Дидактические игры по обучению грамоте для детей 6-7 лет
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Данилова Екатерина Викторовна

Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 6-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям логопедам, родителям в работе с дошкольниками.

Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.

Задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений; чтение слов, предложений;
  • развивать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать графические навыки, умение выполнять работу в соответствии с инструкцией, произвольное внимание.
  • развивать зрительное внимание, умение сосредоточиться, зрительную память.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.

Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.

Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.

Использование перфокарт позволяет:

  • закрепить пройденный материал;
  • оперативно проверить усвоение материала;
  • развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, внимание; - учитывать индивидуальные особенности дошкольников.

Проверка:

  • самостоятельно;
  • парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
  • фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.

Перфокарты могут быть использованы:

  • педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
  • педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву».

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дидактическая игра «Твердый-мягкий».

Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь], [л]—[ль].)

Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.

Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове».

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слоги».

Цель: совершенствование навыков слогового анализа.

Вариант 1.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

Вариант 2.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу».

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке».

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.

Дидактическая игра «Угадай слово».

Цель: совершенствование навыков чтения слов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось».

Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Найди схему предложения».

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении».

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ

Презентация на тему: "Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ"...

«Дидактические игры по обучению грамоте слабослышащих детей посредством лего-конструирования»

В данной статье представлены дидактические игры для детей с нарушением слуха ....

Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшей группы

Закреплять знания о гласных и согласных звуках.Развитие умений определять количество слогов в слове....

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста".

Дидактические игры по обучению грамоте  детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...