Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
консультация по развитию речи
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши
Челябинской области
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Воспитатель: Карпаева Г.В.
Аша
2021
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения»
Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью? В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОО здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы развитие и воспитание детей происходили без ущерба их здоровью, а наоборот способствовали его укреплению. Одной из составляющих общего здоровья является речь.
Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением, так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки - процесс управлямый.
У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи.
Воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости и развития речевого дыхания является дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний, а также развития правильного речевого дыхания.
Требования к выполнению дыхательной гимнастики:
-перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть свежий;
-одежда не должна стеснять движений;
-не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи; -упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа;
-необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы);
речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение;
-обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями; -лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён;
-каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого
его выполнения всеми детьми группы.
Дыхательную гимнастику можно проводить:
во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;
во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку;
после дневного сна;
в свободной деятельности детей.
Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.
Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей).
Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.
3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов: 1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
2.Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
3.Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов
(картотека прилагается).
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеванияях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
Научить воспитателей выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика? Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....
Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"
Материал будет полезен как для родителей так и для педагогов в организации групповой и индивидуальной работы по развитию речи...
Консультация для молодых специалистов Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания....
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...