместе пустимся мы в пляс! И татарин, и башкир — Все за счастье, все за мир!

Игра «Угадай, кому какая вещь принадлежит»

 Цель: учить детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России. Развивать внимание.

 Ход игры: детям предлагаются куклы в национальных костюмах и карточки с изображением вещей, предлагает ребёнку угадать, кому какая вещь принадлежит.

 Гимнастика для глаз «Российский флаг»

 Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

 Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый — мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

 Синий — верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный — мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

 Вот цвета родного флага! (поморгать глазами)

 Физкультминутки:

 «Родина»

 Нет на свете Родины красивей — (шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)

 Вот она, по имени Россия,

 От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)

 «Наша Родина — Россия»

 В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

 Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх) А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)

Пальчиковые игры:

«Город чудный»

 Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы (хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

 И палаты, и дворцы…

 На твоих церквах старинных

Вырастали дерева. (поочерёдно загибать пальчики)

 Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка — Москва. (сгибать, разгибать пальчики)

 «Моя страна»

 Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямые ладони)

Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)

 Есть леса тут и озёра, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди) Пальчиковая гимнастика «Край родной»
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по лексической теме "Наша Родина - Россия"

Конспект НОД по образовательной области "Познание"  в логопедической группе...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: «Наша Родина - Россия. Москва – столица»

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:  «Наша Родина - Россия. Москва – столица»...

Перспективное планирование по лексической теме "Наша родина - Россия" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование по лексической теме "Наша родина - Россия" в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Презентация по лексической теме "Наша Родина- Россия"

Представленный материал предназначен для закрепления лексической темы "Наша Родина- Россия" в совместной деятельности взрослого и ребенка. Представлены задания на обогащения лексики,  р...

Конспект логопедичексого занятия по лексической теме "Наша Родина - Россия"

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР 6-7 лет. Способствует патриотическому воспитанию дошкольников. Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает воз...