" Беседа о русском народном творчестве"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_russkom_narodnom_tvorchestve.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
«Беседа о русском народном творчестве»
Программное содержание:
- дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;
- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);
- дать различие между народной и авторской сказками;
- инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты;
- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;
- прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Ход занятия
Звучит музыка в зал входят дети.
Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.
- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)
- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)
- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского)
- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)
Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Дети: Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).
- Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».
- А какие загадки знаете вы?
1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,
Длинное ухо, Для других ужасно злой.
Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.
Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)
3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка
Возле сосен и берёз. Обманывает ловко
А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка
От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт (лиса)
5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)
7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)
9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)
В нашей группе есть:
Две Сони –
Раскрасавицы они,
И, конечно же, есть Даша –
Она словно кукла наша.
Есть и Таня, Коля, Маша,
Лера, Тася и Руслан,
Рома, Гриша и Богдан,
Вика и Ирина,
Не забудем и про Диму.
Сколько в группе есть ребят?!
Есть и Юля – хохотушка,
Наша Ксюша – веселушка.
Спокойный и серьёзный
Мы скажем про Арсения,
Есть тихая и скромная
Девочка Есения.
Есть ещё и Ярослав
Умный, добрый мальчик наш
Есть у нас ещё Алёнка
Очень милая девчонка
Аня и Екатерина
Вы никем не заменимы!
Нету только лишь Акульки,
Она маленькая, в люльке;
Нет у нас Матрёнки,
Она крошечка – в пелёнке.
Нет Аринки на перинке,
Нет Ивана, Фёдора.
Кого нет, не перечесть!
Я люблю того, кто есть
Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Давайте в потешку поиграем.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Все водят хоровод, приплясывают и поют:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса: Похвалялась лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялся коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола,
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка –
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.
- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).
Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:
«Тары – бары, растабары!
У Варвары куры стары!»
- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).
А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою!
- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Конспект представлен о многообразии видов устного народного творчества с их различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
"Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"
Консультация для родителей...
"Беседа о русском народном творчестве"
Закрепить знания детей об устном народном творчстве. Выявить знания потешек, пословиц,загадок. Формировать правильную устную речь на основе овладения детьми языка своего народа. Инсценировать потешки ...
Конспект занятия по развитию речи «Беседа о русском народном творчестве»
Конспект занятия по развитию речи "Беседао русском народном творчестве."...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...