Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ Тема: «История создания книги»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Арюткина Диана Николаевна

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.

Программные задачи:

- обучающие:

• продолжать обогащать представления детей о мире предметов;

• познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

• знакомить с правилами безопасного чтения;

- развивающие:

• расширять и уточнять представления о людях разных профессий;

• развивать умение поддерживать беседу;

• развивать мелкую и крупную моторику;

- воспитательные:

• воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

• развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми,

•проявлять доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rozhdenie_knigi.ppt1.34 МБ
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЖДЕНИЕ КНИГИ

Слайд 2

Долгим был путь к современной книге. У разных народов были разные способы письма и разные материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка - наносили кисточкой, на пальмовых листьях - выцарапывали. До наших времён дошли "книги" на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте.

Слайд 3

Писать люди научились раньше, чем делать бумагу и поэтому использовали камень – высекали на нём буквы. Но камень неудобный для письма материал, так как он твёрдый, жёсткий и тяжёлый.

Слайд 4

Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Первыми писать на глиняных дощечках стали в Греции. На еще влажной и мягкой глине писец острой палочкой выдавливал слова – значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали.

Слайд 5

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Слайд 6

Так же в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском.

Слайд 7

Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском.

Слайд 8

Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

Слайд 9

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. В древнем Египте писали на папирусе.

Слайд 10

Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.

Слайд 11

Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римских императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений.

Слайд 12

Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.

Слайд 13

В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец.

Слайд 14

На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Слайд 15

Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Слайд 16

На Руси тоже стали создавать книги из бумаги, но они были рукописными. Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота.

Слайд 17

Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей.

Слайд 18

Первые печатные книги появились в Германии. Современный способ книгопечатания изобрёл немец Иоганн Гуттенберг .

Слайд 19

На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.

Слайд 20

. Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ

Тема: «История создания книги»

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.

Программные задачи: 

- обучающие:

• продолжать обогащать представления детей о мире предметов;

• познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

• знакомить с правилами безопасного чтения;

- развивающие:

• расширять и уточнять представления о людях разных профессий;

• развивать умение поддерживать беседу;

• развивать мелкую и крупную моторику;

- воспитательные:

• воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

• развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми,

•проявлять доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в парах.

Ход ООД

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель:

 Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Я вам сейчас загадаю загадку.
Воспитатель:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.

Воспитатель: - Ребята, что это?

Правильно, это – книга. 
Воспитатель:

-  Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей).

( Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)

-   Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. 

I.Обратить внимание детей на выставку современных книг.

- Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей). 
- Из чего делают книги? (из бумаги). 
- Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

-  А вы знаете стихи про книгу?  А загадки какие вы знаете?

II.Дети читают стихи и загадывают загадки про книгу.

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней!

Сама мала, а ума придала.

- А теперь я вам расскажу интересную историю.


— Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги? 


Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга
Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга.
Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
— Вы запомнили просьбы книг?  (ответы детей)

- Как надо обращаться с книгой?(ответы детей)

III. Ребята, как вы думаете, всегда ли книги были такими как мы их знаем? Хотите знать какие книги были в древности? (Садимся за столы) Мы поговорим о тех древних книгах, которые мы никогда не видели. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»

Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Тема: «Встреча с героями сказки Приключения Буратино»

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". При помощи игровой мотивации раскрываются возможности и представл...

Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы с использованием интерактивной музыкально-дидактиеческой игры "В гости к Снеговику".

Конспект  развлечения разработан для детей старшего дошкольного возраста. В гости к ребятам приходит Снеговик и проводит с детьми различные игры и аттракционы. Напоследок дарит ребятам снежинки э...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».

Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Будьте здоровы!»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий...