Статья "Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи

Дмитриева Екатерина Александровна

Статья "Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmitrieva_e.a._statya.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Дмитриева Е.А., студент

Шабаева Г.Ф., канд.пед.н., доцент

РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных разделов у педагогов в работе с детьми дошкольного возраста является обогащение речевой культуры ребенка. Ведь одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе является хорошо развитая, грамотная и правильная речь. Постоянный рост объема знаний, который передается детям, требует от педагога постоянного роста собственного уровня речевой культуры. [6].

Высокий уровень речевой культуры человека включает в себя такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах детской деятельности, однако главным способом является обучение родному языку на специальных речевых занятиях.

Трудно переоценить вклад отечественных и зарубежных педагогов, который они внесли в развитие науки о речи в дошкольной педагогике. Результаты исследования лингвистов, психологов, педагогов,  предлагают оригинальные методы и приемы организации различных видов детской деятельности, направленные на формирование у них грамотной речи. При этом главным условием реализации поставленной цели является использование разнообразных педагогических технологий. (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова, Шабаева Г.Ф. и др.) [2; 5].

Одним из важных источников развития богатства и выразительности детской речи во все времена являются произведения художественной литературы, в том числе и малые фольклорные формы.

Художественная литература - это действенное и важное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на совершенствование речевой культуры дошкольников любого возраста. В различных формах художественная литература обогащает эмоции, открывает и объясняет ребенку окружающий его мир, развивает воображение, дает ребенку правильные и грамотные образцы русского литературного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, так как она имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды, песни, предания), а также малые формы (частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.

Миниатюры народного творчества - это бесценный материал, который позволяет ребёнку почувствовать язык и ощутить его мелодичность. Эти направления различны по своему воздействию: в рассказах дети познают красоту и силу слова, в стихах улавливают напевность и ритмичность русской речи и т.п. Также дети с легкостью обогащают речевой словарь за счёт того, что художественная литература содержит много всего о предметах окружающего мира, обучает детей образовывать однокоренные слова, а повторяющиеся  звукосочетания, слова, фразы, развивают фонематический  слух. [1]

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». [3].

Но, к сожалению, в веке высоких информационных технологий не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к русской народной книге. Родительское общение дошкольникам заменяет телевизор, компьютер, телефон, и прочая аудио- и видеотехника. Очень жаль, что важность художественной литературы в жизни ребенка в настоящее время недооценивается.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать любовь к книгам в ребенке, взрослые должны сами проявлять интерес к художественной литературе, знать рекомендуемые для детей дошкольного возраста книги в соответствии с психологическими и возрастными особенностями восприятия и понимания, уметь интересно и правильно беседовать о прочитанном. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание,
чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять
любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации, обогащая тем самым свою культуру речи.

На речевых занятиях, как дома, так и в образовательных организациях, есть возможность применения новых инновационных средств обучения. В качестве таких приемов, например, может быть использовано прослушивание записи литературных произведений в исполнении профессиональных артистов, а так же аудиозаписей детского чтения. Несомненно, отлично повышает качество учебного процесса показ слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений.

Использование интерактивной дидактической игры в образовательной деятельности и свободной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Это помогает закреплению у детей содержания сказок, развития коммуникативных качеств дошкольников, активизации словаря и способности к последовательному воспроизведению сюжета художественных произведений. [5]

Так же, одним из эффективных способов приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является технология ТРИЗ,  что позволяет вместе с детьми, работая с произведениями, вводить новых героев и новые обстоятельства, менять конец, придумывать сказки на основе фольклора и многое другое. (Например: «Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Коллаж из сказок», «Сказка, но по-новому», «Частица «не» и новая сказка» и т.д.) Данный способ обучения является, на наш взгляд, самым лучшим для развития речевой культуры детей дошкольного возраста.

Проектный метод, используемый в практике, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Сейчас набирает популярность проект «Буккроссинг» - это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. Цель буккроссинга в детском саду - пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. Данный проект основан на принципе «Прочитал - отдай другому».

Благодаря выше изложенным методам взаимодействия с детьми и родителями стало возможным оказать заметное влияние на положительную динамику роста речевой культуры детей дошкольного возраста, побуждая интерес к художественной литературе.

Таким образом, вся художественная литература  имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств совершенствования их культуры речи. Ежедневное чтение детской литературы дома и в дошкольной образовательной организации, а также специальные инновационные занятия по художественной литературе, оказывают большое влияние на развитие речевой культуры детей, что является необходимым для полноценного и дополнительного развития дошкольников.

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /  М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.П. Иваненко. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 123с.

2. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / О.А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.

3. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. «О детской литературе» [Текст] / Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. - М.: Детская литература, 2000.

4. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / З.А. Гриценко. - М.: Академия, 2004.

5.         Шабаева Г.Ф., Кладова П.Ф. Постановка проблемы ознакомления с художественной литературой старших дошкольников с помощью программы Smart Notebook (в формате World Skills компетенции «Дошкольное воспитание»)//Язык и актуальные проблемы образования // Материалы V Международной НПК, г.Москва 21 января 2020 г. - М.:Диона, 2020. с. 492., с. 335-339.  

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 34 с.

©Дмитриева Е.А., Бурганова Р.Т., Шабаева Г.Ф., 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

laquo;В процес­се общения с литературными произведениями художествен­ные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, про­никают в самое сердце, самую суть...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.А

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.АСовременные подходы к педаго­гике дошкольного детства свя­заны с поиском и н...

Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»

Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви...

Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»

Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви...