Сценарий совместной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Про моих любимых»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ахмадиева Гульфия Раифовна

Конспект ОД на тему "Про моих любимых"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Сценарий

совместной образовательной деятельности

по речевому развитию

в старшей   группе

 на тему:  «Про моих любимых»

                                   

     

                                                                         Составила:

                                                                                                  воспитатель МАДОУ №87                                                                                  

                                                                                  Ахмадиева Г.Р.

                                                                                       

г.Нижнекамск

2021г.

Дата

24.11.2021г.

Тема

«Про моих любимых»

Программа

«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

Возраст

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Количество детей

23

Место проведения

Групповая комната

Направление

Речевое развитие

Интегрируемые образовательные области

Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, этнокультурный компонент

Вид

Интегрированный

Тип

Закрепление ранее приобретенных знаний

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей - рассказ с обсуждением

Цель

Уточнение и расширение знаний детей о семье, членах семьи, родственных связях.

Программное содержание

Воспитательные задачи:

-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Развивающие задачи:

- продолжать развивать связную и монологическую речь детей;

- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений;

- развивать устойчивый интерес к пословицам, поговоркам.

-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

 Обучающие задачи:

- формировать понятие о семье;

- формировать навыки связной речи, последовательности высказывания.

- активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый и др.);

 -упражнять в образовании притяжательных прилагательных

- продолжать учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

Словарная работа

Пассивный словарь: Родители, этапы развития человека

Активный словарь: әби, бабай, әни, әти, малай, кыз.

Методические  приемы

Словесные: беседа, вопросы, рассказ

Наглядные:  наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Практические: дидактическое упражнение, дидактическая игра, нетрадиционное рисование.

Планируемый результат

Ориентировано на разностороннее развитие дошкольников, формированию интеллектуальных и личностных качеств детей в ходе освоения образовательных областей.

Оборудование

мультимедийный проектор (ноутбук), экран; мольберт;

Материал

Демонстрационный: презентация по содержанию ООД, «Кубики историй», карточки для игры «Построй цепочку»,  клубок, зелёное покрывало,  мяч.

Раздаточный:  зеркало на каждого ребенка, маркеры, альбомы  в виде сердечек и логотипы, задания к д/игре «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», Су-Джок (массажное кольцо), жёлтые круги для рисования смайликов.

Предшествующая работа

Создание презентации, подбор оборудования

Предварительная работа

рассматривание семейных альбомов с фотографиями, иллюстраций; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, поговорками.

Индивидуальная работа

 С Я.Ясминой и Г.Матвеем - закрепление понятий «съеденные», «выращивала»; с С.Евой и  К. Сабиной -  закрепление понятий «дошкольница», «школьница»; с Ж.Артёмом и М.Никитой -  закрепить  членов семьи на татарском языке.

Структура и длительность

  1. Вводная часть -  3мин

Организационный момент

1.Рассматривание детьми семейных альбомов

2.Беседа о семье

  1. Основная часть -   20м

1. Д/упражнение «Подбери слова»

2. Беседа о маме  («День матери»)

3.Пересказ рассказа «Мамина помощница»

4.«Поляна добрых дел»

5.Рассказывание по «Кубикам  историй»

6.Д/игра  «Построй  цепочку»

7.Дидактическая игра «Кто кому кем приходится»

8.Бармак уены «Минем гаилә»

9.Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

10.Нетрадиционное рисование «На кого я похож?»

  1. Заключительная часть - 2мин

1.Пословицы о семье

2.Домашнее задание

3.Итог.

Организация детей

Вводная часть - сидя на ковре.

Основная часть - стоя за столами; сидя в кругу на подушках.

Заключительная часть - сидя в кругу на подушках.

Ход ООД:

Организационный момент

Беседа о семье

Д/упражнение «Подбери слова»

 Беседа о маме  

(«День матери»)

Пересказ рассказа «Мамина помощница»

«Поляна добрых дел»

Рассказывание по «Кубикам  историй»

Дидактическая игра  «Построй  цепочку»

Дидактическая игра «Кто кому

 кем приходится»

Бармак уены

 «Минем гаилә»

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Нетрадиционное рисование

 «На кого я похож?»

Пословицы о семье

Домашнее задание

Итог.

