«Мнемотехника в развитии речи дошкольников»
консультация по развитию речи
Что такое мнемотехника? Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. У ребенка в речевом развитии к концу дошкольного детства необходимо формировать точную и выразительную речь. Для этого нами проводится работа по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно - иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов. Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Консультация на тему:
«Мнемотехника в развитии речи дошкольников»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории:
Ханиева Г.Г.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений, сказок, рассказов или какой – то другой информации, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Потому что дети видят образы. В развитии речи дошкольников главную роль играет развитие зрительной и образной памяти. Память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Образная память – это вид памяти, который опирается на восприятие или представления, включающей себя пробы, направленные на воспроизведение ранее увиденного, услышанного и так далее, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов. Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Вот именно здесь я решила использовать метод мнемотехники. Что такое мнемотехника? Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. У ребенка в речевом развитии к концу дошкольного детства необходимо формировать точную и выразительную речь. Для этого нами проводится работа по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно - иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов. Запоминание стихов обогащает словарь ребенка, прививает навыки правильного употребления слов, развивает память, воспитывает культуру речи. Стихотворения позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями. Из своего опыта работы я сделала вывод, что метод мнемотехники можно использовать, не только при заучивании стихотворений, но и в других видах образовательной деятельности. Например, мною была проведена интегрированная образовательная деятельность с элементами логоритмики и мнемотехники в первой младшей группе « Игры маленьких мышат». Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что применение метода мнемотехники позволяет решать следующие задачи: 1.Значительно сокращается время на запоминание, осмысление и воспроизведение информации. 2.Совершенствуется восприятие. 3.Развиваются основные психические процессы – внимание, образное мышление, память, ядром, которых - является речь. 4.Происходит развитие творческого познания. Использование метода мнемотехники в детском саду с обычными детьми позволит повысить уровень развития слуховой памяти, воображения, развития мелкой моторики и т.д., следовательно, позволит повысить уровень развития связной речи детей ДОУ. В настоящее время я в своей работе использую метод мнемотехники и рекомендую своим коллегам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица – один из видов мнемотехники в развитии речи дошкольников
Обзорная консультация для педагогов и спользованием ИКТ, знакомящая с одним из видов МНЕМОТЕХНИКИ - мнемотаблицами. Ссылка для скачивания: http://files.mail.ru/TKT6SW...
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...
Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...
Мнемотехника в развитии речи дошкольника
Уважаемые педагоги и родители!В современном мире очень актуальна проблема речевого развития ребенка, а особенно дошкольника. Подавляющее большинство детей имеют очень низкий уровень коммуникативного...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...