Семинар-практикум Тема выступления: «Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности у дошкольников».
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.
Цель моей работы подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie_shestakova_i_v.docx | 869.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий детский сад «Лебедь» Общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области.
Семинар-практикум
«Технология развития критического мышления в условиях реализации ФГОС третьего поколения».
Тема выступления:
«Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности у дошкольников».
Подготовила воспитатель:
Шестакова Ирина Владимировна.
2023г
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен. Многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов.
Цель моей работы подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить. В своей работе с детьми я использую такие технологии развития критического мышления как Приём «Синквейн» и Прием «Кубик»
Приём «Синквейн»
Что такое «синквейн»? Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:
1) имя существительное, тема
2) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова
3) действие предмета (подбираем глаголы) – три слова
4) фраза, выражающая отношение автора (ребенка) к теме
5) слово-синоним к первому слову на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы
Так как не все дети 5-6 лет умеют читать, запись производится графически, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн.
Как это происходит? Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:
1. Береза.
2. Высокая, стройная.
3. Растёт, радует, висят сережки.
4. Береза символ России.
5. Дерево.
1 Заяц.
2 Маленький, трусливый.
3. Прыгает, бегает, прячется.
4 Заяц зимой меняет серую шубку на белую.
5 Дикое животное.
Приём «Кубик»
Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Кубик представляет собой объёмную фигуру, каждая сторона кубика несёт вопрос.
Работа с кубиком строится следующим образом: Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, который выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Кубик бросают все дети по очереди. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала. В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.
Как это происходит? И так - каждая сторона кубика несёт вопрос:
Картинка изображаемого предмета.
Кубик Тема «Животные».
1.Окрас?
2 Части тела.
3.Где живет?
4. Чем питается?
5.Как называются детеныши?
6.За и против (польза и вред для человека).
Кубик Тема «Времена года».
1. Какая погода?
2. Как меняется одежда?
3.Что происходит с растениями?
4.Что происходит в жизни птиц?
5.Что происходит в жизни животных?
6.Детские забавы.
Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
Источники:
Статья журнал "Хочу ребенка"
https://www.7ya.ru/article/Razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-detej/
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_kriticheskogo_mishleniya_u_doshkolnikov_po_092317.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Дикие животные" с детьми средней группы (ТРКМ)
Технология развития критического мышленияСамый распространенный из приёмов ТРКМ - Кластер. Предлагаю вам конспект НОД направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Материал...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...
Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности с дошкольниками
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс строится на основе системно - деятельностного подхода, использования инновационных психолого-педагогических технологий, предполагаемые задания носят ли...
Конспект по развитию речи на тему «Одежда» в старшей группе с использованием технологии развития критического мышления
уточнение знаний по теме»Одежда»; активизировать словарь по данной теме....
14.10.2023 .Семинар."Использование технологии развития критического мышления у дошкольников.
Семинар для педагогов...