«Мнемотехника в развитии речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Что такое мнемотехника? Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. У ребенка  в речевом развитии к концу дошкольного детства необходимо формировать точную и выразительную речь. Для этого нами проводится работа по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно - иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов.   Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Консультация на тему:

«Мнемотехника в развитии речи дошкольников»

                                                 Подготовила воспитатель

                                             первой квалификационной категории:

                                               Ханиева Г.Г.

        К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений, сказок, рассказов или какой – то другой информации, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Потому что дети видят образы. В развитии речи дошкольников главную роль играет развитие    зрительной и образной памяти. Память  – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Образная память – это вид памяти, который  опирается на восприятие или представления, включающей себя пробы, направленные на воспроизведение ранее увиденного, услышанного и так далее, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов.  Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Вот именно здесь я решила использовать метод мнемотехники.

     Что такое мнемотехника? Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. У ребенка  в речевом развитии к концу дошкольного детства необходимо формировать точную и выразительную речь. Для этого нами проводится работа по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно - иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов.   Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями.

    Из своего опыта работы я сделала вывод, что метод мнемотехники можно использовать, не только при заучивании стихотворений, но и в других видах образовательной деятельности. Например, мною была проведена интегрированная образовательная деятельность с элементами логоритмики и мнемотехники в первой младшей группе « Игры маленьких мышат».

    Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что применение метода мнемотехники позволяет решать следующие задачи:

1.Значительно сокращается время на запоминание, осмысление и воспроизведение информации.

2.Совершенствуется восприятие.

3.Развиваются основные психические процессы – внимание, образное мышление, память, ядром, которых -  является речь.

4.Происходит развитие творческого познания.

     Использование метода мнемотехники в детском саду с обычными детьми  позволит повысить уровень развития слуховой памяти, воображения, развития мелкой моторики и т.д., следовательно, позволит повысить  уровень развития связной речи детей ДОУ.

    В настоящее время  я в своей работе использую метод мнемотехники и рекомендую своим коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...

Мнемотехника в развитии речи дошкольника

Уважаемые педагоги и родители!В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...