        Милана, а что это ты смотришь? (Семейный альбом) Так интересно, а кто  это на фотографиях? (Мама, папа, я, брат). Ребята, подойдите сюда, посмотрите, какой интересный альбом сегодня принесла Милана в д/с. Милана, расскажи нам о своей семье (Рассказ ребенка о семье). А у вас дома есть такие альбомы? (Да) Ребята, а у меня тоже есть семейный альбом. Хотите, я вам покажу? (Да). Посмотрите ребята, в этом альбоме фотографии моей семьи. Этот альбом я всегда ношу с собой в сумке. Как вы думаете, почему мой альбом в виде сердечки?  (Потому что семья - самые близкие  сердцу люди). Что такое семья? (Семья - это бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра, дядя, тётя. Семья - это близкие люди, которые живут вместе, рядом и помогают друг другу. Это близкие нам люди, которые заботятся друг о друге и оказывают внимание). Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Иногда наше сердце бьется  очень  сильно. Отчего это может быть, ребята? (Если с кем-то из родных что-то случается,  мы переживаем за них).  Правильно говорите, ребята. Я и вам хочу подарить такие альбомы. У вас будет свой собственный альбом (Раздаю). Посмотрите. (А они пустые). А с чем мы можем их дополнить? (Семейными фотографиями). А кто в семье  самые близкие родственники, самые родные люди? (Мама и папа). Каждая семья должна быть крепкой как этот клубок.  Чтобы и ваши семьи были крепче давайте подберём для своих мам и пап самые нежные, самые добрые слова. Девочки будут говорит добрые слова про мам, а мальчики - про своих пап.  Итак, давайте начнем. Мама у вас какая? Папа у вас какой? (Дети  должны передать клубок ниток так, чтобы тот постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, ребята говорят ласковые  слова. Мама - добрая, красивая, заботливая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная и т.д. Папа - строгий, умный, сильный, веселый, выносливый и т.д.). Вот сколько чудесных слов собрали мы.

       Ребята, кто нам скажет, какой праздник отмечается каждый год в последнее воскресенье ноября? (День матери)

   Ребята, что вы можете  сказать про мам? («Мама - самый лучший родной и дорогой для нас человек. У мамы золотые руки и нежное сердце. Если у нас радость, она радуется вместе с нами. Если нам грустно, она успокоит нас и утешет». «Маму нужно любить не только за то, что она для нас, что то, делает, а за то, что она наша мама, она о нас заботится, обучает. Готовит нам вкусную еду». «Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает»)

  Да, ребята, вы всё правильно сказали. Наши мамы имеют ещё одну профессию - хозяйка дома. Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и мужем, готовят, убираются и очень многое умеют делать. А если мамы ещё работают? То вы должны мамам помогать!

   Посмотрите на экран и послушайте рассказ о том, как одна девочка по имени Таня помогала маме.  

                    «Мамина помощница»

    Однажды одним осенним днём Таня решила помочь маме. Сначала она протёрла пыль на...(телевизоре), на... (телефоне),  и на... (холодильнике). Потом Таня включила...(пылесос)   и пропылесосила... (ковёр) . Когда уборка была окончена, Таня включила...(телевизор)  и смотрела мультфильмы.

Подскажите слова с помощью картинок и расскажите, как Таня помогала маме (Рассказы детей).

   Ребята, у меня для вас есть ещё один сюрприз - это  «Поляна добрых дел». Это поляна волшебная и туда попадут только те, кто расскажет, как он  дома помогает маме (Мою посуду, поливаю цветы, помогаю нести домой покупки, пылесошу ковёр, ухаживаю  за животным, вытираю  пыль, заправляю кровать,  убираю комнату, помогаю готовить еду и т.д) 

   Дети, надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости.

   Молодцы, значит на первой странице нашего альбома мы кого приклеим? (Маму и папу).

     Ребята, а кто еще относится к членам семьи? (Бабушка и дедушка)

    Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.

   Ребята, у меня ещё сюрпризы вам не закончились. У меня  есть волшебные  коробки. Маша, открой нам одну коробку. Что там? (Кубики). А что мы можем делать с этими кубиками?  (Играть, строить, составлять различные истории. А давайте мы  придумаем  рассказ по этим кубикам.  (Кубики историй). Первая подгруппа, вы о ком будете сочинять историю? (О бабушке). Вторая подгруппа, а вы про кого хотите сочинять историю? (Про дедушку).

1.  Жила - была одна бабушка. Однажды с ней приключилась такая история.

2.Бабушка жила в очень красивом домике в деревне.

3.Возле дома бабушка выращивала необычные цветы.

4.Вдруг неизвестно откуда появилась корова. Корова понюхала цветы и они ей очень понравились. Корова начала их есть.

5.Бабушка огорчилась за съеденные цветы. И в благодарность корова дала бабушке полезное, вкусное молоко.

6.Бабушка на грузовике повезла это молоко своим любимым внукам.

    Ребята, что мы можем сказать про эту историю? (За доброту нужно платить добром)

1.Давным-давно в одной стране стоял на море необитаемый остров.

2.На этом острове жил  один пожилой дед.

3.Дед очень любил играть на скрипке.

4.Однажды, когда он сидел у моря и играл на скрипке, к нему приплыла золотая рыбка. Золотая рыбка предложила деду   загадать одно - единственное желание.

5.Так как дед жил один, он загадал, чтобы у него появился друг.Золотая рыбка исполнила желание деда и подарила ему кота.

6.Дед очень обрадовался, что у него появился друг. Поблагодарил золотую рыбку и  забрал  друга-кота к себе домой и угостил его сосисками.

   Ребята, что мы можем сказать про эту историю? (Желания имеют свойство сбываться)

     На следующей странице кого приклеим? (Бабушку и дедушку).

     Кто еще является для вас близким человеком? (Брат и сестра). Брат - это лучший друг, а сестра - верная подруга. А знаете ли вы, что  наши братья и сестры, мамы и папы  и даже бабушки и дедушки когда-то были совсем малышами. У меня есть вот такие интересные картинки. Посмотрите, какие они смешные. Только они все перепутались. Вы поможете мне выстроить цепочку?

(Младенец-девочка-дошкольница-школьница-мама-бабушка)

(Младенец-мальчик-дошкольник-школьник-папа-дедушка).

   Кто хочет мне рассказать про цепочку? А ты можешь продолжать... Вот мы с вами и увидели  как растет человек.  

    На следующей странице кого приклеим? (Сестру и брата).

Дидактическая игра «Кто кому кем приходится» (игра с мячом)

-Кто ты для бабушки? (внук, внучка)

-Кто ты для своего папы? (сын, дочь)

- Кто ты для своего братика? (сестра, старший брат)

- Кто ты для своей сестры? (сестрёнка, братик)

- Девочка для мамы и папы кто? (дочка)

- Мальчик для папы и мамы кто? (сын)

-Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук)

-Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)

- Папа для дедушки и для бабушки кто? ( сын)

- Мама для бабушки и дедушки кто?  (дочь)

- Кто папа для мамы?  (муж)

- Кто мама для папы?  (жена)

-Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

- Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

-Как ты называешь мамину маму? (бабушка)

-Как ты называешь папиного отца? (дедушка)

-Кто для тебя бабушкин сын? (папа)

-Кто для тебя бабушкина дочка?(мама)

- Кто тебе сестра твоей мамы? (тётя)

   Посмотрите, что это у меня? Правильно, это волшебные «су-джок» шарики! Дети, встаньте в круг, откройте шарик и достаньте волшебные колечки. Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы веселее было, будем проговаривать слова потешки: бармак уены «Минем гаилә»

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак малай.

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак кыз.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (работа за столами) (Дети выполняют задание с помощью маркера - соединяют линией изображения членов семьи с подходящей им картинкой).

-Духи чьи? (Мамины)

-Газета чья? (Дедушкина)

-Очки чьи?  (Бабушкины)

-Фартук чей? (Бабушкин)

-Кукла чья? (Танина)

-Галстук чей? (Папин)

-Мяч чей? (Петин)

- Шляпа чья? (Мамина)

- Платье чьё? (Танино) 

-Тапочки чьи? (Дедушкины) 

-Брюки чьи? (Папины)

-Шорты чьи? (Петины)

     Ребята, вот меня все время интересует один вопрос, на кого же я похожа? А вы хотите узнать, на кого вы похожи? (Да). Давайте,  смотря на свое отражение нарисуем себя и узнаем это. (Дети смотрят в зеркало и смотря на свое отражения обводят контуры своего лица). Я похожа на свою маму. Каролина, а ты на кого похожа? Артем, ты на кого похож?

  Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.

«В семье и каша гуще»

«В семье разлад, так и дому не рад»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

«При солнышке тепло, при матери - добро»

«Когда семья вместе, то и душа на месте»

«Семья - это 7 я»

«Дома и стены помогают»

«Дружная семья гору сдвинет»

«Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»

«Дома вместе тесно, а врозь - скучно»

      Ребята, посмотрите, остались еще пустые страницы. Когда придете домой,  подумайте кто еще остался самым любимым и близким, может у кого - то есть дяди, тёти, любимый питомец и вы сами заполните эти странички. Можно приклеить общую семейную фотографию на эту страничку. А завтра вы принесете свои альбомы - сердечки и мы все вместе будем рассматривать их. А я вам хочу подарить ваши фотографии. Вы их можете приклеить на обложку вашего альбома.

   Ребята, что вам больше всего запомнилось? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять? Ребята, на тарелке лежат желтые круги, выберите себе по одному кружочку. Если вам понравилось  как мы играли, говорили о семье и вы считаете, что справились со всеми заданиями, то нарисуйте первый смайлик, как показано на экране. Если вам что-то понравилось, а что-то нет и справились не со всеми заданиями, то нарисуйте второй смайлик. Если вы считаете, что вам было трудно и вам не понравилось сегодняшнее занятие, то нарисуйте третий смайлик.

   А я желаю вашим семьям лучики солнечного тепла.

        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Насекомые» в средней группе

Совместная деятельность педагога и детей  по образовательной области «Речевое развитие»      на тему «Насекомые» в средней группе  Программно...

Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Заюшкина избушка"

Формировать у детей умение сотрудничать в процессе игрового замысла, развивать  в процессе игры воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей пе...

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Улицы моего города» к проекту «Мордовия – мой край родной» (в подготовительной к школе группе).

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о родном городе, его улицах.Задачи:1. Формировать представление о том, для чего улицам дают названия, домам и квартирам – номера (чтобы можно был...

Сценарий совместной образовательной деятельности по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе на тему "Зимняя прогулка"

Главная  задача  данного занятия была - помочь детям получить отчетливые представления о том, в какой обуви и одежде  будет теплее выходить на прогулку зимой, развивать исслед...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема занятия: Звуковой анализ слова.

Занятие по   развитию  навыков звукового анализа и синтеза у детей подготовительной группы.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной реч...