Технологическая карта совместной образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема занятия: Звуковой анализ слова.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей подготовительной группы.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Моё занятие направлено на обучение воспитателей правильному проведению звукового анализа слова с детьми в подготовительной группе, чтобы в дальнейшем избежать дисграфии и дислексии в речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_sovmestnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.zip | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта совместной образовательной деятельности
«Речевое развитие»
Тема занятия: Звуковой анализ слова.
Автор-разработчик: Смелова Любовь Васильевна, воспитатель ГБДОУ школа № 47 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Длительность мероприятия 30 мин
Цель занятия: развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей подготовительной группы.
Задачи: формировать желание стремиться к своему будущему положению школьника, учить проявлять уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.
Развивать сенсорную культуру, кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность в области звукового анализа слова.
Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные ( мягкий, твёрдый), место звука в слове, делить слова на слоги, определяя количество слогов. Развивать фонематический слух, связную речь. Различать на слух и в произношении звуки родного языка; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах, совершенствовать навыки звукового анализа слов. Активизировать словарь детей. Словарная работа : звук, слог, слово, предложение, буква
Формировать зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах, умение слушать воспитателя.
Развитие физических качеств во время проведения игр и физкультурных минуток.
Планируемые результаты занятия: развитие навыка звукового анализа у детей подготовительной группы.
Наглядный методический материал
Демонстрационный: фишки для обозначения звуков, звуковые схемы для слов, голубой и жёлтый вагончики для выкладывания слов, слоги МА, ШИ, НА, АВ, ТО, БУС; иллюстрация по теме «Зима», сюрпризный момент: игрушки-медвежата Миша и Маша; предметные картинки и звуковые схемы к ним.
Раздаточный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, пеналы с фишками.
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей |
1. | Организационно-мотивационный этап Сюрпризный момент Работа в группах
| Заинтересовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность | Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга и повторить слова и движения за ним. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!»-солнцу и птицам. «Доброе утро!»-приветливым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера. Предлагает вспомнить правила поведения на занятии. Проговаривает вместе с детьми. Один, два , три , четыре, пять Будем мы сейчас опять Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать. Внятно, чётко говорить, И, конечно, не шалить. Педагог вносит игрушки - мишки: Мишу и Машу. Знакомит их с детьми . Эмоционально включает детей в игру. Медвежата очень расстроены, так как хотят в школу, но их не берут. Им сказали, что надо сначала подготовиться к школе. Воспитатель рассказывает детям, что пригласила Мишу и Машу к нам в группу, чтобы они послушали, как дети готовятся к школе, но они куда-то спрятались. Воспитатель даёт задание по подгруппам: найти Мишу мальчикам, а Машу-девочкам. Мальчики собирают слово из слогов на голубом вагончике, а девочки –на жёлтом (МА-ШИ-НА, АВ-ТО-БУС) Воспитатель поощряет детей похвалой или поправляет, если ребёнок ошибся. | Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу, держатся за руки: -поднимают руки над головой
Поворачиваются друг к другу и улыбаются. Дети вспоминают правила поведения на занятии, участвуют в беседе, хором повторяют за воспитателем
Рассматривают игрушки с интересом. Внимательно слушают воспитателя. Проявляют желание им помочь. Справляются с заданием по группам. Один ребёнок из группы читает полученное слово Читают все, кто уже умеет это делать. |
2 | Основной этап. | |||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, формулировать проблему в доступной для детей форме | Воспитатель предлагает детям провести такой эксперимент: оглядеть групповую комнату и найти предмет, который не имеет названия. Воспитатель подводит детей к выводу, что всё, что нас окружает, имеет название. Воспитатель читает стихотворение Всему название дано: и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным полно, А безымянных нету. (А. Шибаев) Воспитатель предлагает всем сесть на стульчики. Предлагает детям вспомнить, какие бывают слова . Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Предлагает подумать, почему мы слышим слова. Выслушивает разные ответы детей. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: слова звучат, состоят из звуков. Воспитатель активизирует знания детей о звуках. | Дети смотрят по сторонам и не находят такого предмета. Дети слушают чтение стихотворения воспитателем. Садятся на стульчики за столы Дети дают развёрнутый ответ : «Слова бывают громкие, тихие, добрые, злые, красивые, тёплые, холодные, длинные и короткие». Дети обдумывают проблемный вопрос. Дети вместе с воспитателем подходят к выводу, что слова мы слышим, потому что они звучат. А звучат они потому, что состоят из звуков | |
Этап ознакомления с материалом Динамическая пауза | Закрепить определенный объем знаний и представление о звуковом анализе слова | Воспитатель проводит беседу , как отличить гласные от согласных звуков, звонкие от глухих. При различении звонкого и глухого согласного педагог демонстрирует картинки. Одна изображает колокольчик (звонкий согласный), вторая- ушки закрыты ладошками (глухой согласный) Стимулирует интерес к деятельности. Педагог организует дидактическую игру «Звуковая молчанка» Воспитатель произносит слоги с мягким или твёрдым согласным звуком. Дети показывают соответствующую фишку): ВУ, ЧА, ТИ, СО. ЦЕ, РЁ, НА, МЯ, ЛЮ, ЗЕ Ветер веет над полями, Облако плывет над нами, Ветер пыль над полем носит. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём. | Дети вспоминают, что звуки бывают гласные и согласные. Рассказывают, что при произношении гласного звука струя воздуха не встречает преграду, проходит свободно, а при произношении согласного воздух встречает преграду: губки, зубки, нёбо. Дети показывают способ узнавания звонкого и глухого согласного звука. (Произносим звук, ладошку кладём на горлышко. Если горлышко звенит-звук звонкий, если молчит-глухой)
Дети подбирают фишку для обозначения твёрдого или мягкого согласного звука и показывают воспитателю Дети развёрнуто объясняют свой выбор.
Дети выполняют движения: плавно качают руками над головой. Потягивания — руки вверх. Наклоны вправо-влево, вперёд-назад. | |
Беседа по картине Звуковой анализ слова | Воспитатель обращает внимание детей на картину . которая висит на доске . Проводит беседу по картине «Зима» Привлекает детей к обсуждению картины. -Какое время года изображено? -Чем занимаются дети? Составьте предложения о занятии детей по схеме. Приглашает их назвать слова на звук «С» на этой картине Организует подбор слов-признаков к слову СНЕГ: (белый, пушистый, мягкий, холодный, колючий) Подводит детей к тому, что сейчас они послушают , как звучит слово «САНИ» и узнают, какие звуки спрятались в этом слове. Организует звуковой анализ слова у доски. «САНИ» на доске. Произносят слово САНИ. Какой первый звук в слове С-С-САНИ? ( С-согласный, твёрдый, глухой) Ставит синюю фишку Какой второй звук ? СА-А-А НИ ( А)-гласный Ставит вторую фишку красную. Какой третий звук? САНЬ-НЬ-НИ ( согласный, мягкий, звонкий) Обозначаем фишкой зелёного цвета. Какой последний звук? САН-И-И-И Обозначаем красной фишкой Воспитатель предлагает посчитать все звуки в слове и назвать их. Сколько в слове гласных? Сколько слогов? Вместе с детьми прохлопывает слово СА-НИ Предлагает вспомнить, как определить ударный слог. Сколько согласных? Какие согласные? Сколько всего звуков в слове ? Предлагает назвать все звуки по порядку. Воспитатель подводит детей к мысли, что сейчас они проводили звуковой анализ слова. Учились последовательно называть звуки в слове. Высказывает похвалу детям. | Рассматривают картину.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Составляют предложения по схеме из 3 слов. Называют эти слова: снег, снегирь, сани.
Дети дают развёрнутые ответы, подбирают прилагательные. Работают фронтально. У доски работает один ребёнок, остальные работают за столами. На доске один ребёнок составляют звуковую схему слова САНИ с помощью товарищей и воспитателя С-С-САНИ? ( С-согласный, твёрдый, глухой) ставит синюю фишку СА-А-А НИ ( А)-гласный Ставит вторую фишку красную САНЬ-НЬ-НИ ( согласный, мягкий, звонкий) Обозначает фишкой зелёного цвета. Ребёнок называет гласный звук и выкладывает красную фишку. Дети подсчитывают количество звуков и показывают воспитателю карточку с цифрой 4. Вместе по фишкам прочитывают слово. Ребята называют количество гласных 2, называют сами гласные звуки А, И. Идивидуальные ответы детей: два гласных, два слога. Вспоминают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Проверяют себя прохлопыванием слова СА-НИ. Дети «зовут» слово СА-А-А-АНИ ! Индивидуальные ответы: ударный слог СА. Тоже два. Один твёрдый, другой мягкий. Дети подсчитывают количество звуков (фишек) Показывают карточкой 4. Называют звуки по порядку: С, А, НЬ, И | ||
Артикуляционная гимнастика | Педагог предлагает детям показать Мише и Маше, как правильно нужно тренировать язычок, губки, щёчки , чтобы звуки получались красивыми. Организует артикуляционную гимнастику: «Хоботок» Улыбается ребёнок, хобот вытянул слонёнок. Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот. «Улыбка» Широка река Нева, и улыбка широка. Зубки все мои видны от краёв и до десны. «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. | Дети внимательно слушают и повторяют за воспитателем движения язычком и губами. Делают движения губами вперёд. Держат губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Учатся спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка | ||
Этап практического решения проблемы Игры со звуками | Овладение действиями, способами решения проблемы | Педагог сообщает детям, что все звуки очень любят играть, любят прятаться в словах. Вот медвежата Миша и Маша никак не могут найти звуки. Воспитатель просит детей помочь медвежатам. Педагог организует дидактические игры со звуками. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком Ж» : лужа, дорога, живот, ножницы , кровать , жук, молоток. Игра «Где в слове звук живет?» -определить позицию звука Р в слове. (в конце, в середине или в начале слова): река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор. Игра «Подбери картинку к схеме»: кот, лось, лиса, белка Миша и Маша перепутали все картинки и схемы. Надо всё исправить. Воспитатель обращается к детям индивидуально, согласно его знаниям, за помощью героям. Поощряет доказательные ответы детей.
| Дети помогают героям находить звуки в словах, давать им правильную характеристику. Находят на слух звук Ж и обозначают его хлопком. На звуковой линеечке дети выкладывают фишку там, где слышат звук Р. Работают самостоятельно. Проверка фронтальная. На доске картинки и схемы к ним. Дети подбирают к каждой схеме свою картинку. По одному выходят к доске и выполняют задание. Остальные проверяют правильность выполнения. Дети учатся различать звуки последовательно в словах, доказывать свой выбор. | |
3. | Заключитель- ный этап | Обобщить итоги занятия | Педагог проводит рефлексию: «Чем занимались? Кому оказывали помощь? Что узнали нового? Что было сложным? Что понравилось? Направляет свои вопросы на упорядочивание полученных знаний. | Участвуют в подведении итогов. Высказывают свои выводы о занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие».
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие».МКОУ Квитокская СОШ №1.Старшая группа.Воспитатель Велигдус Ольга Викторовна.Тема: «Путешествие в страну Кра...
Организованная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие".Тема: "Звуковой анализ слова "дом"
Конспект может быть использован воспитателями старшей группы...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Организованная образовательная деятельность: Речевое развитие «В стране добрых слов».
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с культурой общения, необходимостью уважительного отношения к окружающим....
Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)
Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....