Конспект занятия на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
план-конспект занятия по художественной литературе
Конспект интегрированного занятия
на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово» Валентины Александровны Осеевой
для детей стршего дошкольного возраста
Автор: Логинова Наталья Викторовна
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Приоритетная образовательная область: развитие речи.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: Объяснение, почему важно быть вежливым в процессе слушания рассказа, беседы по содержанию рассказа и дидактической игры.
Задачи:
Образовательная: Узнать содержание рассказа «Волшебное слово» автора В. Осеевой.
Развивающая: Объяснить, почему просьбы Павлика ни кто не желал выполнять.
Воспитательная: Внимательно слушать друг друга, не перебивать во время беседы.
Словарная работа: Активизировать словарь прилагательными характеризующие главного героя и его поступки.
Планируемый результат занятия: Познакомившись с содержанием рассказа «Вежливое слово» Валентины Осеевой дети проанализировали поступки главного героя и объяснили, почему просьбы Павлика ни кто не желал выполнять и благодаря чему они их выполнили. Дети ответили на главный вопрос, почему важно быть вежливым. Внимательно слушали друг друга и не перебивали во время беседы.
Наглядный материал: книга с иллюстрациями рассказа писателя В.А.Осеевой «Волшебное слово», дидактическая игра на интерактивной доске.
Предварительная работа: знакомство с детским писателем - В. А. Осеевой, чтение рассказа «Волшебное слово», рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций из книги.
Основная часть: Беседа по содержанию рассказа на тему «Почему важно быть вежливым», с обращением к личному опыту, вопросы к детям, словарная работа.
Заключительная часть: закрепление полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu_znakomstvo_s_literaturnym_proizvedeniem.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
интегрированного занятия
на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово»
Валентины Александровны Осеевой»
в старшей группе
Составила воспитатель:
Логинова Наталья Викторовна
Дата проведения: 18.12.2022г.
г. Тюмень, 2022г.
Конспект интегрированного занятия
на тему «Знакомство с литературным произведением «Волшебное слово»
Валентины Александровны Осеевой
в старшей группе
Автор: Логинова Наталья Викторовна
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Приоритетная образовательная область: развитие речи.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: Объяснение, почему важно быть вежливым в процессе слушания рассказа, беседы по содержанию рассказа и дидактической игры.
Задачи:
Образовательная: Узнать содержание рассказа «Волшебное слово» автора В. Осеевой.
Развивающая: Объяснить, почему просьбы Павлика ни кто не желал выполнять.
Воспитательная: Внимательно слушать друг друга, не перебивать во время беседы.
Словарная работа: Активизировать словарь прилагательными характеризующие главного героя и его поступки.
Планируемый результат занятия: Познакомившись с содержанием рассказа «Вежливое слово» Валентины Осеевой дети проанализировали поступки главного героя и объяснили, почему просьбы Павлика ни кто не желал выполнять и благодаря чему они их выполнили. Дети ответили на главный вопрос, почему важно быть вежливым. Внимательно слушали друг друга и не перебивали во время беседы.
Наглядный материал: книга с иллюстрациями рассказа писателя В.А.Осеевой «Волшебное слово», дидактическая игра на интерактивной доске.
Предварительная работа: знакомство с детским писателем - В. А. Осеевой, чтение рассказа «Волшебное слово», рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций из книги.
Основная часть: Беседа по содержанию рассказа на тему «Почему важно быть вежливым», с обращением к личному опыту, вопросы к детям, словарная работа.
Заключительная часть: закрепление полученных знаний.
