«Дидактические игры по обучению грамоте слабослышащих детей посредством лего-конструирования»
статья по обучению грамоте (средняя группа) на тему
В данной статье представлены дидактические игры для детей с нарушением слуха .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Александрова Ольга Геннадьевна
учитель – логопед,
Хасанова Раиса Раисовна
учитель – дефектолог
МБДОУ Д/С №17 «Ромашка»
Пермский край,
г. Чайковский
«Дидактические игры по обучению грамоте
слабослышащих детей посредством лего-конструирования»
В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) недостатками развития, детей с нарушением слуха.
Дети с нарушением слуха нуждаются в особой организации воспитательно-образовательного процесса: программе и содержании программного материала, в использовании форм и методов обучения. В основе работы, в том числе, и по обучению грамоте со слабослышащими детьми применяется метод глобального чтения и дактиль технология (азбука глухих). Данные технологии позволяют развивать у детей понимание речи через узнавание написанных слов, не вычленяя отдельных букв.
Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в психомоторном и коммуникативном развитии. В связи с этим, детям с нарушением слуха необходимы особенные игрушки, которые могли бы тренировать ребёнка и развивать его.
Одной из таких игрушек является конструктор Лего. Лего – одна из самых популярных и распространенных педагогических систем, способствующих обучению и развитию ребенка. Целью использования лего-конструирования в работе с детьми с нарушениями слуха является овладение навыками глобального чтения по обучению грамоте, а также совершенствование остроты тактильных качеств у детей, развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Предлагаем дидактические игры, которые могут использоваться педагогами в дошкольных учреждениях и в семьях для обучения грамоте слабослышащих детей.
Дидактическая игра «Составить слово»
Цель: обучение устно-дактильному чтению слов по лексической теме: «Фрукты».
Оборудование: лего-конструктор, на которых представлены дактильные изображения букв.
Ход игры: Педагог показывает детям картинку и просит прочитать устно-дактильно ее название. После прочтения детям предлагается собрать из лего-конструктора слово целиком. После того как ребенок собрал слово, он вместе с педагогом прочитывает его устно-дактильно.
Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование у детей с нарушением слуха навыка глобального чтения слов по лексической теме: «Фрукты».
Оборудование: лего-конструктор, картинки с изображением фруктов «банан», «яблоко», «груша», «апельсин», таблички слов: БАНАН ЯБЛОКО ГРУША АПЕЛЬСИН.
Ход игры: Педагог говорит и показывает табличку: БУДЕМ ИГРАТЬ. Затем предлагает задание на табличке: НАЙДИ КАРТИНКУ. Ребенок вместе с педагогом устно-дактильно прочитывают табличку и соединяют картинку с табличкой. Если ребенок соединил неправильно, то можно снова прочитать с ребенком слово устно-дактильно и попросить выполнить задания еще раз.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Цель: совершенствование у детей с нарушением слуха навыка глобального чтения предложения.
Оборудование: лего-конструктор, картинки: «апельсин» «папа» «купил», таблички слов: АПЕЛЬСИН ПАПА КУПИЛ.
Ход игры: Педагог показывает ребенку табличку, сообщая о том, чем будут заниматься: БУДЕМ ИГРАТЬ. Затем предъявляет табличку, сообщая задание: СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На деталях конструктора закреплены слова: АПЕЛЬСИН ПАПА КУПИЛ и картинки «апельсин» «папа» «купил». Из предложенных деталей конструктора ребенок составляет предложение.
Вариант 1: Педагог выкладывает детали конструктора со словами: ПАПА КУПИЛ АПЕЛЬСИН, а ребенок подставляет картинки: «папа» «купил» «апельсин».
Вариант 2: Педагог выкладывает картинки в заданной последовательности «папа» «купил» «апельсин», а ребенок подставляет слова: ПАПА КУПИЛ АПЕЛЬСИН.
Вариант 3: Педагог произносит предложение, а ребенок выкладывает слова и подбирает картинки.
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: совершенствование у детей с нарушением слуха навыка глобального чтения слов.
Оборудование: лего-конструктор, картинки: «охранник» «кресло» «осел» «лоб» «башня» «ястреб», таблички слов: ОХРАННИК КРЕСЛО ОСЕЛ ЛОБ БАШНЯ ЯСТРЕБ.
Ход игры: Педагог показывает ребенку табличку, сообщая о том, чем будут заниматься: БУДЕМ ИГРАТЬ. Затем предъявляет табличку, сообщая задание: СОСТАВЬ ЦЕПОЧКУ СЛОВ. На деталях конструктора закреплены слова: ОХРАННИК КРЕСЛО ОСЕЛ ЛОБ БАШНЯ ЯСТРЕБ и картинки «охранник» «кресло» «осел» «лоб» «башня» «ястреб».
Вариант 1: Педагог берет слово ОХРАННИК, проговаривает вместе с ребенком, обращает внимание на последнюю букву в слове – К. Затем, ребенок подбирает следующее слово, которое начинается на заданную букву – К. Проговаривает слово КРЕСЛО, обращая внимание снова на последнюю букву. Таким образом, выстраивается цепочка слов. Далее подбираются картинки к словам, выстраивая цепочку картинок.
Вариант 2: Педагог берет слово ОХРАННИК, ребенок подбирает картинку. Затем педагог прочитывает вместе с ребенком слово, обращая внимание на последнюю букву в слове – К. Затем, ребенок подбирает следующее слово, которое начинается на заданную букву – К и картинку. Прочитывает слово КРЕСЛО, обращая внимание снова на последнюю букву. Таким образом, выстраиваются цепочки слов и картинок.
Литература:
- Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. —160 с.
- Головчиц Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста / Сб.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1984. - С. 102-121.
- Головчиц Л. А. Формирование словарного состава речи глухих дошкольников / Сб.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1980. - С. 88-96.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 260 с.
- Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. - 1993. - №4. С. - 23-29.
- Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. - 1996. - № 4. - С. 15-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:«Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного участка».
МБДОУ детский сад № 11 «Родничок» Проект на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-...
Доклад на тему: «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»
Доклад на семинаре для воспитателей. Доклад посвящен вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр...
Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ
Презентация на тему: "Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ"...
Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе
В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...
Доклад на семинаре для воспитателей на тему «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»
Доклад посвящен вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр....
«Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»
laquo;Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования»Конструирование теснейшим образом связано с чувствительным и интеллектуальным развитие...
Дидактические игры по обучению грамоте детей 5-6 лет
Речевые игры с применением ТРИЗ технологий....