,,Кукольное пространство для ,,неговорящих" детей раннего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)
В современном мире коммуникаций и ценности информации одной из распространенных является проблема речевого развития детей. У каждого второго ребенка в возрасте от 2 до 4 лет наблюдается задержка речевого развития. Речь – это необходимое средство не только общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания себя как личности. Одним из фактором задержки речевого развития является бытовой («успокоительный гаджет»). От родителей часто можно услышать слова гордости за своего малыша, уже в таком возрасте играющего в компьютерные игры в выражение «Это вам не в куклы играть!», которое стало в нашей жизни синонимом выражения «заниматься пустяками». Что же значат для 2х летнего малыша игры с куклами?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_pp.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность педагогического опыта
В современном мире коммуникаций и ценности информации одной из распространенных является проблема речевого развития детей. У каждого второго ребенка в возрасте от 2 до 4 лет наблюдается задержка речевого развития. Речь – это необходимое средство не только общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания себя как личности.
Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Двухлетние дети приходят в детский сад с преобладающей «пассивной» речью. Она выражается в форме понимания чужой речи и начинает развиваться намного раньше активной. Активная речь не развита, она ограничена звукоподражательными словами: га-га, би-би и т.д.
В начале учебного года в группе из 12 воспитанников использовали только звукоподражания 7 детей и 3 пользовались отдельными словами. В результате появился вопрос: «Почему же дети «молчат»? И как исправить ситуацию?»
Изучая литературу я выделила, что логопеды и психологи для таких детей рекомендуют консультацию ЛОР-врача, невролога, возможно и психиатра, а как факторы выделяют:
- Двуязычную среду
- Гиперзаботливых мам, которые улавливают желания малыша по движению руки, вскинутой брови и т.п.
- Бытовые задержки («успокоительный гаджет»). От родителей часто можно услышать слова гордости за своего малыша, уже в таком возрасте играющего в компьютерные игры в выражение «Это вам не в куклы играть!», которое стало в нашей жизни синонимом выражения «заниматься пустяками».
Что же значат для 2х летнего малыша игры с куклами?
После проведенного анкетирования родителей можно сказать, что из детей раннего возраста играют в куклы и дома, и в детском саду в основном девочки. Мальчики же играют в куклы чаще всего только в детском саду. Принято считать, что в куклы должны играть исключительно девочки, поэтому не считают нужным покупать мальчикам куклы. Но специалисты придерживаются другого мнения. «Кукла для всех детей раннего возраста — не просто игрушка и не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в «дочки-матери». Кукла — это образ самого ребенка, его проекция, двойник. Поэтому обязательно нужно дать возможность каждому малышу, будь он мальчик или девочка, познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней», — полагают авторы книги «Я играю в куклы» (Карапуз, 2012) кандидат педагогических наук Ю. Разенкова и коррекционный психолог С. Груничева. Свою точку зрения они подкрепляют научными фактами и советуют родителям не пренебрегать всем известными игрушками, в которые играли дети в прошлом: матрешкой, неваляшкой и куклой. «Куклы уже в течение многих веков представляют собой отражение и образ человека, благодаря этому они близки детям. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Куклы помогают дошкольникам в формировании творческих способностей, способствуют развитию высших психических функций – речи, памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Взаимодействие с куклами во время игры является одним из факторов удачной социализации в обществе. Также куклы не только расширяют кругозор дошкольников, но способствуют эмоциональному и нравственному воспитанию детей. Игры с куклами имеют влияние на протекание процессов самопознания и самоидентификации дошкольников, следовательно куклы просто необходимы детям и девочкам, и мальчикам». Вот и универсальная игрушка, в которую играют все малыши: и мальчики, и девочки!
Согласно новому толково-образовательному словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой дает такое значение слову «кукла» - это детская игрушка в виде фигурки человека или животного, сделанная из какого-либо материала, как действующее лицо специальных театральных представлений» [1] . Классификацию куклам дать трудно, так как их разнообразие очень велико. Куклы бывают тряпичными, деревянными, пластиковыми, соломенными, резиновыми, фарфоровыми, ватными и бумажными. Также куклы отличаются размерами.
По мнению Н.А. Александровой включение кукол в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности в условиях ДОУ обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. [2]
Сами собой возникают вопросы: «Как же активизировать речь детей с помощью куклы? Какие методы и приемы можно применить?»
В книге «Занятия по развитию речи с детьми до 3-х лет» В. А. Петрова особое место отводит кукле, говоря о том, что детям надо не только давать эти игрушки, но и научить играть с ними: поить, кормить, укачивать, водить по полу, умывать, а главное, разговаривать с ними, т.е. «оживлять». Посадив ее на полку рядом с другими игрушками, мы не научим мальчика или девочку играть с ней. Но если в ваших руках эта кукла на глазах ребенка будет ходить, говорить, пить чай, умываться и ложиться спать, то она станет для малыша не просто игрушкой, а настоящим другом, участником всех игр, им самим. Тогда через некоторое время вы с интересом сможете наблюдать, как ваш малыш, … с важным видом укладывает куклу Олю спать или возит ее на коляске, копируя, при этом все ваши жесты, движения, мимику, а позже вашу интонацию и выражения. Такие игры с сюжетными игрушками требуют максимального участия взрослого. Для этого нужно не только показывать куклу, но и демонстрировать, характерные для нее действия: кукла может есть, пить из чашки, спать, капризничать, падать и плакать, ее можно кормить, укладывать спать, утешать, поглаживая, покачивая и целуя. Самое главное в таких играх — не скупиться на эмоции. «Ожившая» кукла обеспечивает диалог, в котором ребенок общается со взрослым и сверстниками. Именно так малыш начинает быстрее и легче овладевать навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать!)
Поэтому, тема моей работы «Кукольное пространство для «неговорящих» малышей»
Цель: создать оптимальные условия для активизации речевой активности у детей раннего возраста используя кукольное пространство
Задачи: 1.Побуждать детей к речевой активности при взаимодействии с куклами
2.Обогащать и актуализировать словарь детей 2-3 лет
3.Продолжать учить понимать простые грамматические конструкции, употреблять их во фразовой речи
4.Развивать фразовую речь
5.Воспитывать желание участвовать в играх с куклами, проявлять инициативу и самостоятельность
6.Повысить компетентность родителей в вопросе развития речи детей с помощью специально организованного кукольного пространства.
Изучая методическую литературу, поняла, что в таких дидактических играх с куклой как, «Напоим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку» и т.д. больше говорит взрослый, задает вопросы, дети отвечают. Нужна же коммуникация (формирование эмоционального контакта детей и взрослого в детском коллективе): ребенок- кукла, ребенок-ребенок.
Используя наиболее интересные и известные игры с куклой, изменив их содержание, получилось следующие направления деятельности:
1.Стихи и потешки с действием кукол
2.Игры – инсценировки с куклой
3.Ситуации взаимодействия
4.Мини-этюды в режимных моментах
5.Игровые ситуации с куклой
Из всего перечисленного следует: одним из факторов задержки речевого развития малышей является недостаточность родительского речевого общения, которые мало разговаривают с малышом, а тот в свою очередь недостаточно слышит речь взрослых, обращенную именно к ребенку, и не имеет возможности ей подражать. Помощь в развитие речи оказывает чтение и заучивание стихов, считалочек, которые могут сопровождаться действиями, отображающими суть происходящего в группе через специально-организованное «кукольное пространство», а сама кукла будет средством речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоообразование Тема: «Кукольный театр для детей раннего возраста»
воспитатель – Меркурьева Светлана Владимировна Цель: Повышение своего педагогического уровня, развития речи детей через театральную деятельность; формирование опыта социальных навыков повед...
Консультация для родителей: "Пять навыков, которые развивает кукольный театр у детей раннего возраста."
Консультация для родителей "Пять навыков, которые развивает кукольный театр у детей раннего возраста."...
Маша и Медведь (музыкальный кукольный спектакль для детей раннего возраста)
Сценарный план спектакля рассчитан на детей раннего возраста не столько как на зрителей, сколько как на активных участников действия. Ребята помогают девочке Маше выбраться из леса и покинуть из...
"Пять навыков, которые развивает кукольный театр у детей раннего возраста"
Ладошки нужны нам, чтобы умыться, Кашу поесть и компота напиться,Еще можно с ними театр устроить, И пальчики на актерство настроить.Играть, веселиться, вести свою роль Будет в театре любимый герой....
Русская народная сказка «Теремок». Кукольный театр для детей раннего возраста.
Познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Приобщение к русскому фольклору.Создать у детей радостное настроение....
Кукольное представление для детей раннего возраста
Для участия в профессионально-педагогическом конкурсе "Куклы - малышам", педагоги Дрыбина В.Ю., Игошева Я.Ф., Каримова А.И., Овсянникова В.Ю., Яруллина А.В....
Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.
Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....