№ п/п | Этап занятия | Содержание занятия |
1. | Игра на приветствие. | Формирование интереса у детей к теме занятия к предстоящей деятельности. Воспитатель: Ребята, давайте друг друга поприветствуем, для этого нужно встать в круг. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в круг. Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй, друг, Здравствуй, друг, Здравствуй, наш весёлый круг! Воспитатель: Я рада приветствовать вас, этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых, интересных впечатлений! Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебный цветок. Оторвите каждый от него по лепестку. А теперь поверните и посмотрите, что изображено на другой стороне лепестка. Да, правильно, это смайлик. А какой веселый или грустный? Веселый, да. Я желаю вам, чтобы у вас на занятии сегодня было хорошее настроение, и вы справились со всеми заданиями. Присаживайтесь на свои места. |
2. | Подведение детей к слушанию произведения (сюрпризный момент). | Воспитатель: Ребята, послушайте маленькое стихотворение и ответьте на вопрос. *** Если хочешь много знать, Вслушайся в советы. Научись распознавать Книжные секреты. В каждой книжке — свой секрет, И ненужных книжек нет. Воспитатель: Действительно, в каждой книге есть свой секрет, и только прочитав книгу, мы сможем, узнать, какой же секрет таит в себе книга. Вот и мы тоже желаем узнать как можно больше секретов, поэтому стараемся часто слушать, а кто умеет читать разные книги. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображён на доске? Мальчик. Хотите узнать про его секрет, тогда слушайте. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» (портрет писателя). Это история о мальчике Павлике. Он всегда был обижен, потому что ему много чего не разрешали, и даже сестра не хотела с ним делиться красками. Он грустил и даже плакал, пока не встретил одного старика на лавке. Старик открыл ему один секрет, Павлик сначала ему не поверил. Но попробовав один раз его применить, жизнь Павлика очень изменилась. |
3. | Фабула – объяснение и доказательство детям, почему именно это произведение вы сегодня вновь принесли и продолжаете знакомиться. | Воспитатель: Да, да мы уже читали этот рассказ. Вот я принесла эту книгу, что бы мы с вами вспомнили как же вел себя с окружающими его близкими людьми, до того когда еще не знал «волшебное слово». Воспитатель: Ребята, а у вас в детском саду бывали такие ситуации. Воспитатель: Автор книги Валентина Осеева в детстве очень любила читать книги, была такой же веселой и задорной девочкой как вы сейчас. В течение шестнадцати лет Осеева работала в детских коммунах, колониях, детприемниках. Дети и помогли воспитательнице обрести свое писательское призвание: для них она придумывала длинные повести. Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. |
4. | Аннотация. | Воспитатель: Осеева Валентина Александровна детская писательница. Она написала много детских рассказов. В своих рассказах писательница рассказывает о чувстве уважения к старшим, забота о слабых. Например, такие, как «Навестила», «После первого дождя», «Девочка с куклой», «Синие листья» и сегодня мы познакомимся с рассказом «Волшебное слово». |
4.1. | Высказывание личного отношения воспитателя к произведению. | Воспитатель: Мне нравиться этот рассказ тем, что он учит различать хорошие и плохие поступки, учит быть вежливыми с окружающими. Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с невоспитанным человеком, конечно же, нет. |
4.2. | Краткий пересказ до отрывка, который зачитываем. ! Важно, отрывок произведения должен раскрывать идею произведения. | В этом рассказе вы узнаете о мальчике Павлике, которому постоянно не везло, но после разговора со стариком все изменилось. *** Старик разгладил длинную бороду: — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. — Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза... — А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: — Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. — Я попробую,— усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую.— Он вскочил и побежал домой. |
4.3. | Постановка проблемного вопроса «Помогло ли Павлику волшебное слово осуществить его пожелания?». | Воспитатель: Ребята, какое волшебное слово услышал Павлик от старичка? ПОЖАЛУЙСТА! Верно! Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, помогло ли волшебное слово Павлику осуществить его пожелания: - получить заветные краски у сестры Лены? - получилось ли попробовать вкусный пирожок, который стряпала бабушка? - взял ли собой брат покататься на лодке? Высказывание детей предложений на проблемный вопрос «Помогло ли волшебное слово?». |
4.4. | Голосование и высказывание предложений детей на проблемный вопрос «Помогло ли волшебное слово?» | Воспитатель: Помогло ли волшебное слово Павлику осуществить его пожелания? - получить заветные краски у сестры Лены? - получилось ли попробовать вкусный пирожок, который стряпала бабушка? - взял ли собой брат покататься на лодке? Высказывание детей предложений на проблемный вопрос «Помогло ли волшебное слово?». Воспитатель: Правила голосования. У нас две коробки. Зеленая – да! Красная – нет! У вас в руках смайлики. Голосуем! Воспитатель: Ребята, ваши мнения разделилось на «да» и «нет», но ответ на данный вопрос (помогло ли волшебное слово) вы узнаете, когда прослушаете весь рассказ до конца. Начнем читать. Сядьте поудобнее, спинка прямая, ноги вместе, ручки на коленках. Слушайте внимательно, после прочтения я буду задавать вам вопросы. |
5. | Чтение отрывка из рассказа «Волшебное слово» В. Осеева., которое ведет к проблемному вопросу. | Воспитатель читает отрывок из рассказа, который ведет к проблемному вопросу. *** — Я Ленке сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько! - Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды. - Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик.— Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!» Старик разгладил длинную бороду: — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. — Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза... — А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: — Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. — Я попробую,— усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую.— Он вскочил и побежал домой. |
6. | Возвращение к проблемному вопросу и ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ДЕТЕЙ «Помогло ли волшебное слово Павлику осуществить его пожелания?» | Воспитатель: Ребята, какое волшебное слово услышал Павлик от старичка? ПОЖАЛУЙСТА! ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. Помогло ли волшебное слово Павлику осуществить его пожелания? - получить заветные краски у сестры Лены? - получилось ли попробовать вкусный пирожок, который стряпала бабушка? - взял ли собой брат покататься на лодке? Высказывание детей предложений на проблемный вопрос «Помогло ли волшебное слово?». Воспитатель: Правила голосования. У нас две коробки. Зеленая – да! Красная – нет! У вас в руках смайлики. Голосуем! *** «Обманул старик!— с досадой подумал мальчик.— Разве такая поймёт волшебное слово!..» «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. «Помогло! Опять помогло!» Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки. |
7. | Беседа по содержанию рассказа «Волшебное слово» В. Осеева | Воспитатель: Ребята, сядьте поудобнее, спинка прямая, ноги вместе, ручки на коленках. Слушайте внимательно, после прочтения я буду задавать вам вопросы. Присаживайтесь на места. Воспитатель: С каким рассказом мы познакомились? Кто автор? Какие герои встречались в рассказе? 1). Почему у Павлика было плохое настроение? 2). Кого мальчик встретил в сквере? 3). Как старичок догадался, что с мальчиком что-то случилось? 4). О чем сообщил Павлик пожилому человеку? 5). Какое слово подарил старичок Павлику? Давайте зачитаем. 6). Какие положительные изменения произошли с мальчиком? 7). Как изменилось поведение Павлика и его родных? 8). Как отреагировала Лена на волшебное слово? 9). Почему бабушка дала Павлику пирожок? 10). Почему брат согласился взять с собой Павлика в путешествие? 11). Понравился ли вам мальчик в конце рассказа, почему? Как вы поступаете в таких ситуациях? 12). Можно ли назвать старичка волшебником, почему? 13). Что такое вежливость? 14). Как действуют волшебные слова на людей? 15). Какие волшебные слова вы знаете? 16). Что хотел сказать Павлик старичку в конце рассказа? А что бы вы наместе Павлика сказали старику? 17). Как нужно говорить добрые слова? Каким тоном нужно их произносить? Давайте зачитаем. 18). Каким образом волшебные слова воздействуют на людей? 19). Как часто вы говорите волшебные слова? 20). Почему добрым и вежливым людям легче живется, чем злым и неприветливым?
Воспитатель: Поиграем в игру ... Как поступал Павлик к своим близким сначала рассказа, и как изменился Павлик после встречи со старичком, как он стал общаться и исполнились ли его пожелания? Воспитатель: Ребята, а какой отрывок из рассказа вам понравился больше всего? Давайте зачитаем его. Молодцы, теперь, я вижу, что вы внимательно слушали. |
8. | Физкультминутка (общая). | Воспитатель: Все внимательно слушали? Хорошо, тогда давайте немного с вами отдохнем, а потом проверим, как вы внимательно меня слушали. Физкультминутка «Добрый день, мой милый друг». Добрый день, мой милый друг! (рукопожатие). Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону). Здесь есть ты, (кладем правую руку на плечо соседа). Здесь есть я. (кладем правую руку себе на грудь). Будем вместе жить, друзья (обе руки ладонями соединяем с руками соседа). Молодцы! Подходите ко мне. |
9. | Дидактическая игра. После игра на интерактивной доске гимнастика для глаз. | Воспитатель: Ребята с Павликом никто не дружит и не желает общаться. Помоги ему, научите его как же нужно общаться с окружающими его людьми, что бы его пожелания с удовольствием выполнили.
Воспитатель: Поможем вспомнить ему вспомнить? Давайте подойдем к смарт-доске. Сначала, вспомним Технику безопасности работай со смарт-доской. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Посмотрите на экран. Нам нужно помочь Павлику вспомнить его поведение и пожелания. Если вы ответили правильно то, Павлик обязательно все вспомнит. Всем понятно? Работаем по подгруппам. Игровая задача: правильно расположить картинки, тем самым закрепить понимание важности вежливых слов. 1 СЛАЙД – Ребята из команды «Смайлик - Грусть» нам помогут вспомнить, как обращался Павлик к сестренке, к бабушке, к брату и почему просьбы Павлика ни кто не желал выполнять? 2 СЛАЙД. – Ребята из команды «Смайлик - Улыбка» нам помогут вспомнить, как же обращался Павлик к своим близким людям после встречи со старичком? 3 СЛАЙД – Ребята из команды «Смайлик - Запомни!» нам помогут вспомнить, как «Как же стали относиться к Павлику близкие люди?» 4 СЛАЙД – «Какие просьбы были выполнены?» ИТОГ ИГРЫ Воспитатель: Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Наши глазки немного устали. Давайте дадим им отдохнуть. Гимнастика для глаз. Давайте сильно-сильно зажмурим глаза, А теперь откроем и посмотрим далеко в окно. А теперь на кончик носа и опять в окно. Посмотрим глазками на соседа справа, а теперь слева. Быстро-быстро поморгаем и опять посмотрим в окно. |
10. | Рефлексия. | Воспитатель: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор? Какие герои встречались в рассказе? Что означает «волшебное слово»? Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Как называют человека, который в общении с другими людьми употребляет волшебные слова? Как и чем отвечают люди на вежливое общение? Почему важно быть вежливым человеком? *** «Слово это словно ключик Золотой и сказочный, Словно самый светлый лучик, Звать его «Пожалуйста». Во дворе, в семье, в саду Слово это трудится, У того, кто с ним в ладу, Все на свете сбудется». Воспитатель: Теперь я предлагаю вам подойти к столу. Посмотрите, на столе картинки веселого и грустного смайлика. Выберите смайлик, веселый если вам понравилось наше занятие, а если не понравилось, то грустный. Спасибо, ребята. Вы были сегодня очень внимательны и хорошо отвечали на вопросы. Наше занятие закончено. МОЛОДЦЫ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Волшебный цветок» в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержаниеЦель – продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – пластилинография.Задачи:• Образовательная: закрепить умение детей отщипывать кусоч...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему «Волшебные шарики» в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с техникой нетрадиционного рисования - пластилинография....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (конструирование из бросового материала) с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Подснежники»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (конструирование из бросового материала) с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Подснежники»Демонстрац...
Конспект музыкально-ритмического занятия "Волшебное путешествие в танцевальную страну" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект музыкально-ритмического занятия "Волшебное путешествие в танцевальную страну" для детей старшего дошкольного возрастаРазработала: Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководит...
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
Конспект занятия по теме: «Путешествие в страну взрослых дел» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....