Организация образовательной деятельности по плаванию с детьми ОВЗ»
методическая разработка по физкультуре

Регулярные занятия плаванием являются мощным закаливающим фактором, содействуют разностороннему развитию физических качеств ребёнка, положительно влияют на формирование его личностных качеств, стимулируют деятельность жизненно-важных систем детского организма (нервная, сердечно- сосудистая, дыхательная), значительно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата.

Одной из задач «Стратегии развития образования ХМАО- Югры до 2023 года» является внедрение адаптивных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Плавание является одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а в частности у слабослышащих детей и детей с тяжёлыми нарушениями речи, обучение которому способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков – передвижению в воде. Эффективность обучения плаванию зависит, прежде всего, от знаний общетеоретических закономерностей обучения и воспитания детей с данной патологией, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе. У детей с патологией слухового анализатора  ограничен доступ звуковых раздражителей и как следствие возникают нарушения в речевом развитии.

 По мнению многих авторов (Бурлаковой Маргариты Константиновны,  Власенко Игоря Тихоновича)-  двигательные действия играют большую роль в развитии речи. Ведь уже с детского возраста, у страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности по плаванию с детьми ОВЗ»

Регулярные занятия плаванием являются мощным закаливающим фактором, содействуют разностороннему развитию физических качеств ребёнка, положительно влияют на формирование его личностных качеств, стимулируют деятельность жизненно-важных систем детского организма (нервная, сердечно- сосудистая, дыхательная), значительно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата.

Одной из задач «Стратегии развития образования ХМАО- Югры до 2023 года» является внедрение адаптивных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Плавание является одним из наиболее действенных методов коррекции физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а в частности у слабослышащих детей и детей с тяжёлыми нарушениями речи, обучение которому способствует улучшению качества здоровья, коррекции психического развития, совершенствованию личностных качеств ребенка и освоению одного из основных жизненно важных навыков – передвижению в воде. Эффективность обучения плаванию зависит, прежде всего, от знаний общетеоретических закономерностей обучения и воспитания детей с данной патологией, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе. У детей с патологией слухового анализатора  ограничен доступ звуковых раздражителей и как следствие возникают нарушения в речевом развитии.

 По мнению многих авторов (Бурлаковой Маргариты Константиновны,  Власенко Игоря Тихоновича)-  двигательные действия играют большую роль в развитии речи. Ведь уже с детского возраста, у страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.

При обучении навыкам плавания детей с нарушением слуха и речи решаются те же общие задачи, что и у слышащих детей. Но есть также группа специальных задач, которая включает:

- оздоровительные, требующие большего внимания, в связи с ослабленностью организма;

- коррекционныенаправленны на преодоление недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционно- оздоровительные задачи на занятиях по плаванию с детьми с ТНР.

Развитие динамической координации движений, укрепление  мышечного корсета - формирование правильной осанки и укрепление мышц свода стоп - совершенствование мелкой моторики.

Развитие дыхательных мышц (диафрагмальное и фонационное      дыхание),  мышц плечевого пояса, укрепление мышц передней стенки живота и спины.

         Совершенствование функций  вестибулярного аппарата: точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве.

         Совершенствование психических функций ребенка, развитие произвольного внимания,

 Развитие эмоционально-волевой сферы (создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни), снятие психологического напряжения.

Воспитательные задачи:

Развитие выносливости, целеустремленности, настойчивости в достижении цели - научиться навыкам плавания, повышение самооценки ребенка.

Обучение правилам безопасности на воде.

Работая в бассейне с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха и речи необходимо учитывать черты, свойства и качества детей, обусловленные возрастными особенностями, а так же специфики определённой патологии. При работе со слабослышащими детьми используется опыт коллег, которые выделяют множество особенностей обучения плаванию данных занимающихся.

- Инструктаж по ТБ на каждом занятии.

 - При объяснении предлагаемого материала его доступность должна обеспечиваться многообразием применяемых наглядных пособий, выразительной артикуляции, показ упражнений в замедленном движении, показ под разным ракурсом, использование различных зрительных ориентиров, игрушек, спортивного инвентаря.

- Показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением.

- Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.

- Для освоения с водой применяются подводящие упражнения, игры и  игровые упражнения, различные эстафеты.

- Для психологической поддержки и мотивации при обучении двигательным действиям в воде необходимо использовать индивидуальный подход с положительной оценкой (поощрением).

- Необходимо уделять внимание обучению выдоху в воду и задержке дыхания для развития дыхательных мышц.

- Игры и игровые ситуации на координацию движения и речи.

- Использовать упражнения для развития пространственной ориентации.

- Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. Работа с картинками и схемами, изображающие плавательные действия.

В условиях водной среды трудно объяснять детям всё на словах. Красочные картинки привлекают внимание детей, вызывает у них заинтересованность в выполнении упражнений, помогают запомнить последовательность выполнения двигательных действий на конкретном занятии по плаванию.  Каждая картинка ассоциируется с определённым плавательным действием, упражнением. Облегчает инструктору работу в проведении занятий в условиях нашего бассейна и в работе с детьми с нарушением слуха и речи.

При работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи большое внимание уделяется развитию дыхания, укреплению так называемых дыхательных мышц (межреберные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, а также гладкая мускулатура бронхов и легочной ткани). Применяются упражнения для укрепления мышц живота, спины, верхнего плечевого пояса.

1) Упражнения на развитие фонационного дыхания - длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик), длительный продолжительный выдох под водой с головой (чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше).

2) Упражнения на развитие диафрагмального дыхания - удерживать надутым животом, лежа на спине, резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть.

3) Упражнения на развитие фонематического восприятия - 4 обруча на воде, инструктор произносит гласную, дети произносят с инструктором  звуки, дети гуляют между лежащими на воде обручами, услышав определённый звук, ныряют под обруч-домик.

4) Упражнения на координацию движений и речи - «медвежонок Умка».

5) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна) - дети лежат на спине под головой «нудл» или лежат в нарукавниках, в кругах, напрягают мышцы под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабили.

  6) Упражнения на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках и т.д. Под быстрое сопровождение музыки работают быстро ногами (кроль) под медленный темп медленно - танцы на воде.

7) Упражнения на развитие произвольного внимания - 2 команды (4+4) вдоль дорожки стоят лицом к друг другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит), дети первой команды повторят упражнение, а вторая команда  выполняет противоположное (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз, поднять левую ногу – закрыть левый глаз, поднять правую ногу и т.д.). Если команда ошибается, то выполняется любое упражнение.

8) Упражнения на развитие мимической моторики - стоя, лежа, лить воду из ведёрка себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы). Воду не глотать!

9) Упражнения на развитие мышц мелкой моторики а) в статике - сжимаем резиновые игрушки, опускаем под воду, брызгаемся, сопровождая речью; б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).

10) Упражнения на развитие действий в пространстве (по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: нырнуть за игрушкой, взять на правом бортике синие кольцо, поставить на место и т.д.)

11) Укрепление сводов стоп – плавание в ластах.

 

Занятия плаванием являются неотъемлемой частью коррекционно- оздоровительной работы дошкольного учреждения с детьми ОВЗ. Дальнейшая работа в данном направлении позволит  увидеть результаты деятельности инструктора по плаванию и наметить дальнейшие пути внедрения адаптивных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это жизнь ребенка, его восприятие действительности, его эмоции, его главная работа. В игре ребенок отражает реальность, ...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Роль физкультурных праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста

Роль физкультурных праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющи...

Патриотическое воспитания через всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитания через всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста...