«Дидактические игры по обучению грамоте слабослышащих детей посредством лего-конструирования»
статья по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Александрова Ольга Геннадьевна

В данной статье представлены дидактические игры для детей с нарушением слуха . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               Александрова Ольга Геннадьевна

учитель – логопед,

Хасанова Раиса Раисовна

 учитель – дефектолог

МБДОУ Д/С №17 «Ромашка»

Пермский край,

г. Чайковский

                                  «Дидактические игры по обучению грамоте

 слабослышащих детей посредством лего-конструирования»

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) недостатками развития, детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха нуждаются в особой организации воспитательно-образовательного процесса: программе и содержании программного материала, в использовании форм и методов обучения. В основе работы, в том числе, и по обучению грамоте со слабослышащими детьми применяется метод глобального чтения и дактиль технология (азбука глухих). Данные технологии позволяют развивать у детей понимание речи через узнавание написанных слов, не вычленяя отдельных букв.       

Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в психомоторном и коммуникативном развитии. В связи с этим, детям с нарушением слуха необходимы особенные игрушки, которые могли бы тренировать ребёнка и развивать его.

Одной из таких игрушек является конструктор Лего. Лего – одна из самых популярных и распространенных педагогических систем, способствующих обучению и развитию ребенка. Целью использования лего-конструирования в работе с детьми с нарушениями слуха является овладение навыками глобального чтения по обучению грамоте, а также совершенствование остроты тактильных качеств у детей, развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

Предлагаем дидактические игры, которые могут использоваться педагогами в дошкольных учреждениях и в семьях для обучения грамоте слабослышащих детей.

                                       Дидактическая игра «Составить слово»

 G:\МО Легоконструирование\проект лего\Yzn66uZqyqE.jpg

Цель: обучение устно-дактильному чтению слов по лексической теме: «Фрукты».

Оборудование: лего-конструктор, на которых представлены дактильные изображения букв.

Ход игры: Педагог показывает детям картинку и просит прочитать устно-дактильно ее название. После прочтения детям предлагается собрать из лего-конструктора слово целиком. После того как ребенок собрал слово, он вместе с педагогом прочитывает его устно-дактильно.

 

                                     

                                  Дидактическая игра «Найди картинку»

   G:\МО Легоконструирование\проект лего\5VISI03czBk.jpg   G:\МО Легоконструирование\проект лего\eHYQI3RpI00.jpg

Цель: совершенствование у детей с нарушением слуха навыка глобального чтения слов по лексической теме: «Фрукты».

Оборудование: лего-конструктор, картинки с изображением фруктов «банан», «яблоко», «груша», «апельсин», таблички слов: БАНАН  ЯБЛОКО  ГРУША  АПЕЛЬСИН.

Ход игры: Педагог говорит и показывает табличку: БУДЕМ ИГРАТЬ. Затем предлагает задание на табличке: НАЙДИ КАРТИНКУ. Ребенок вместе с педагогом устно-дактильно прочитывают табличку и соединяют картинку с табличкой. Если ребенок соединил неправильно, то можно снова прочитать с ребенком слово устно-дактильно и попросить выполнить задания еще раз.

                         

                                  Дидактическая игра «Составь предложение»

G:\МО Легоконструирование\проект лего\NRyRoACkKlY.jpg  G:\МО Легоконструирование\проект лего\D8TDQF8rEj8.jpg

Цель: совершенствование у детей с нарушением слуха навыка глобального чтения предложения.

Оборудование: лего-конструктор, картинки: «апельсин» «папа» «купил», таблички слов: АПЕЛЬСИН   ПАПА   КУПИЛ.

Ход игры: Педагог показывает ребенку табличку, сообщая о том, чем будут заниматься: БУДЕМ ИГРАТЬ. Затем предъявляет табличку, сообщая задание: СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На деталях конструктора закреплены слова: АПЕЛЬСИН ПАПА  КУПИЛ  и картинки «апельсин» «папа» «купил». Из предложенных деталей конструктора ребенок составляет предложение.

Вариант 1: Педагог выкладывает детали конструктора со словами: ПАПА КУПИЛ АПЕЛЬСИН, а ребенок подставляет картинки: «папа» «купил» «апельсин».

Вариант 2: Педагог выкладывает картинки в заданной последовательности «папа» «купил» «апельсин», а ребенок подставляет слова: ПАПА КУПИЛ АПЕЛЬСИН.

Вариант 3: Педагог произносит предложение, а ребенок выкладывает слова и подбирает картинки.

                                     

                                          Дидактическая игра «Цепочка слов»

               G:\МО Легоконструирование\проект лего\NbszumhQwwI.jpg         G:\МО Легоконструирование\проект лего\6NXUE_0KxcY.jpg           

Цель: совершенствование у детей с нарушением слуха навыка глобального чтения слов.

Оборудование:  лего-конструктор, картинки: «охранник» «кресло» «осел» «лоб» «башня» «ястреб», таблички слов: ОХРАННИК  КРЕСЛО  ОСЕЛ  ЛОБ  БАШНЯ  ЯСТРЕБ.

Ход игры: Педагог показывает ребенку табличку, сообщая о том, чем будут заниматься: БУДЕМ ИГРАТЬ. Затем предъявляет табличку, сообщая задание: СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ СЛОВ. На деталях конструктора закреплены слова:  ОХРАННИК  КРЕСЛО  ОСЕЛ  ЛОБ  БАШНЯ  ЯСТРЕБ и картинки «охранник» «кресло» «осел» «лоб» «башня» «ястреб».

Вариант 1: Педагог берет слово ОХРАННИК, проговаривает вместе с ребенком, обращает внимание на последнюю букву в слове – К. Затем, ребенок подбирает следующее слово, которое начинается на заданную букву – К. Проговаривает слово КРЕСЛО, обращая внимание снова на последнюю букву. Таким образом, выстраивается цепочка слов. Далее подбираются картинки к словам, выстраивая цепочку картинок.

Вариант 2: Педагог берет слово ОХРАННИК, ребенок подбирает картинку. Затем педагог прочитывает вместе с ребенком слово, обращая внимание на последнюю букву в слове – К. Затем, ребенок подбирает следующее слово, которое начинается на заданную букву – К и картинку. Прочитывает слово КРЕСЛО, обращая внимание снова на последнюю букву. Таким образом, выстраиваются цепочки слов и картинок.

 

 

Литература:

  1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. —160 с.
  2. Головчиц Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста / Сб.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1984. - С. 102-121.
  3. Головчиц Л. А. Формирование словарного состава речи глухих дошкольников / Сб.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1980. - С. 88-96.
  4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 260 с.
  5. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. - 1993. - №4. С. - 23-29.
  6. Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. - 1996. - № 4. - С. 15-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:«Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного участка».

МБДОУ детский сад № 11 «Родничок»     Проект  на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-...

Доклад на тему: «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»

Доклад на семинаре для воспитателей. Доклад посвящен  вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр...

Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ

Презентация на тему: "Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ"...

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...

Доклад на семинаре для воспитателей на тему «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»

Доклад посвящен  вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр....

«Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»

laquo;Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»Конструирование теснейшим образом связано с чувствительным и интеллектуальным развитие...

Дидактические игры по обучению грамоте детей 5-6 лет

Речевые игры с применением ТРИЗ технологий....