Консультация для воспитателей: «Создание условий для формирования у детей интереса к книге»
консультация по развитию речи

Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. В ДОУ стоит задача: пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_sozd_usloviy_novoe.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»

Консультация для воспитателей

«Создание условий для формирования у детей интереса к книге»

Казанова Е.Е., воспитатель

2023год

 «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –

в годы отрочества душа подростка будет пустой».

В.А.Сухомлинский

Проблема формирования у дошкольников интереса к книге в настоящее время широко обсуждается. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста.

В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, в наши дни – около 10%. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением (таких детей около 18-25%).

Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Еще когда ребенок просто слушает произведения русской и зарубежной литературы – колыбельные песенки, потешки, сказки, дразнилки, загадки, пословицы, былины, рассказы, – у него уже начинает складываться начитанность.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Работа должна быть построена таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

Воспитание интереса к чтению во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. Взрослый, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, сам должен любить читать, уметь передавать чувства героев, помогать понять авторский замысел, идею произведения.

В ДОУ стоит задача: пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий в группе.  

Организация книжного уголка

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей среды в детском саду. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детейКнижный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок, мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги:  и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта.

Младший возраст.

Воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его назначением, рассказывает правила, которые нужно соблюдать при рассматривании книг. Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, однако в запасе надо иметь дополнительные экземпляры этих же книг. Особое предпочтение отдаётся книжкам – картинкам. Они помогают мысленно воссоздать образ героя, запомнить логическую последовательность событий. При отсутствии определенного жизненного опыта и в силу еще неразвитого воображения содержание произведения не будет понятно, поэтому интерес к чтению может быть потерян. Чтение художественной литературы нужно сопровождать показом иллюстраций, беседами по содержанию, тем самым помогая понять смысл произведения.  Срок замены книг 2 – 2,5 недели.             Кроме книг, в уголке надо иметь отдельные картинки-иллюстрации и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Домашние животные», «Посуда», «Мебель», «Птицы» и др.).

Средний возраст.

На 5 году жизни дети более самостоятельны в восприятии художественного произведения, легко устанавливают цепочку событий и при необходимости вычленяют отдельные факты из этой цепи. Благодаря развитию воображения, роль наглядности несколько ослабевает, но не исчезает. При отсутствии иллюстрации к какой-либо части произведения, дети способны создать ее в своем воображении и уточнить при помощи последующих картинок.                       На полочке-витрине 5–6 книг, остальные хранятся в шкафу. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.        Помимо книг и альбомов постепенно вносят материал для ремонта (бумага, тканьножницы, клей и др.).                                                                                          В этом возрасте можно привлекать ребят к несложному труду в уголке книги: к изготовлению альбома с картинками.

Старший  дошкольный возраст.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: у них появляются литературные пристрастия, индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно    10-12 разных книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию).

  • Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в книжный уголок 2-3 сказочных произведения.
  • В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
  • Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
  • Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
  • Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
  • Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки: «Приключения Буратино» А.Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского...    Такие произведения удовлетворяют потребность детей в более длительном общении с полюбившимися героями, которые попадают в новые ситуации.
  • В уголке книги дети знакомятся с творчеством замечательных художников –  Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Конашевича, Е.Чарушина и многих других, «посещая» своеобразный художественный музей.
  • Для детей старших групп можно устраивать тематические выставки книг.    Цель таких выставок – углубить литературные интересы дошкольников. При организации выставки соблюдать следующие правила:

• Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника- иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).

• Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

• Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более 3-4 дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем, срок её пребывания составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

  • Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н.Чарушина и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.
  • В средних, старших и подготовительных группах в книжных уголках должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.

Книжный уголок должен быть доступной зоной для детей, дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.

В круг детского чтения должны входить все виды литературы:

  • проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература
  • фольклорные жанры: народные сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, поговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки
  • авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести
  • научно-популярные жанры (энциклопедии)
  • произведения литературы народов мира.

Правильно сформированный «круг детского чтения» предполагает учет половых (гендерных) различий детей. Педагог, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома (В.Одоевский «Рукодельная песенка»; Е.Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б. Житков «На воде», «Помощь идет» и другие произведения).

Словесные методы работы по формированию у детей интереса к книге:

  • чтение художественных произведений;
  • беседы о прочитанном произведении;
  • вопросы к детям по содержанию произведений;
  • заучивание наизусть;
  • пересказ произведений;
  • выразительное чтение по лицам;
  • придумывание конца к началу произведения;
  • составление литературных загадок.

В создании условий для формирования у детей интереса к книге является организация предметно – пространственной среды:   - наличие дидактических и развивающих игр («Чудо-дерево» по произведениям  К.И.Чуковского, «Любимая сказка», «Узнай, отгадай сказку» и др.);  - кубики, лото, настольно-печатные игры («Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Зайкина избушка», «В сказки в гостях» и др.);   - организация сюжетно-ролевых игр («Библиотека», «Книжный магазин» и др.);  - использование разных видов театра: куклы бибабо, пошаговый театр, настольный, пальчиковый театры, персонажи теневого театра, костюмы литературных героев;  - речетворчество детей («Моя любимая книга», «Мой любимый герой» и др.);   - изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Таким образом, деятельность педагогов детского сада по формированию у дошкольников интереса к книге в условиях ДОУ способствует:

  • продвижению детского чтения, вхождению ребенка в книжную культуру;
  • просвещению воспитанников в области детской литературы;
  • осознанию детьми, что чтение — это удовольствие, счастье познания и творчества.

Чтобы добиться результата по формированию интереса у детей к чтению, необходима СИСТЕМА.

И родители должны быть с нами заодно.

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге, а мы как педагоги можем помочь им в этом.

Мы можем создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции. Только через сопереживание ребёнок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путём приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца.

Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.

Помним, что книги – это наши друзья!

Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книгу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание условий для исследовательской деятельности детей."

Создание условий для исследовательской деятельности детей. Детская любознательность,если её удается  сохранить,дает постоянный стимул к раз-витию способностей.Н.С. Лейтес....

Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"

Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Консультация для воспитателя "Создание условий для двигательной деятельности детей"

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение котор...

Консультация для воспитателей "Создание условий для самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС ДО".

Консультация для воспитателей "Создание условий для самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС ДО"....

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали...