Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Виданова Наталья Витальевна

Дидактические игры по обучению грамоте  детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_obuchenie_gramote.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка 
«Дидактические игры по  обучению грамоте  

детей   старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных детьми   знаний.

Дидактические игры решают две важных задачи:

- способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы;

 -решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игры  по обучению грамоте способствуют развитию у детей познавательных процессов, определяющих успешность учебно-воспитательного процесса.

Игра помогает:

- сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний,

- стимулирует познавательную активность ,

-вызывает   положительные эмоции у дошкольников.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход игры:

На столах у детей лежат карточки. У педагога – карточка с изображением карандаша.

 Воспитатель: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш».

 Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш».(Ш)

-Кто из вас найдет предмет с таким названием на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или в конце).

Ход игры:

На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы.

-Какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов.

-Правильно – звук «А».

- Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель.

 – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.

А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).

Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине).

Ход игры:

 Ведущий раздает детям по одной карточке с тремя решотками. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове.

Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Кто быстрее соберет вещи»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «р»-«л», «с»-«ш».

Ход игры:

Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш» (свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, костюм, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка).

Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш».

Игра «Собери букет»

Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;

развивать внимание, мышление, память.

Ход игры:

Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной окраски. Объясняет: «Сегодня мы будем составлять букеты из разных цветов разной окраски.

-В вазе, на картинке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии которого есть звук «л»(белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый).

-В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р»(красный, оранжевый, серый, сиреневый, розовый, сиреневый). 

Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).

Игра «Найди слово в слове»

Цель: Обогащать словарный запас детей;

развивать внимание, память, мышление, умение работать в группе.

Ход игры:

Дети делятся на 2-3 команды, каждой из которых раздаются карточки со словами. Педагог просит детей найти в данных словах другие слова и записать их рядом.

Кобра (кора); краска (каска); скот (кот); корм (ком); кочки (очки); кустарник (куст); китель (кит, ель); кисель (ель, сел); кров (ров, вор); крапива (ива, рак); краны (раны, рак); крот (кот, рот, ток); клен (лен); экран (кран).

Выигрывает та команда, которая найдет больше слов, когда будет дан сигнал об окончании игры.

Игра «Любопытный воспитатель»

Цель: Развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение четко отвечать на поставленный вопрос.

Ход игры:

 Педагог задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на изучаемую букву. Например (буква М):

-Что ты любишь из еды? (Мороженое, молоко, мед)

-Куда ты любишь ходить? (В музей)

-Какие вывески на звуком «М», в названиях магазинов  и учреждений, можно встретить на улице?(Милиция. Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо.)

-Какие профессии со звуком «М» вы знаете? (Музыкант, маляр, медсестра, милиционер)

-Какие города со звуком «М» вы знаете?(Москва, Минск, Мурманск)

-Какие имена со звуком «М» вы знаете? (Марат, Маша, Мадия, Миша)

Игра «Садоводы - любители»

Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги;

закрепить в словаре детей названия цветов.

Ход игры:

Педагог предлагает детям посадить цветы на клумбу. Раздает им открытки с изображением цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками.

Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»:

в первую, верхнюю бороздку – цветы, названия которых состоят из двух слогов. (роза, лютик, тюльпан, пион, астра, нарцисс, ирис.)

В среднюю – цветы, с названиями, состоящими из трех слогов.( ромашка, лилия, василек, гвоздика)

 В нижнюю –с названиями из четырех слогов  (незабудка, колоколъчик, хризантема, гладиолус).

Воспитатель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом – в среднюю и, наконец, - в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Игра «Найди слово - помощник»

Цель: Закрепить у детей умение находить предлоги; развивать внимание, мышление.

Ход игры:

Воспитатель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении дети определяют знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Игра «Куда спрятался?»

Цель: Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи, грамотно составлять словосочетания; развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

Игра «Вылечи высказывание»

Цель: Упражнять детей в правильном подборе предлогов в словосочетаниях; развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Ход игры:

1Вариант

Воспитатель предлагает на слух высказывание без предлогов.

 Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

… гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

2 Вариант

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.


Игра «Внимательные покупатели»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки;

развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на своем столе различные картинки в названиях которых есть звуки [к]  и [м].

- Вы пришли в магазин игрушек. Выберите игрушки которых начинаются на звук [к] или [м]. 

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

Игра «Рассели животных»

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Ход игры:

Воспитатель вывешивает на доску домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных

тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход игры: педагог произносит предложение. Дети называют последнее

слово и с ним же придумывают новое предложение.

Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети , сейчас вы

будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

«Зоопарк»

Цель: развитие связной речи.

Ход игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг

другу.

 Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она

укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Назови три слова"

Цель: активизация словаря

Ход игры: Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди

задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить?

 -Что можно читать?

-Чем можно рисовать?

-Что может летать?

-Что может плавать?

-Что (кто) может скакать? И т. д.

«Кто запомнит больше слов со звуком «С»

Читать 2 раза.

 Первый раз – для осмысления текста; второй – для запоминания слов с заданным звуком.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усталый сам, спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес.

Смолкли скрипы, песни, смех.

Сон в страну свою унес всех.

«Найди общий звук»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах,

развивать фонематический слух, развивать логическое мышление.

Ход игры: Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть

отрабатываемый звук, испрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В).

«Упрямые звуковички»

Цель: формировать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки,

умение находить парный звук заданному звуку.

Педагог называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку.

Поймав

мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч

взрослому.

Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ –

большого«братца», т.е. твердую пару названного звука.

Например: ВЬ-В, КЬ-К.

Упражнение «Звук заблудился»

Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Ход игры: педагог читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать,

какой звук «заблудился», в каком слове допущена ошибка.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

Дети определяют, что в слове лев заблудился звук С.

 Вместо слова «лев» надо сказать лес.

«Найди лишнее слово»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах,

развивать фонематический слух, развивать логическое мышление.

Ход игры: В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его

нет. Ребенок должен найти это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

«Любопытный»

Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы только словами с

заданным звуком.

Ход игры: на любой вопрос взрослого ребенок может называть только те

слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был? – На балконе.

- Кого видел? – Бульдога.

- Куда собираешься? – В булочную.

- Что будешь покупать? – Баранки.

- Куда поедешь? – В Бразилию.

- Что на тебе надето? – Блуза.

- Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

«Истории про Звукоедика»

Цель: Формировать умение детей определять пропавший звук в слове

(первый или последний).

Ход игры: Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях

- фруктов: …руша, …ерсики т.п.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод,

деревьев:

- сыроежк…, сосн…  лис….

Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.

До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.

«Подарки лесным зверюшкам»

Цель: Формировать умение детей называть слова с заданным звуком,

находить картинки на заданный звук.

Ход игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим

друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;

лисенку – леденец, лежак и лейку;

лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и

Чебурашке?

«Цепочка»

Цель: Формировать умение детей определять место звука в слове.

Ход игры: ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они

видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета был стал первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом

на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд

предметов, чтобы получилась цепочка.

«Звуковая пирамидка»

Цель: формировать умение детей определять количество звуков в словах.

Ход игры: педагог демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов,

выполненный на листе бумаги.

 В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок.

В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2.

Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.

Воспитатель поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок.

В самом верху у нас должны быть картинки с короткими

названиями, состоящими всего из двух звуков,

 ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков.

В основании пирамиды должны быть помещены картинки с

названиями из пяти звуков».

Педагог вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания.

Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество

звуков.

Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд

(от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд».

Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место.

В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В

конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная

пирамида.



 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/41248_d2f2857a22db7c03a38b789617db92e0.jpg.jpg




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обучение рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Данное пособие направлено на работу с ребенком по изучению основ изобразительного языка. Пособие иллюстрировано рисунками-заданиями по каждой теме с последующим усложнением материала....

Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой "языковой одарённости", особой восприимчивости к звуковой сторо...

Методическая разработка "Игры с песком" для детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком пробуждает у детей интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности, к образовательной деятельности. Усовершенствует у детей координацию движений мелкой моторики. Развивает с...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...