ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Суминова Ирина Сергеевна

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются  с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних- дом.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы-  схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:

-развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образног о мышления.

-перекодирование информации ,т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

При заучивании стихотворений применяются следующие методы запоминания: опорные картинки, рисование («кодирование») стихотворения. Использование опорных рисунков  для обучения  заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает  наглядно- образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ , сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Алгоритм использование мнемотаблиц с детьми дошкольного возраста при разучивании стихов.

  • Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению, желательно на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются перед детьми. После прочтения дети  воспроизводят стихотворение по опорным  картинкам.
  • При заучивании стихотворений на более поздних этапах педагог подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст.
  • Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица- рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течении дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.
  • На следующем этапе дети придумывают рисунки- символы (« шифруют») к стихотворению вместе с педагогом.

Алгоритм использования мнемотаблиц при отгадывании и составлении детьми загадок.

  • При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков , определять объект. На начальных этапах воспитатель подробно комментирует каждый рисунок .
  • На следующем этапе предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться какой предмет там спрятан, и объяснить как они угадали объект.
  • Затем  дети составляют свои мнемозагадки и загадывают их другим детям.

Предлагаю вашему вниманию несколько таблиц, разработанных мною и используемых в работе с детьми.

Схема для разучивания стихотворения Зима.

ЗИМА Е. Авдиенко

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берез,

Снежные тропинки, голые кусты,

Падают снежинки тихо с высоты.

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

Схемы к русским народным сказкам "Заюшкина избушка", "Курочка ряба","Маша и медведь", "Репка", "Теремок"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Доклад "Использование приемов мнемотехники для развития речи дошкольников"

В докладе описаны приемы и методы мнемотехники: мнемодорожки и мнемотаблицы, помогающие детям в пересказе и запоминании стихотворений, сказок и небольших рассказов....

Презентация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Использование схем облегчает запаминание и увиличивает объём папяти, развивает речемыслительную дечтельность детей....

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

МАСТЕР-КЛАССна тему:«Использование приемов мнемотехникив развитии речи дошкольников»...