Конспект ООД по развитию речи "Составление рассказа по картине "Золотая осень""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Володина Надежда Валерьевна

Данный конспект предназначен для проведения занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_5.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 134»

КОНСПЕКТ ООД

по развитию речи

в подготовительной  группе

Тема: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине

 «Золотая осень»»

Выполнила: воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 134»

Володина Надежда Валерьевна

                                                      г. Дзержинск

2023 г.

Цель : продолжать  формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:  учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы, уточнять и расширять словарь по теме «Осень»;

развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа;

Познавательное развитие: воспитывать  эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края;        

Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.

Физическое развитие: развитие двигательной активности детей.

Способы: активизирующее общение педагога с детьми, сюрпризный момент, художественное слово, физкультминутка, загадки, дидактическая игра, рассказывание по картине.        

Предварительная работа: экскурсия осенью в палисадник ( на территории детского сада), рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Осень», чтение стихотворений, рассказов, загадок, наблюдения  на прогулке.

Средства: сюжетная картина по теме «Золотая осень», использование средств ТСО.

Дифференцированный подход: дети первой подгруппы собирают осенние листочки из 6 частей, а второй подгруппы-из 8 частей.

        ХОД  ООД :

Организационный момент:

Дети под музыку «Осенние дорожки» (О. Полякова, В. Орлова) заходят в зал, встают в круг.

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение:

Плащ  золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет дожди и туманы…

 О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: «Об осени ».

Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим с вами об осенней поре. Побываем в царстве золотой осени (присаживайтесь на стулья).

Основная часть:

Игра на внимание «Да или нет».

- Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы «да» или «нет».

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Колючий ветер прилетает?

- Туманы осенью плывут?

- Ну а птицы гнезда вьют?

- А букашки прилетают?

- Звери норки закрывают?

- Птичьи стаи улетают?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать).

Молодцы, вы были очень внимательны. А ещё Осень приготовила вам загадки:

1. Слетают с ветки золотые монетки (осенние листья).

Какие листья бывают осенью? (золотые, желтые, багряные, коричневые)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает? (ветер)

Какой ветер осенью? (холодный, колючий, порывистый, принизывающий)

3. Сито большое, сито – голубое (небо) Какое небо осенью? (темное, облачное, серое, пасмурное, хмурое, покрытое тучами)

4. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним-  прочь бегут (дождь)

Дождь, какой осенью? (холодный, моросящий, мелкий, осенний)

Чем пахнет осень? (грибами, хвоей, прелыми листьями)

А сейчас пойдем на осеннюю полянку и отдохнем.

Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели,

И на землю снова сели. (Дети садятся «на полянке»).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько листочков на поляне. Кленовых, берёзовых. Я    предлагаю вам собрать листочки из частей.

Дидактическая игра «Собери листок».

Все листики в сборе. Молодцы!

(воспитатель вносит картину)

- Ребята, обратите внимание, какую красивую картину подарила нам осень.

(воспитатель показывает картину).

- Рассмотрим её.

- Какое время года изображено на картине? (золотая осень)

- Как вы догадались? По каким приметам?

- Какие стоят деревья в лесу?

- Что же происходит с травой, цветами? (цветы вянут, трава желтеет)

- Что еще изображено на картине? (река)

- Что можно сказать о ней? (река  кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

- А кто стоит на берегу реки? (на берегу реки стоят рыбаки).

- Как одеты рыбаки?

- Что вы еще видите на картине? (птиц).

- Что делают птицы? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края).

- А что делают звери в лесу? (звери меняют шубки летнюю  на зимнюю).

- Посмотрите вдалеке за лесом деревня, там живут люди.

- Что делают люди осенью в деревне? (убирают урожай овощей и фруктов).

- В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».

Послушайте мой рассказ:

«Наступила осень. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучи, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но еще много осенних цветов. Листья на березе совсем пожелтели, на осинке они стали красными, только елочки да сосны зеленые. Люди одеваются в теплые куртки, пальто, сапоги. Жизнь животных изменилась: еж залегает в зимнюю спячку до весны, зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы спрятаться от лисы на снегу. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди убирают урожай в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы. Осень-это не только холодная, но и красивая и богатая пора.

- Я предлагаю составить свой рассказ по картине.

(заслушивает  рассказы 2-3 ребят, по необходимости - помогает.)

Рефлексия:

- Молодцы, вы  составили очень красивые рассказы. Я думаю, Осени они очень понравились. А вам понравилось в гостях у Осени? Что особенно понравилось? Кто хотел бы пойти в гости к Осени ещё , прошу приклеить возле картины вот эти  золотые листочки.

Осень приготовила вам сюрприз. За то, что вы так старались, были внимательными, она угощает вас своими дарами - ароматными яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме:Составление описательного рассказа путешествие в «Осеннюю сказку».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе....

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" Составление рассказа по картине «Осень» в средней группе

Тема: Составление рассказа по картине «Осень»Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстет...

Конспект НОД по развитию речи "Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек".

Цель: приобщать детей к восприятию поэтической речи; активизировать словарь детей; вызывать в детях желание рассказывать стихи....

Конспект НОД по развитию речи "Рассказ про животных" для старшей группы

Цель: создание условий для формирования умения у детей составлять описательные рассказы о животных, используя мнемотаблицу.Образовательные задачи:- способствовать формированию у детей навыка использов...

Конспект НОД по развитию речи «Рассказ о животных»

Тема НОД «Рассказ о животных» Цель: Формировать умение составлять  сюжетный рассказ по сюжетным картинкам.Программные задачи Образовательные: -упражнять детей в составлении ...

Конспект НОД «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Цель: учить детей рассказывать, ориентируясь на план.Задачи:1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них коротки...