Технологическая карта совместной образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема занятия: Звуковой анализ слова.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Любовь Васильевна Смелова

Занятие по   развитию  навыков звукового анализа и синтеза у детей подготовительной группы.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

 Моё занятие направлено на обучение воспитателей правильному проведению звукового анализа слова с детьми в подготовительной группе, чтобы в дальнейшем избежать дисграфии и дислексии в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта совместной образовательной деятельности

«Речевое развитие»

Тема занятия: Звуковой анализ слова.

Автор-разработчик: Смелова Любовь Васильевна, воспитатель ГБДОУ школа № 47 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Длительность мероприятия 30 мин

Цель занятия: развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей подготовительной группы.

Задачи: формировать желание стремиться к своему будущему положению школьника, учить проявлять уверенность в себе, положительную самооценку, чувство собственного достоинства.

Развивать сенсорную культуру, кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность в области звукового анализа слова.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные ( мягкий, твёрдый), место звука в слове, делить слова на слоги, определяя количество слогов. Развивать фонематический слух, связную речь. Различать на слух и в произношении звуки родного языка; упражнять детей в умении определять последовательность звуков в словах, совершенствовать навыки звукового анализа слов. Активизировать словарь детей. Словарная работа : звук, слог, слово, предложение, буква

Формировать зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Воспитывать чувство товарищества, умение работать в группах, умение слушать воспитателя.

Развитие физических качеств во время проведения игр и физкультурных минуток.

Планируемые результаты занятия: развитие навыка звукового анализа у детей подготовительной группы.

Наглядный методический материал

Демонстрационный: фишки для обозначения звуков, звуковые схемы для слов, голубой и жёлтый вагончики для выкладывания слов, слоги МА, ШИ, НА, АВ, ТО, БУС; иллюстрация по теме «Зима», сюрпризный момент: игрушки-медвежата Миша и Маша; предметные картинки и звуковые схемы к ним.

Раздаточный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, пеналы с фишками.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Сюрпризный момент

Работа в группах

Заинтересовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность

Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга и повторить слова и движения за ним.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!»-солнцу и птицам.

«Доброе утро!»-приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Предлагает вспомнить правила поведения на занятии. Проговаривает вместе с детьми.

Один, два , три , четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, чётко говорить,

И, конечно, не шалить.

Педагог вносит игрушки - мишки: Мишу и Машу. Знакомит их с детьми . Эмоционально включает детей в игру.

Медвежата очень расстроены, так как хотят в школу, но их не берут. Им сказали, что надо сначала подготовиться к школе. Воспитатель рассказывает детям, что пригласила Мишу и Машу к нам в группу, чтобы они послушали, как дети готовятся к школе, но они куда-то спрятались.

Воспитатель даёт задание по подгруппам: найти Мишу мальчикам, а Машу-девочкам. Мальчики собирают слово из слогов на голубом вагончике, а девочки –на жёлтом (МА-ШИ-НА, АВ-ТО-БУС)

Воспитатель поощряет детей похвалой или поправляет, если ребёнок ошибся.

Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу, держатся за руки:

-поднимают руки над головой

Поворачиваются друг к другу и улыбаются.

Дети вспоминают правила поведения на занятии,

участвуют в беседе, хором повторяют за воспитателем

Рассматривают игрушки с интересом.

Внимательно слушают воспитателя.

Проявляют желание им помочь.

Справляются с заданием по группам.

Один ребёнок из группы читает полученное слово

Читают все, кто уже умеет это делать.

2

Основной этап.

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, формулировать проблему в доступной для детей форме

Воспитатель предлагает детям провести такой эксперимент: оглядеть групповую комнату и найти предмет, который не имеет названия.

Воспитатель подводит детей к выводу, что всё, что нас окружает, имеет название.

Воспитатель читает стихотворение

Всему название дано: и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных нету. (А. Шибаев)

Воспитатель предлагает всем сесть на стульчики.

Предлагает детям вспомнить, какие бывают слова . Побуждает детей к активизации необходимых знаний.

Предлагает подумать, почему мы слышим слова. Выслушивает разные ответы детей.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: слова звучат, состоят из звуков.

Воспитатель активизирует знания детей о звуках.

Дети смотрят по сторонам и не находят такого предмета.

Дети слушают чтение стихотворения воспитателем.

Садятся на стульчики за столы

Дети дают развёрнутый ответ : «Слова бывают громкие, тихие, добрые, злые, красивые, тёплые, холодные, длинные и короткие».

Дети обдумывают проблемный вопрос.

Дети вместе с воспитателем подходят к выводу, что слова мы слышим, потому что они звучат. А звучат они потому, что состоят из звуков

Этап ознакомления с материалом

Динамическая пауза

Закрепить определенный объем знаний и представление о звуковом анализе слова

Воспитатель проводит беседу , как отличить гласные от согласных звуков, звонкие от глухих.

При различении звонкого и глухого согласного педагог демонстрирует картинки. Одна изображает колокольчик (звонкий согласный), вторая- ушки закрыты ладошками (глухой согласный)

Стимулирует интерес к деятельности.

Педагог организует дидактическую игру «Звуковая молчанка»

Воспитатель произносит слоги с мягким или твёрдым согласным звуком. Дети показывают соответствующую фишку): ВУ, ЧА, ТИ, СО. ЦЕ, РЁ, НА, МЯ, ЛЮ, ЗЕ

Ветер веет над полями,
И качается трава.

Облако плывет над нами,
Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Дети вспоминают, что звуки бывают гласные и согласные.

Рассказывают, что при произношении гласного звука струя воздуха не встречает преграду, проходит свободно, а при произношении согласного воздух встречает преграду: губки, зубки, нёбо.

Дети показывают способ узнавания звонкого и глухого согласного звука. (Произносим звук, ладошку кладём на горлышко. Если горлышко звенит-звук звонкий, если молчит-глухой)

Дети подбирают фишку для обозначения твёрдого или мягкого согласного звука и показывают воспитателю

Дети развёрнуто объясняют свой выбор.

Дети выполняют движения:

плавно качают руками над головой.

Потягивания — руки вверх.

Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.

Беседа по картине

Звуковой анализ слова

Воспитатель обращает внимание детей на картину . которая висит на доске . Проводит беседу по картине «Зима» Привлекает детей к обсуждению картины.

-Какое время года изображено?

-Чем занимаются дети? Составьте предложения о занятии детей по схеме.

Приглашает их назвать слова на звук «С» на этой картине

Организует подбор слов-признаков к слову СНЕГ: (белый, пушистый, мягкий, холодный, колючий)

Подводит детей к тому, что сейчас они послушают , как звучит слово «САНИ» и узнают, какие звуки спрятались в этом слове.

Организует звуковой анализ слова у доски. «САНИ» на доске.

Произносят слово САНИ.

Какой первый звук в слове С-С-САНИ? ( С-согласный, твёрдый, глухой)

Ставит синюю фишку

Какой второй звук ? СА-А-А НИ ( А)-гласный

Ставит вторую фишку красную.

Какой третий звук? САНЬ-НЬ-НИ ( согласный, мягкий, звонкий)

Обозначаем фишкой зелёного цвета.

Какой последний звук?

САН-И-И-И

Обозначаем красной фишкой

Воспитатель предлагает посчитать все звуки в слове и назвать их.

Сколько в слове гласных?

Сколько слогов?

Вместе с детьми прохлопывает слово СА-НИ

Предлагает вспомнить, как определить ударный слог.

Сколько согласных? Какие согласные?

Сколько всего звуков в слове ?

Предлагает назвать все звуки по порядку.

Воспитатель подводит детей к мысли, что сейчас они проводили звуковой анализ слова. Учились последовательно называть звуки в слове. Высказывает похвалу детям.

Рассматривают картину.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Составляют предложения по схеме из 3 слов.

Называют эти слова: снег, снегирь, сани.

Дети дают развёрнутые ответы, подбирают прилагательные. Работают фронтально.

У доски работает один ребёнок, остальные работают за столами.

На доске один ребёнок составляют звуковую схему слова САНИ с помощью товарищей и воспитателя

С-С-САНИ? ( С-согласный, твёрдый, глухой) ставит синюю фишку

СА-А-А НИ ( А)-гласный

Ставит вторую фишку красную

САНЬ-НЬ-НИ ( согласный, мягкий, звонкий) Обозначает фишкой зелёного цвета.

Ребёнок называет гласный звук и выкладывает красную фишку.

Дети подсчитывают количество звуков и показывают воспитателю карточку с цифрой 4.

Вместе по фишкам прочитывают слово.

Ребята называют количество гласных 2, называют сами гласные звуки А, И.

Идивидуальные ответы детей:

два гласных,

два слога.

Вспоминают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Проверяют себя прохлопыванием слова СА-НИ.

Дети «зовут» слово СА-А-А-АНИ !

Индивидуальные ответы: ударный слог СА.

Тоже два. Один твёрдый, другой мягкий.

Дети подсчитывают количество звуков (фишек) Показывают карточкой 4.

Называют звуки по порядку: С, А, НЬ, И

Артикуляционная гимнастика

Педагог предлагает детям показать Мише и Маше, как правильно нужно тренировать язычок, губки, щёчки , чтобы звуки получались красивыми.

Организует артикуляционную гимнастику: «Хоботок»

Улыбается ребёнок, хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот.

«Улыбка»

Широка река Нева, и улыбка широка.

Зубки все мои видны от краёв и до десны.

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Дети внимательно слушают и повторяют за воспитателем движения язычком и губами.

Делают движения губами вперёд.

Держат губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Учатся спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка

Этап практического решения проблемы

Игры со звуками

Овладение действиями, способами решения проблемы

Педагог сообщает детям, что все звуки очень любят играть, любят прятаться в словах. Вот медвежата Миша и Маша никак не могут найти звуки. Воспитатель просит детей помочь медвежатам.

Педагог организует дидактические игры со звуками.

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком Ж» : лужа, дорога, живот, ножницы , кровать , жук, молоток.

Игра «Где в слове звук живет -определить позицию звука Р в слове. (в конце, в середине или в начале слова): река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор.

Игра «Подбери картинку к схеме»: кот, лось, лиса, белка

Миша и Маша перепутали все картинки и схемы. Надо всё исправить. Воспитатель обращается к детям индивидуально, согласно его знаниям, за помощью героям. Поощряет доказательные ответы детей.

Дети помогают героям находить звуки в словах, давать им правильную характеристику.

Находят на слух звук Ж и обозначают его хлопком.

На звуковой линеечке дети выкладывают фишку там, где слышат звук Р. Работают самостоятельно. Проверка фронтальная.

На доске картинки и схемы к ним. Дети подбирают к каждой схеме свою картинку.

По одному выходят к доске и выполняют задание. Остальные проверяют правильность выполнения.

Дети учатся различать звуки последовательно в словах, доказывать свой выбор.

3.

Заключитель-

ный этап

Обобщить итоги занятия

Педагог проводит рефлексию: «Чем занимались? Кому оказывали помощь?

Что узнали нового? Что было сложным? Что понравилось?

Направляет свои вопросы на упорядочивание полученных знаний.

Участвуют в подведении итогов. Высказывают свои выводы о занятии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие».

Технологическая карта  непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие».МКОУ Квитокская СОШ №1.Старшая группа.Воспитатель Велигдус Ольга Викторовна.Тема: «Путешествие в страну Кра...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Организованная образовательная деятельность: Речевое развитие «В стране добрых слов».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с культурой общения, необходимостью уважительного отношения к окружающим....

Технологическая карта мероприятия НОД по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Образовательная область: «Речевое развитие», художественная литература.Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев...