Консультация для воспитателей "Создание условий для исследовательской деятельности детей."
консультация (старшая группа) на тему
Создание условий для исследовательской деятельности детей.
Детская любознательность,
если её удается сохранить,
дает постоянный стимул к раз-
витию способностей.
Н.С. Лейтес.
Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. Проект стандарта дошкольного образования, разработанный на основе Закона об образовании РФ, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится и формирование исследовательской деятельности, которая дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, активизирует самостоятельную деятельность, позволяет избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, развивает у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности: игровую, проектную, продуктивную.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.
Исследовательская деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются исследовательские способности-это умения:
ü видеть проблему;
ü выдвигать гипотезу;
ü задавать вопросы;
ü наблюдать;
ü проводить эксперименты;
ü высказывать суждения;
ü делать выводы;
ü доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать общеизвестные правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.
1. Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании.
2. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
3. Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.
4. С раннего детства необходимо побуждать ребёнка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том как добиться желаемого результата.
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориентированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.
Работа по формированию исследовательской деятельности у дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно:
1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.
2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапе предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.
3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.
В ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.
Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.
Проводя исследования, желательно придерживаться организационной структуры, предложенной А.И. Савенковым и О.В. Цаплиной.
- нестандартное использование времени занятия, помещения;
- опора на опыт ребенка;
- акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;
- активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы;
- чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.
Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе предметно - пространственной среды, которая должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности, расширяющее опыт ребёнка: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, открытки с изображением растений пресмыкающихся и земноводных, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений («Ходит, плавает, летает», «Воздух-невидимка», «Взвешиваем, измеряем, сравниваем», «Что звенит»).
Материалы и оборудование для проведения опытов и экспериментов: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком, глиной, шишками, плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Образцы круп. Бутылочки, стаканчики разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, ложечки разных размеров, деревянные палочки.
Для решения проблемных ситуаций в уголок экспериментирования вносят модели и схемы опытов. Детям предлагается рассмотреть их, подобрать необходимые приборы и материалы, провести опыт и сделать вывод. Также в уголок вносятся карточки фиксации результатов: в них дети фиксируют не только результат своей деятельности, но и ход проведения эксперимента. Использование таких карточек постепенно подводит детей к выводу, что проведение эксперимента требует определённой подготовки: нужно определить цель, отобрать необходимые приборы и материалы, зафиксировать результат.
Экспериментирование предполагает наличие специальных инструментов и оборудования для изучения и исследования. Целесообразно в связи с этим оснастить в детском саду детскую лабораторию, разместив её в небольшом отдельном помещении. В ней должны быть представлены достаточно сложные инструменты и материалы: термометр, зеркало, весы с гирями, магниты, электрические фонарики, микроскопы, технические игрушки, пособия для исследования. Сначала в небольшой подгруппе воспитатель показывает опыт, обсуждает его результаты с детьми, а после этого дети уже сами повторяют этот опыт на разном содержании. При этом важно следующее:
ü максимальная простота приборов;
ü отчётливая видимость изучаемого явления;
ü возможность участия ребёнка в повторном показе (воспроизводимость опыта).
Наличие лаборатории даёт педагогу возможность:
ü работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;
ü применять материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
ü не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений («Испачкаешься», «прольёшь» и т.д.).
При организации исследовательской деятельности неоценимую помощь
может оказать семья. Родители могут помочь ребёнку в организации опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для её презентации другим. Но не всегда родители могут это делать правильно, с учётом возможностей самого ребёнка. Поэтому нелишним станет проведение воспитателем работы с семьёй, в которую включены:
ü консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях;
ü организация картотеки опытов для домашнего экспериментирования;
ü подборка аудио- и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для прослушивания и просмотра в домашних условиях;
ü параллельная постановка опытов – в детском саду и дома;
ü рекомендации по совместному (родители и дети) посещению музеев и выставок.
Мы создаем условия для того, чтобы в процессе исследовательской деятельности ребенок систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов, строил новый тип делового партнерства со сверстниками.
Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_word.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для исследовательской деятельности детей.
Детская любознательность,
если её удается сохранить,
дает постоянный стимул к раз-
витию способностей.
Н.С. Лейтес.
Изменения, происходящие в современном мире, требуют обновления педагогических технологий, направленных на развитие личности. Проект стандарта дошкольного образования, разработанный на основе Закона об образовании РФ, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится и формирование исследовательской деятельности, которая дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений, активизирует самостоятельную деятельность, позволяет избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, развивает у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности: игровую, проектную, продуктивную.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.
Исследовательская деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются исследовательские способности-это умения:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезу;
- задавать вопросы;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- высказывать суждения;
- делать выводы;
- доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования данного процесса педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать общеизвестные правила для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения.
- Следует поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она обуславливает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно следует объяснить, почему вы это запрещаете, и помочь определить, что можно или как можно.
- С раннего детства необходимо побуждать ребёнка доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивать его волевые усилия и активность. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, следует беседовать с ним о его намерениях, целях, о том как добиться желаемого результата.
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориентированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться ребенком и включать в себя прогнозы, оценки и последовательность действий. Познавательная деятельность, принимая экспериментально-поисковый характер, предполагает создание определенных алгоритмов, которые являются для детей ориентирами для коррекции собственной деятельности.
Работа по формированию исследовательской деятельности у дошкольников должна проводиться постепенно и поэтапно:
1 этап – непосредственное формирование умений и навыков исследовательской деятельности. Содержание первого этапа включает в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания и других познавательных функций.
2 этап – ознакомление дошкольников с методикой учебных исследований. На этом этапе предлагается классификация, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.
3 этап – проведение детьми самостоятельных исследований, когда в исследовательский поиск вовлекается вся группа, дети сами определяют цели и методы их достижения.
В ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.
Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.
Проводя исследования, желательно придерживаться организационной структуры, предложенной А.И. Савенковым и О.В. Цаплиной.
- нестандартное использование времени занятия, помещения;
- опора на опыт ребенка;
- акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;
- активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы;
- чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.
Еще одним обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе предметно - пространственной среды, которая должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности, расширяющее опыт ребёнка: достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, открытки с изображением растений пресмыкающихся и земноводных, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы, глобус, дидактические игры, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений («Ходит, плавает, летает», «Воздух-невидимка», «Взвешиваем, измеряем, сравниваем», «Что звенит»).
Материалы и оборудование для проведения опытов и экспериментов: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком, глиной, шишками, плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Образцы круп. Бутылочки, стаканчики разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, ложечки разных размеров, деревянные палочки.
Для решения проблемных ситуаций в уголок экспериментирования вносят модели и схемы опытов. Детям предлагается рассмотреть их, подобрать необходимые приборы и материалы, провести опыт и сделать вывод. Также в уголок вносятся карточки фиксации результатов: в них дети фиксируют не только результат своей деятельности, но и ход проведения эксперимента. Использование таких карточек постепенно подводит детей к выводу, что проведение эксперимента требует определённой подготовки: нужно определить цель, отобрать необходимые приборы и материалы, зафиксировать результат.
Экспериментирование предполагает наличие специальных инструментов и оборудования для изучения и исследования. Целесообразно в связи с этим оснастить в детском саду детскую лабораторию, разместив её в небольшом отдельном помещении. В ней должны быть представлены достаточно сложные инструменты и материалы: термометр, зеркало, весы с гирями, магниты, электрические фонарики, микроскопы, технические игрушки, пособия для исследования. Сначала в небольшой подгруппе воспитатель показывает опыт, обсуждает его результаты с детьми, а после этого дети уже сами повторяют этот опыт на разном содержании. При этом важно следующее:
- максимальная простота приборов;
- отчётливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребёнка в повторном показе (воспроизводимость опыта).
Наличие лаборатории даёт педагогу возможность:
- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам детей;
- применять материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений («Испачкаешься», «прольёшь» и т.д.).
При организации исследовательской деятельности неоценимую помощь
может оказать семья. Родители могут помочь ребёнку в организации опытов, подборе информации из разных источников, оформлении информации для её презентации другим. Но не всегда родители могут это делать правильно, с учётом возможностей самого ребёнка. Поэтому нелишним станет проведение воспитателем работы с семьёй, в которую включены:
- консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях;
- организация картотеки опытов для домашнего экспериментирования;
- подборка аудио- и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для прослушивания и просмотра в домашних условиях;
- параллельная постановка опытов – в детском саду и дома;
- рекомендации по совместному (родители и дети) посещению музеев и выставок.
Мы создаем условия для того, чтобы в процессе исследовательской деятельности ребенок систематически самостоятельно осуществлял интеграцию известных ему способов, строил новый тип делового партнерства со сверстниками.
Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Детское экспериментирование-один из ведущих видов детской деятельности....
Консультация для родителей на тему: «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоен...
Консультация для родителей."Развитие поисково-исследовательской деятельности детей.
Развитие поисково-исследовательской активности детей.Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"...
Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто рас...
консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"
опыты и исследования детьми дошкольного возраста совместно с родителями...
Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...