Консультация для молодых специалистов «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»
консультация по развитию речи
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_rechi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши
Челябинской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель: Карпаева Г.В.
Аша
2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи:
- работа над морфологией, т.е. дети должны уметь изменять слова по родам,числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
- словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
- соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
- названия детёнышей животных;
- названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
- названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
- синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Словарная работа:
- правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
- активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
- устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
Развитие связной речи:
- овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
- умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
- пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
- Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.
- В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
- Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
- Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
- Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
- Пособия должны быть внешне привлекательными.
- Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
- Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
- Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
- словесные игры (без наглядного материала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для начинающих воспитателей....
Консультация для молодых специалистов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей"
Подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, которые обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяют развивать личностные субъективные качества реб...
"Роль дидактической игры в речевом развитии ребенка"
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает:форм...
Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников".
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"....