План самообразования по теме "Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности"
учебно-методический материал по развитию речи
План самообразования по теме "Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_.chepurnova_l.a.docx | 932.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Березовская начальная общеобразовательная школа «СП Шайтанская начальная школа с группой детского сада»
План самообразования
Чепурновой Людмилы Анатольевны
Тема: «Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности»
Срок реализации: 2021-2024 г
ХМАО-Югра
с. Шайтанка
2021
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Леонтьев А. А., Щерба Л. В., Пешковский А. А., Виноградов В. В., Ушинский К. Д., Леушина А. М. и др.) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка.
Театр для детей – это игра, развлечение, которое всегда привлекает детей. В нём заложены большие возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме.
Актуальность темы. Анализируя работу с детьми, я поняла, что средствами театрального искусства можно развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи. В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Необходимо стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира посредством театрализованной деятельности. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. Познакомить детей с различными видами театра. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Значение театрализованной деятельности: помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств; появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствует артикуляционный аппарат; формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь; улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий; дети получают эмоциональный подъём; способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса; позволяет формировать опыт социального поведения; стимулирует активную речь.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.
Задачи для педагога:
- Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- Содействовать сотрудничеству детей и взрослых.
- Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
- Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности (организация и проведение кружковой работы «В мире теней» - теневой театр).
Форма самообразования:
∙ Индивидуальная – через индивидуальный план самообразования
∙ Групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет, участие в курсах повышения квалификации
Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
∙ Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогов-практиков
∙ Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки.
∙ Распространение собственного опыта работы, посредством ведения личной странички на сайте образовательного учреждения
∙ Ознакомление с вебинарами, видеолекциями по данной теме
Предполагаемый результат:
∙ Повышение качества собственной профессиональной, научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей младшего возраста посредством использования театрализованной деятельности
∙ Пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме
∙ Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы
∙ Напечатать сборники по театрализованной деятельности: «В гостях у сказки» (по изготовлению авторских театральных игрушек), «Этюдная работа», «Театр и дети», а также, публикация научных статей по итогам работы с детьми.
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный центр, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе, а также будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Задачи для родителей:
- Привлечение родителей к изготовлению театральных костюмов и атрибутов к играм.
- Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к деятельности группы.
Также, в рамках самообразования, предполагается работа с коллегами-педагогами.
План работы по самообразованию
Учебный год | Тема по самообразования |
2021-2022 | Театр в жизни детей дошкольного возраста. |
2022-2023 | Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. |
2023-2021 | Развитие коммуникативно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности. |
2021-2022 | Организация театрализованной деятельности в ДО. |
Направление работы по самообразованию на 2021-2022 г.г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
Работа с детьми | Сентябрь | Разработка конспектов: игр, индивидуальной работы с детьми, постановочные игры, театрализованные игры. Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) | Конспекты театрализованных игр, игра «Волшебный цветок», пальчиковая гимнастика «Семья», «Апельсин», «Солдаты пришли на постой», «Дождик», мультфильм «А просто так». Осеевой «Кто глупее?», игра «Море волнуется». Разговор о чувствах. Сказка о лисятах. Игра «Зайцы и огородник». Игра – упражнение «Заяц – Хваста». Обыгрывание сказки «Колобок», Сказки в стихах. Игра «Светофор». Подготовка спектакля «Пусть ворона мокнет!» |
Октябрь | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Оснащение уголков, изготовление атрибутов, масок, реквизитов. | Пополнение оснащения в театральную студию необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности детей. | |
Ноябрь | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Проведение спектакля «Зайки серые сидят». | Накапливать познавательный, эмоциональный и жизненный опыт, для повышения самооценки детей; снижать уровень тревожности, стимулировать речевую активность детей | |
Декабрь | Подготовка спектакля «Пусть ворона мокнет!» Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) | Доставить детям радость от спектакля, располагать к стремлению выразительно передавать движения. Спектакль | |
Январь | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Фотоальбом. | Оформление выставки о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала | |
Февраль | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Инсценировка сказки «Козлятки и волк». | Учить детей принимать участие в рассказывании сказки, перемещая фигурки настольного театра. | |
Март | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Чудаки. Инсценировка по стихотворению Ю. Владимирова. | Подготовка открытого мероприятия для отчета. | |
Апрель | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Мышки. Инсценировка английской народной песенки в переводе С. Маршака. | Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок. | |
Май | Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) Старушка. Инсценировка английской народной песенки в переводе С. Маршака. | Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | «Развитие у детей сценического искусства». Игра, драматизация, спектакль (ребёнок - актер, зритель, режиссёр). | Выступление на общем родительском собрании. |
Октябрь - апрель | - «Волшебный мир театра» - «Театр и родители» - «Роль театрализации в развитии речи ребенка». - Привлечение родителей к изготовлению | Папка передвижка Советы Консультация | |
Май | Инсценировка английской народной песенки в переводе С. Маршака. | Оформление тематических стендов. Сценарий «Перчатки». | |
ПРС | В течении учебного года | Пополнение разными видами театра | Костюмы, атрибуты, декорации |
Оснащение уголков | Оформление различных видов театров из бросового материала | ||
Самореализация | Сентябрь | Подготовка плана работы на год | План |
В течении года | Изучение литературы по данной теме | Фиксация | |
Подборка материала по данной тематике | Картотеки | ||
Май | Итоги работы за отчетный период. | Презентация | |
Работа с педагогами | В течении года | «Развитие творческого потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности» | Семинар-практикум для педагогов |
«Волшебный мир театра!» | Показ открытых занятий | ||
«Театрализованная деятельность в современном ДО» | Деловая игра | ||
Организация театрализованной деятельности детей в ДО. | Рекомендации |
Направление работы по самообразованию 2022-2023 г.г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
Работа с детьми | Сентябрь - май | - Знакомство с понятием драматический театр; с театральными профессиями. - Знакомство с пальчиковым театром. - «Как листовички выбрали для себя домик». - «Сообразительные осьминожки» - «Уроки вежливости» -Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) | С/р и «Театр». Просмотр пальчикового театра «Теремок». Инсценировка произведения. Оформить альбом «Стихи о вежливости». |
Работа с семьей | Октябрь - май | - Показ спектакля «Котята поварята». - Подготовка детей к спектаклю «Как листовички выбрали для себя домик» - «Сообразительные осьминожки» - «Речь и пальчиковый театр», «Пальчиковый театр дома» - Подготовить декорации к сказке. | Выступление на общем родительском собрании. Изготовление реквизита. Изготовление кукол – марионеток. Консультации для родителей Инсценировка детьми «Сказка про Курочку с цыплятками и Кошечку с котятками». |
Работа с педагогами | В течении года | - «Знакомство с куклами марионетками». - Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС | Инсценировка «Такие разные человечки». Презентация |
Направление работы по самообразованию 2023-2024 г.г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
Работа с детьми | Сентябрь - май | Правила работы в студии Правила обращения с декорациями Посещение костюмерной Обсуждение плана работы Постановка спектаклей 1) Инсценировка спектакля «Сказка про Курочку с цыплятками и Кошечку с котятками» 2) Инсценировка стихотворения Ф. М. Достоевского «Божий дар» 3) Сценка «Сказка про Зайца – длинные уши» 4) Инсценировка потешки «Тень – тень, потетень» 5) Музыкальная сказка «Путешествие Киски Мурыси» 6) Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) | Устный опрос Показ спектаклей Видео – спектакль, посвященный «Дню матери». Участие в фестивале – конкурсе «Весенняя премьера». Видео – спектакль, посвященный «Международному женскому дню 8 марта». Показ инсценировки в Международный день детской книги Итоговое мероприятие. |
Работа с семьей | Октябрь - май | - Подготовка детей к спектаклям - «Театр дома», «Пальчиковые игры со словами» упражнения, игры со скороговорками. | Разучивание слов дома. Оказание помощи в подготовке декораций к инсценировкам.
|
Работа с педагогами | В течении года | - «Формы работы с родителями воспитанников по теме «Домашний театр» - «Как организовать театральную студию в группе» | Консультация Презентация (ZOOM) |
Направление работы по самообразованию 2021-2022 г.г.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Результат работы |
Работа с детьми | Сентябрь - май | Рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, пантомимические упражнения. Пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, прослушивание песен о дружбе. Отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», свободные веселые танцы. Рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба», прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, веселый танец с детьми на тему сказки. - «Сказки из сундучка» Постановка спектаклей 1) Инсценировка спектакля «Сказка про зайца грязнулю» 2) Инсценировка сказки «Теремок на новый лад» 3) Сценка «Как колобок весну встречал» 4) Инсценировка «Кошкин дом» 5) Музыкальная сказка «Курочка ряба» 6) Кружковая работа «В мире теней» (2 раза в неделю) | Беседа
Показ спектаклей Показ ко Дню матери.
Конкурс «Театрализованная весна». Постановка ко Дню пожарной охраны. Драматизация сказки. Итоговое мероприятие. |
Работа с семьей | Октябрь - май | - «Встреча в театре» - «Любимые сказки» - «Театрализованная деятельность дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми». | Изготовление альбома о театре. Домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание. Консультации для родителей |
Работа с педагогами | В течении года | - «Использование театрализованной игры в НОД». - «Значение театрализованных игр в развитии дошкольников». | Консультация Презентация (ZOOM) |
За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, улучшилась интонационная выразительность, появились умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Я, со своей стороны, стараюсь больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности. Подвожу детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет интонационную выразительность, мимику.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.
Форма отчета по проделанной работе:
Презентация по теме.
Фотоотчет на сайте ДОУ
Инсценировки, кукольные спектакли
Досуг
Создание видеороликов.
Литература
- Алябьева. Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с. (Программа развития)
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991г.
- Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010г.
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015г.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду. - Дошкольное воспитание, 2005г.-№4.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007г.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008г.
- Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013г.
- Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования Российской Федерации. 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...
Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...
Развитие детей посредством театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать про...
План профессионального самообразования на тему «Художественно-эстетическое развитие детей посредством театрализованной деятельности»
план самообразования...
Обобщение опыты по теме " Художественно эстетическое развитие детей посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта...
Конспект Семинара-практикума для родителей: "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"
Конспект Семинара-практикума для родителей...
Мастер - класс для родителей «Развитие детей посредством театрализованной деятельности»
Мастер - класс для родителей «Развитие детей посредством театрализованной деятельности»...